Гражданская ответственность специалиста по работе с молодежью

Помощь по теме: "Гражданская ответственность специалиста по работе с молодежью" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Примерная форма должностной инструкции специалиста по работе с молодежью (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

[ организационно-правовая форма,
наименование юридического лица ]

[ должность, подпись, Ф. И. О.
руководителя или иного должностного
лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию ]

[ число, месяц, год ]

Должностная инструкция
специалиста по работе с молодежью

[ наименование юридического лица ]

ГАРАНТ:

См. Справку по теме: «Должностные инструкции руководителей, специалистов, работников и порядок их составления» и Список должностных инструкций по подразделениям предприятия и отраслям деятельности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 ноября 2008 г. N 678 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Специалист по работе с молодежью относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [ наименование должности руководителя ].

1.2. Специалист по работе с молодежью назначается на должность и освобождается от нее приказом [ наименование должности ].

1.3. Требования к квалификации: высшее профессиональное образование по специальности «организация работы с молодежью», «государственное и муниципальное управление» без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее одного года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее трех лет.

1.4. Специалист по работе с молодежью должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью;

— основы педагогики и психологии;

— методы воспитательной и социальной работы;

— методы выявления экстремальных ситуаций;

— методы проведения консультаций для подростков и молодежи;

— программно-методическую литературу по работе с подростками и молодежью;

— отечественный и зарубежный опыт практической работы с подростками и молодежью;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

На специалиста по работе с молодежью возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Координация деятельности детских и молодежных объединений.

2.2. Анализ состояния и разработка мер по организации досуга подростков и молодежи.

2.3. Ведение работы с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями.

2.4. Прогнозирование и планирование работы с молодежью на курируемой территории, используя разнообразные современные формы, приемы, методы и средства, и несение ответственности за результаты работы в целом.

2.5. Осуществление работы по защите прав подростков, молодежи, молодых семей, работа с лидерами неформальных группировок.

2.6. Выступление с лекциями по вопросам молодежной политики.

2.7. Способствование формированию общей культуры личности.

2.8. Участие в деятельности методических объединений, использование других форм методической работы.

2.9. [ Другие должностные обязанности ].

Специалист по работе с молодежью имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения должностных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [ Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации ].

Специалист по работе с молодежью несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [ наименование, номер и дата документа ].

Руководитель кадровой службы

[ инициалы, фамилия, подпись ]

[ число, месяц, год ]

[ должность, инициалы, фамилия, подпись ]

[ число, месяц, год ]

С инструкцией ознакомлен:

[ инициалы, фамилия, подпись]

[ число, месяц, год ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма должностной инструкции специалиста по работе с молодежью

Разработана: Компания «Гарант», ноябрь 2016 г.

Источник: http://base.garant.ru/55728920/

Примерная форма должностной инструкции специалиста по социальной работе с молодежью (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

[ организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия ]

[ должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию ]

[ число, месяц, год ]

Должностная инструкция
специалиста по социальной работе с молодежью

[ наименование организации, предприятия и т. д. ]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 ноября 2008 г. N 678 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи», Профессионального стандарта Специалист по социальной работе, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 октября 2013 г. N 571н, и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

Читайте так же:  Мгюа перевод из другого вуза

1. Общие положения

1.1. Специалист по социальной работе с молодежью относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [ наименование должности руководителя ].

1.2. На должность специалиста по социальной работе с молодежью принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности и не имеющее медицинских противопоказаний без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность специалиста по социальной работе с молодежью назначается и освобождается от должности [ наименование должности руководителя ].

1.4. Специалист по социальной работе с молодежью должен знать:

— нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;

— национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

— российский и зарубежный опыт практической социальной работы;

— основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

— систему социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;

— теорию социальной работы;

— технологии социальной работы и условия их применения;

— основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;

— основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

— методы проведения консультаций для подростков и молодежи;

— программно-методическую литературу по работе с молодежью;

— типологию проблем подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.);

— национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;

— социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности подростка;

— виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;

— основы комплексных подходов к оценке потребностей подростков в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;

— методы диагностики трудной жизненной ситуации;

— особенности социальной работы с подростками и детьми младшего возраста;

— основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;

— основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

— требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой;

— способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;

— инфраструктуру реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;

— цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан — получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;

— регламент межведомственного взаимодействия;

— сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.);

— методы и технологии самоактуализации подростков;

— основы валеологии, социальной медицины;

— экономические основы социальной работы;

— правовые основы социальной работы;

— психологические и социально-педагогические основы социальной работы;

— функции и технологии деятельности службы занятости населения;

— особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Специалист по социальной работе с молодежью:

2.1. Выявляет молодые семьи, отдельных подростков и молодежь, нуждающиеся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж.

2.2. Осуществляет сбор и обработку дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах подростка.

2.3. Проводит диагностику трудной жизненной ситуации, устанавливает причины возникающих у подростков и молодежи трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы.

2.4. Выявляет обстоятельства возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности несовершеннолетних по месту жительства (фактического пребывания), определяет причины, способные привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализирует данные статистической отчетности, проводит при необходимости, выборочные социологические опросы населения.

2.5. Выявляет и оценивает индивидуальную потребность подростка в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки.

2.6. Выявляет потенциал несовершеннолетнего и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией.

2.7. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи.

2.8. Осуществляет социально-психологическую реабилитацию подростков и молодежи, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию.

2.9. Ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия, с бывшими воспитанниками детских домов и школ-интернатов, не имеющими родителей или оставшимися без их попечения, несовершеннолетними матерями, нуждающимися в трудоустройстве или другой помощи.

2.10. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы.

2.11. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты.

2.12. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства.

2.13. Содействует в определении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения.

2.14. Представляет в соответствующие органы и учреждения документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т. д.

Видео (кликните для воспроизведения).

2.15. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.

Читайте так же:  Правило получения разрешения охотничье оружие

2.16. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций по оказанию помощи нуждающейся в социальной поддержке молодежи: комиссий по делам несовершеннолетних, органов по делам молодежи, образования, социальной защиты населения по работе с подростками с девиантным поведением.

2.17. Ведет учет несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки.

2.18. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории.

2.19. Ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.

2.20. Организует профилактическую работу по предупреждению появления и (или) развития трудных жизненных ситуаций у подростков.

3. Права работника

Специалист по социальной работе с молодежью имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.3. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Повышать квалификацию в установленном законом порядке.

3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

4. Ответственность работника

Специалист по социальной работе с молодежью несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [ наименование, номер и дата документа ].

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/1968739/

Мировоззрение и гражданская позиция специалиста по работе с молодежью.

8. Общее понятие о личности и факторах её развития.

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека — от его телесного бытия до духовного — как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.

Личность — это организм и его высший представитель — мозг, содержащий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки того, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижность и деятельностью

Личность — общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

Когда человека можно считать личностью?

-Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.

-Второй необходимый критерий личности — способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Стр.336 книга 1 Немов.Р.С

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.net/3-28604.html

Гражданская ответственность – условие позитивной направленности и социальной активности молодежи

Вопрос № 50

Захаровой В.

Ответственность гражданская-ответственность гражданина или юридического лица за нарушение обязанностей по гражданскому правоотношению. Для О. г. характерно имущественное содержание (например, принудительное отобрание вещи, взыскание денежной суммы). Наиболее распространённые формы О. г. — возмещение убытков и уплата неустойки.

Социальная активность способна оказывать воздействие на общественную среду, изменять ее и изменяться в процессе взаимодействия со средой, целеполагание, избирательность поведения, целенаправленность изменения окружающей среды, т.е. в социальной активности проявляется способность личности сознательно производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе исторического опыта человечества, проявляться в творческой деятельности, волевых актах, общении. Одной из важнейших характеристик социальной активности является её направленность, т.е. вектор развития системы потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих в качестве мотивов и ценностей индивидуального поведения и определяющих специфическое отношение личности к динамике общественного процесса Коллективно осознанные мотивы и ценности становятся установками, ориентирами развития деятельности.

Мотив – побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Осознанный мотив превращается в цель Социальная установка – орудие достижения цели. Следовательно, прежде всего, целями, которые человек

ставит перед собой в своей деятельности, определяется направленность социальной активности.

А. Нейтральная социальная активность;

Б. Позитивная (созидательная) социальная активность;

В. Асоциальная активность;

Д. Негативная (деструктивная) социальная активность.

Позитивная социальная активность.

О позитивной направленности социальной активности

личности можно говорить в том случае, когда цели деятельности

личности совпадают с декларируемыми целями сообщества, которое имеет позитивный вектор развития. Например, целью учебной деятельности личности является получение образования, освоение профессии, что соответствует одной из декларируемых целей общества – развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

· Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 – 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – в 2-х ч. : Ч. 1. – 289 с.

· Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 752 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/15_64571_grazhdanskaya-otvetstvennost—uslovie-pozitivnoy-napravlennosti-i-sotsialnoy-aktivnosti-molodezhi.html

Гражданская ответственность специалиста по работе с молодежью

Актуальность проблемы формирования гражданской ответственности учащихся в процессе обучения связана с происходящими в России изменениями социально-экономического, политического, духовно-нравственного характера, которые привели общество к нестабильности, неопределенности. Значительная часть молодёжи по мнению многих исследователей (Н.А. Залыгина, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, В.М. Пустовалов, Н.Е. Щуркова, и др.), стремится, в первую очередь, только к росту личного благополучия. Средства массовой информации пропагандируют индивидуализм, призывают жить только для удовлетворения сиюминутных, часто только физиологических потребностей, используя других людей в качестве средства для достижения своих целей. Такие понятия как патриотизм, государственность, долг, честь, достоинство, дружба, верность, духовность, нравственность нередко выставляются как нечто обветшалое, как тема для издевательства над отсталостью так называемого «совкового» мышления и поведения. Всё это не может не вызывать беспокойство у общественности России.

Для формирования гражданской ответственности личности студенческий возраст является наиболее оптимальным, так как это период самоутверждения, стремления к самостоятельности, это время активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку.

Гражданская ответственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию на ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

К компонентам гражданской ответственности можно отнести политическую и правовую компетентность, нравственные качества специалиста, патриотические и интернациональные чувства.

З.П. Красноок сформулировала основные принципы и направления воспитания гражданственности: развитие у студентов познавательной активности и способности к самообразованию; развитие уважения к истории и традициям многонациональной страны, формирование качеств социально-ответственного гражданина Отечества; качественная и интенсивная подготовка будущих специалистов к включению в трудовую деятельность и формирование у них активной жизненной позиции; осознание и принятие нравственных общечеловеческих принципов; реализация субъектной позиции молодого человека посредством активного участия в социально значимых сферах жизни, путем консолидации молодежи во имя интересов общества и решения собственных проблем; преодоление разрыва в ценностной ориентации молодых и взрослых [1].

Воспитание гражданской ответственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, что может выступать в качестве критериев и гражданской ответственности будущих специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между потребностью государства в специалистах, обладающих высоким уровнем сформированности гражданской ответственности как интегративного качества личности и отсутствием системы формирования гражданской ответственности в начальной профессиональной школе.

Разрешение этого противоречия определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы?

Были изучены подходы к проблеме формирования гражданской ответственности в психолого-педагогической и философской литературе; выявлены факторы, влияющие на формирование гражданской ответственности; разработаны и внедрены мероприятия по формированию гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы.

Экспериментальная работа по формированию гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы в образовательном процессе проводилась на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 41 г. Краснодара». В исследовании приняли участие учащиеся третьего курса – 20 человек.

Исследование состояло из двух этапов.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ставились задачи: изучить компоненты гражданской ответственности личности будущего специалиста у учащихся начальной профессиональной школы; выявить уровень познавательной активности и информированности о гражданской ответственности у учащихся.

Для изучения осведомленности учащихся о таком интегративном качестве личности как гражданская ответственность была разработана анкета «Гражданская ответственность». Для изучения показателей ответственности личности будущего специалиста у учащихся начальной профессиональной школы использована методика В.П. Прядеина «Ответственность» [2].

Второй этап – формирующий эксперимент. На этом этапе решались следующие задачи: формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для самовоспитания и совершенствования структурных компонентов гражданской ответственности: умения анализировать собственную деятельность, оценивать свои поступки и профессиональные способности, умение реализовать субъектную позицию в социуме, готовность воспринимать критику; формирование активной общественной позиции, осуществляемой посредством участия в массовых мероприятиях, отраженных в программе и в планах начальной профессиональной школы.

Была изучена программа учебно-воспитательной работы лицея. Дополнительно к программе был разработан и внедрен цикл мероприятий по формированию гражданской ответственности, включающий в себя эрудит-марафон «Мой любимый город», коллективное творческое дело, проведенное в форме мозгового штурма, лекцию «Гражданская ответственность», классный час «Государственные символы России.

После внедрения цикла мероприятий в учебный процесс было проведено контрольное исследование.

Формирующий эксперимент показал, что у учащихся наблюдается тенденция к повышению уровня знаний и пониманию гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста.

Возросло количество учащихся, считающих, что гражданская ответственность – это защита Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны, ответственность за последствия своих поступков (рис. 1).

Рис. 1. Понимание гражданской ответственности

Третьекурсники выделили роль семьи, учреждений культуры и лекций о гражданской ответственности в процессе формирования гражданской ответственности. Ответ «образовательное учреждение» получил поддержку большего числа третьекурсников в сравнении с их выбором на констатирующем этапе, поскольку в процессе экспериментальной работы была указана роль лицея в формировании гражданской ответственности (рис. 2).

Рис. 2. Кто воспитывает гражданскую ответственность

Отмечено отсутствие респондентов, не знающих, как можно повышать гражданскую ответственность. Повысилось количество учащихся (65 %), считающих участие в жизни лицея проявлением своей гражданской ответственности.

Анализ проведенного эксперимента показал положительную динамику процесса решения задач формирования гражданской ответственности учащихся в образовательной деятельности лицея.

Сложилось позитивное мнение о проделанной совместной работе: у учащихся повысилась активность, интерес к окружающим людям и событиям; улучшилась коммуникабельность. Учащиеся лучше узнали друг друга и преподавателей, а преподаватели – учащихся.

Таким образом, решение задач формирования гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы в образовательном процессе будет эффективным, если учащиеся будут убеждены, что они как граждане востребованы в демократическом обществе, их потенциал уникален, а их гражданская позиция и профессиональное мастерство могут стать условием становления правового государства.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. В процессе целенаправленной и планомерной работы у учащихся повысился уровень знаний и понимание гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста.

2. Возросло количество учащихся, считающих защиту Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны и ответственность за собственные поступки проявлением гражданской ответственности.

5. Возросло количество учащихся, считающих, что воспитывает гражданскую ответственность не только семья, образовательное учреждение, неформальные группы, учреждения культуры, но и они сами, Возросло количество учащихся, понимающих благоприятную роль участия в общественных мероприятиях, проведения лекций о гражданской ответственности, классных часов, соответствующих учебных предметов и чтение соответствующей литературы в формировании гражданской ответственности. Отмечено отсутствие учащихся, не знающих, как можно повышать гражданскую ответственность. Учащиеся рассматривают соблюдение законов и активное участие в жизни лицея проявлением своей гражданской ответственности. Учащиеся считают гражданскую ответственность своим необходимым качеством. Они убеждены, что без позитивной активной позиции гражданина, специалиста их профессиональная деятельность не станет продуктивной и нужной стране. Учащиеся с уверенностью заявили, что от них зависит будущее России.

Таким образом, осуществление интеграции лекции, классных часов, коллективного творческого дела в образовательный процесс содействовало формированию гражданской ответственности у учащихся лицея. Важным результатом эксперимента стала активная познавательная деятельность учащихся.

Источник: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32207

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

Для формирования гражданской ответственности личности студенческий возраст является наиболее оптимальным, так как это период самоутверждения, стремления к самостоятельности, это время активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку.

Гражданская ответственность — интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию на ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

К компонентам гражданской ответственности можно отнести политическую и правовую компетентность, нравственные качества специалиста, патриотические и интернациональные чувства.

З.П. Красноок сформулировала основные принципы и направления воспитания гражданственности: развитие у студентов познавательной активности и способности к самообразованию; развитие уважения к истории и традициям многонациональной страны, формирование качеств социально-ответственного гражданина Отечества; качественная и интенсивная подготовка будущих специалистов к включению в трудовую деятельность и формирование у них активной жизненной позиции; осознание и принятие нравственных общечеловеческих принципов; реализация субъектной позиции молодого человека посредством активного участия в социально значимых сферах жизни, путем консолидации молодежи во имя интересов общества и решения собственных проблем; преодоление разрыва в ценностной ориентации молодых и взрослых [1].

Воспитание гражданской ответственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, что может выступать в качестве критериев и гражданской ответственности будущих специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между потребностью государства в специалистах, обладающих высоким уровнем сформированности гражданской ответственности как интегративного качества личности и отсутствием системы формирования гражданской ответственности в начальной профессиональной школе.

Разрешение этого противоречия определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы?

Были изучены подходы к проблеме формирования гражданской ответственности в психолого-педагогической и философской литературе; выявлены факторы, влияющие на формирование гражданской ответственности; разработаны и внедрены мероприятия по формированию гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы.

Экспериментальная работапо формированию гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы в образовательном процессе проводилась на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей №41 г. Краснодара». В исследовании приняли участие учащиеся третьего курса — 20 человек.

Исследование состояло из двух этапов.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ставились задачи: изучить компоненты гражданской ответственности личности будущего специалиста у учащихся начальной профессиональной школы; выявить уровень познавательной активности и информированности о гражданской ответственности у учащихся.

Для изучения осведомленности учащихся о таком интегративном качестве личности как гражданская ответственность была разработана анкета «Гражданская ответственность». Для изучения показателей ответственности личности будущего специалиста у учащихся начальной профессиональной школы использована методика В.П. Прядеина «Ответственность» [2].

Второй этап — формирующий эксперимент. На этом этапе решались следующие задачи: формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для самовоспитания и совершенствования структурных компонентов гражданской ответственности: умения анализировать собственную деятельность, оценивать свои поступки и профессиональные способности, умение реализовать субъектную позицию в социуме, готовность воспринимать критику; формирование активной общественной позиции, осуществляемой посредством участия в массовых мероприятиях, отраженных в программе и в планах начальной профессиональной школы.

Была изучена программа учебно-воспитательной работы лицея. Дополнительно к программе был разработан и внедрен цикл мероприятий по формированию гражданской ответственности, включающий в себя эрудит-марафон «Мой любимый город», коллективное творческое дело, проведенное в форме мозгового штурма, лекцию «Гражданская ответственность», классный час «Государственные символы России.

После внедрения цикла мероприятий в учебный процесс было проведено контрольное исследование.

Формирующий эксперимент показал, что у учащихся наблюдается тенденция к повышению уровня знаний и пониманию гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста.

Возросло количество учащихся, считающих, что гражданская ответственность – это защита Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны, ответственность за последствия своих поступков (рисунок 1).

Рисунок 1 – Понимание гражданской ответственности

Третьекурсники выделили роль семьи, учреждений культуры и лекций о гражданской ответственности в процессе формирования гражданской ответственности. Ответ «образовательное учреждение» получил поддержку большего числа третьекурсников в сравнении с их выбором на констатирующем этапе, поскольку в процессе экспериментальной работы была указана роль лицея в формировании гражданской ответственности (рисунок 2).

Рисунок 2 Кто воспитывает гражданскую ответственность

Отмечено отсутствие респондентов, не знающих, как можно повышать гражданскую ответственность. Повысилось количество учащихся (65%), считающих участие в жизни лицея проявлением своей гражданской ответственности.

Анализ проведенного эксперимента показал положительную динамику процесса решения задач формирования гражданской ответственности учащихся в образовательной деятельности лицея.

Сложилось позитивное мнение о проделанной совместной работе: у учащихся повысилась активность, интерес к окружающим людям и событиям; улучшилась коммуникабельность. Учащиеся лучше узнали друг друга и преподавателей, а преподаватели – учащихся.

Таким образом, решение задач формирования гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы в образовательном процессе будет эффективным, если учащиеся будут убеждены, что они как граждане востребованы в демократическом обществе, их потенциал уникален, а их гражданская позиция и профессиональное мастерство могут стать условием становления правового государства.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1 В процессе целенаправленной и планомерной работы у учащихся повысился уровень знаний и понимание гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста.

2 Возросло количество учащихся, считающих защиту Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны и ответственность за собственные поступки проявлением гражданской ответственности.

5 Возросло количество учащихся, считающих, что воспитывает гражданскую ответственность не только семья, образовательное учреждение, неформальные группы, учреждения культуры, но и они сами, Возросло количество учащихся, понимающих благоприятную роль участия в общественных мероприятиях, проведения лекций о гражданской ответственности, классных часов, соответствующих учебных предметов и чтение соответствующей литературы в формировании гражданской ответственности. Отмечено отсутствие учащихся, не знающих, как можно повышать гражданскую ответственность. Учащиеся рассматривают соблюдение законов и активное участие в жизни лицея проявлением своей гражданской ответственности. Учащиеся считают гражданскую ответственность своим необходимым качеством. Они убеждены, что без позитивной активной позиции гражданина, специалиста их профессиональная деятельность не станет продуктивной и нужной стране. Учащиеся с уверенностью заявили, что от них зависит будущее России.

Таким образом, осуществление интеграции лекции, классных часов, коллективного творческого дела в образовательный процесс содействовало формированию гражданской ответственности у учащихся лицея. Важным результатом эксперимента стала активная познавательная деятельность учащихся.

Список использованных литературных источников

1 Красноок З.П. Ценности и воспитание. –1999. – № 4. – С.13.

2 Прядеин В.П. Половозрастные особенности ответственности личности. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. – 291 с.

Источник: http://scienceforum.ru/2013/176/3062

Читайте также:
  1. V2:Социально педагогическая инновационная и проектная деятельность в молодежной работе
  2. А) Функции директора школы, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
  3. А. Общие требования, предъявляемые к курсовой работе
  4. А. Общие требования, предъявляемые к курсовой работе
  5. Авторская позиция
  6. Авторская позиция
  7. Авторская позиция
  8. Авторская позиция
  9. Авторская позиция
  10. Билет 48. Предвозрождение в Италии. Творчество Данте Алигьери. «Божественная комедия»: эволюция названия, композиция, проблема жанра и специфика метрики.
Читайте так же:  Нарушение прав интеллектуальной собственности статья
Гражданская ответственность специалиста по работе с молодежью
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here