Гражданско правовая ответственность в муниципальном праве

Помощь по теме: "Гражданско правовая ответственность в муниципальном праве" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Лекция 8: «Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления»

8.5. Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Согласно ст. 76 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами. Основанием данного вида ответственности являются незаконные действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц (в том числе издание незаконных правовых актов), в результате которых был причинен имущественный и иной вред физическим и юридическим лицам. Федеральное законодательство предусматривает возможность привлечения органов местного самоуправления к гражданско-правовой ответственности. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает прежде всего в судебном порядке. Следует отметить, что физические лица могут требовать за причинение вреда органами местного самоуправления также и компенсацию морального вреда в соответствии со ст. ст. 151, 1099 — 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что гражданско-правовую ответственность перед физическими и юридическими лицами несут органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием. Должностное лицо местного самоуправления, соответственно, несет ответственность перед органами местного самоуправления.

Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1069) установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают прежде всего соответствующие финансовые органы.

Следует также учитывать, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность судебного обжалования решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления (ст. 78). Данные решения и действия могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Порядок такого обжалования урегулирован федеральным законодательством, поскольку в соответствии с пунктом «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации как судоустройство, так и гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации. Более детально порядок обжалования устанавливается соответственно Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации либо Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Источник: http://www.aup.ru/books/m234/9_5.htm

§ 1. Понятие ответственности в муниципальном праве

Муниципальное право, обладая всеми признаками комплексной отрасли права, выполняет не только регулятивную, но и охранительную функцию права. Последняя реализуется посредством специальных правовых средств, одним из которых является юридическая ответственность.

Понятие ответственности в муниципальном праве имеет межотраслевое содержание, поскольку совокупность правовых норм, регулирующих соответствующие отношения, образует комплексный правовой институт, в котором по предметному признаку объединены разнообразные по своей природе правовые нормы. Он объединяет нормы конституционного, административного, муниципального, гражданского и других отраслей права. Основу данного правового института составляют нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами (ст. 24, 70–75).

В своей сущности юридическая ответственность есть претерпевание субъектом каких-либо неблагоприятных правовых последствий в виде лишений и ограничений личного, организационного или имущественного характера. Юридически претерпевание выражается в возникновении и реализации у субъекта обязанности претерпеть неблагоприятные правовые последствия за недолжное поведение.

Ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагоприятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отношению к другим участникам правоотношений.

Четкую норму относительно муниципальных служащих устанавливает Закон «О муниципальной службе в РФ» (2007 г.). В нем названы конкретные основания и виды ответственности, о которых было сказано в главе о муниципальной службе.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления являются не единственными участниками муниципальных правоотношений и не единственными субъектами, которые несут ответственность в соответствии с нормами муниципального права. К числу субъектов такой ответственности могут быть отнесены население муниципального образования, муниципальные образования как таковые. Однако с юридической точки зрения ответственность этих субъектов опосредованная. Опосредуют ее органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, поскольку фактически именно в их деятельности местное самоуправление проявляется наиболее очевидно. Практически в их руках находится наибольший объем властных рычагов, именно они принимают подавляющее большинство решений, именно они представляют местное сообщество в отношениях с физическими и юридическими лицами, государственными органами. Вот почему ответственность местных сообществ (местного населения) в юридическом смысле трансформируется в ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В муниципально-правовой науке общепринято классифицировать ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по субъекту, перед которым они несут ответственность. В соответствии со ст. 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.) органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. Такая трехсторонняя связь обусловлена природой местного самоуправления, являет собой коренное начало и идею, лежащую в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами является одним из основополагающих принципов функционирования местного самоуправления. Наряду с другими общими принципами он отражает сущностные признаки и черты местного самоуправления, а также требования объективных закономерностей и тенденций развития муниципальной власти. Этот принцип призван обеспечить: 1) эффективность осуществления вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных образований; 2) учет и защиту интересов населения муниципального образования, физических и юридических лиц в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц; 3) тесную связь и взаимозависимость органов и выборных должностных лиц местного самоуправления от населения; 4) законность деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, соблюдение государственных интересов.

Читайте так же:  Загранпаспорт подтверждает гражданство ребенка

Источник: http://knigi.news/munitsipalnoe/ponyatie-otvetstvennosti-munitsipalnom-54855.html

Гражданско-правовая ( гражданская ) ответственность

Понятие гражданско-правовой ответственности

Гражданско-правовая (гражданская) ответственность – это вид юридической ответственности, представляющий собой установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданином, юридическим лицом, должностным лицом, органом власти (правонарушителем) своих обязанностей, юридически закрепленных соответствующими договорами и документами.

Гражданско-правовая ответственность — одна из форм государственно-принудительного воздействия на правонарушителя, которая применяется специально уполномоченным на то органом (судом, арбитражным судом, третейским судом) в установленном законом процессуальном порядке. Она обращена к правонарушителю и состоит в реализации предусмотренных законом санкций.

Санкции гражданско-правовой ответственности

Санкции гражданско-правовой ответственности подразделяются на:

  • конфискационные (безвозмездное изъятие у правонарушителя имущества в пользу государства);
  • компенсационные или право-восстанавливающие (возмещение вреда или убытков, причиненных потерпевшему);
  • штрафные или стимулирующие (взыскание, независимо от убытков, в пользу потерпевшего, неустойки, пени, штрафы);
  • отказные (отказ в защите права), применяемые в случаях злоупотребления правонарушителем своим правом, например, для достижения цели, запрещенной законами.

Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер, представляет собой ответственность правонарушителя перед потерпевшим (редко — правонарушителя перед государством), имеет компенсационный характер (преследуется цель восстановить имущество потерпевшего), предусматривает равенство ответственности за однотипные правонарушения всех участников праводеяний (физических, должностных, юридических лиц, государственных органов), имеет независимый характер применения (правонарушитель возмещает вред и убытки, независимо от применения к нему др. мер юридического воздействия). Например, административный штраф (см. Административная ответственность) не освобождает правонарушителя от возмещения нанесенного потерпевшему ущерба.

Виды гражданско-правовой ответственности

Гражданско-правовая ответственность может быть деликтной или договорной.

Деликтная — это гражданско-правовая ответственность, наступающая в случаях причинения вреда или убытков одним правонарушителем другому, когда последние не связаны обязательствами (договорами). Подобные случаи: нарушение права собственности; нарушения, касающиеся защиты чести, достоинства и деловой репутации физических и должностных лиц; нарушения авторских и смежных прав и др.

Договорная гражданско-правовая ответственность — ответственность за правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

Основания гражданско-правовой ответственности

Необходимыми основаниями для принятия мер гражданско-правовой ответственности являются:

  • наличие договорных отношений между истцом (потерпевшим) и ответчиком (правонарушителем);
  • факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.

Второе основание характеризуется набором признаков, образующих состав гражданского правонарушения:

  • противоправность поведения, наличие вреда и убытков;
  • причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими вредоносными последствиями;
  • наличие вины (прямой или косвенный умысел, самонадеянность, небрежность, неосторожность и др.).

Законы устанавливающие гражданско-правовую ответственность

Федеральные законы, регулирующие отношения в области гражданской защиты, содержат статьи, устанавливающие гражданско-правовую ответственность:

  • Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — ст. 28. Ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
  • Федеральный закон РФ от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» — ст. 16. Имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва;
  • Федеральный закон РФ от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» — ст. 35. Ответственность спасателей;
  • Федеральный закон РФ от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» — гл. 8. Ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан;
  • Федеральный закон РФ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» — ст. 34. Гражданско-правовая ответственность;
  • Федеральный закон РФ от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» — ст. 28. Ответственность за невыполнение или за нарушения требований к обеспечению радиационной безопасности;
  • Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» — ст. 15. Страхование гражданской ответственности за причинение вреда, ст. 16. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, ст. 17. Финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, ст. 18. Участие государства в возмещении вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения и др.

Российское законодательство в области гражданской защиты содержит совокупность правовых норм (институт) гражданско-правовой ответственности. Этот институт, будучи развитым и адекватным юридическим механизмом предупредительного, компенсационного, стимулирующего, воспитательного и карающего характера, является эффективным организационно-управляющим средством усиления защиты населения от чрезвычайных ситуаций в условиях заметного расширения и усиления отношений в сфере экономического оборота. Но пока он в рассматриваемой сфере деятельности государства и общества не имеет системного представления, не содержит четких правил регулирования гражданско-правовой ответственности должностных и юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Источник: Вангородский С.Н. и др. Проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Международная конференция 25-26 апреля 2000 года «Проблемы правовых и экономических способов предупреждения и минимизации ущерба, возникшего в условиях чрезвычайных ситуаций». —М., 2000.

Источник: http://fireman.club/inseklodepia/grazhdansko-pravovaya-grazhdanskaya-otvetstvennost/

Гражданско-правовая ответственность

Можно выделить три наиболее важных случая наступления ответственности органов местного самоуправления.

Первый случай — принятие органами и должностными лицами местного самоуправления незаконных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан. Таким правовые акты могут быть обжалованы любым гражданином, который считает, что его права были нарушены. Порядок обжалования регулируется главами 24 и 25 ГПК РФ и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В суд могут быть обжалованы любые акты как нормативного, так и индивидуального характера. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. При этом закон предоставляет гражданину право выбора в какой суд обратиться: по месту своего жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления.

Читайте так же:  Повестка пришла после суда

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Во втором случае органы или должностные лица местного самоуправления несут ответственность, если своими противоправными действиями они причинили имущественный или иной (например, моральный) вред. На них в таком случае ложится обязанность возместить (компенсировать) причиненный ущерб.

Возмещение ущерба в таком случае регулируется ст. 1069 ГК РФ. Данная статья сформулирована с учетом требований ст. 33 и 153 Конституции РФ и ст. 16 ГК РФ и является специальной. В ней предусмотрены особенности, отличающие ее от общих правил деликтной ответственности. Они выражаются, во-первых, во властно-административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов [16].

Виды и формы деяний, причиняющих вред, весьма мно-гообразны. Ими могут быть различные нормативные или индивидуальные акты, которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, так как непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может также привести к причинению вреда.

Следует обратить внимание, что возмещение вреда производится не за счет самих должностных лиц, чьи действия

или бездействие и вызвали, собственно, причинение ущерба, а за счет казны муниципального образования. Это связано с тем, что должностные лица органов местного самоуправления, как уже указывалось выше, не являются субъектами гражданского права. От имени казны муниципального образования в соответствии со ст. 1071 ГК РФ обычно выступают соответствующие финансовые органы.

Третий случай связан с причинением вреда органами и должностными лицами местного самоуправления не в сфере властно-административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 41 Закона о местном самоуправлении (2003) являются юридическими лицами. Это означает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия.

Ответственность органов местного самоуправления может наступать, например, в результате невыполнения ими условий гражданско-правовых договоров с физическими и юридическими лицами. Ответственность в таком случае наступает в общем порядке (ст. 1064 ГК РФ). В случае причи-нения вреда источниками повышенной опасности, принадлежащими органам местного самоуправления (например, машиной местной администрации), ответственность наступает в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

Источник: http://knigi.news/munitsipalnoe/grajdansko-pravovaya-otvetstvennost-54142.html

Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве.

Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве.

ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагоприятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отношению к другом участникам правоотношений.

1. Ответственность перед населением. Перед населением органы местного самоуправления несут ответственность в результате утраты доверия.

В случае, если представительный орган местного самоуправления утратил доверие, его депутаты могут быть отозваны в соответствии с законами субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов. Согласно действующим законам субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов инициативой отзыва обладают граждане, проживающие в границах соответствующего избирательного округа.

Мерой ответственности перед населением выборных должностных лиц местного самоуправления является также отзыв.

Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением определены также уставами муниципальных образований. В основном, ответственность за утрату доверия измеряется отзывом депутатов и выборных должностных лиц. Других мер ответственности перед населением законодательство не предусматривает.

2. Ответственность перед государством. Органы местного самоуправления несут ответственность перед государством. Согласно ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.

Для органа местного самоуправления существует в данном случае один вид ответственности — прекращение его деятельности.

Должностное лицо местного самоуправления может быть привлечено к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в зависимости от совершенного деяния. Отраслевые законы предусматривают составы должностных преступлений и меру их пресечения.

3. Ответственность перед физическими и юридическими лицами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в результате их неправомерных действий или бездействия, причиняющих имущественный или иной ущерб другим субъектам правоотношений.

При этом следует заметить, что должностное лицо местного самоуправления несет лишь уголовную, административную или дисциплинарную ответственность. Гражданско-правовую ответственность должностное лицо не несет, поскольку оно не является субъектом гражданского права. В случае незаконных действий должностного лица местного самоуправления в сфере гражданского законодательства за причиненные им убытки несет ответственность орган местного самоуправления (ст. 16 ГК РФ).

Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления.62

Депутат – это избранное лицо, уполномоченное представлять в выборном органе местного самоуправления интересы населения1.

Правовой статус депутата обладает следующими особенностями: 1) это выборное лицо, избранное непосредственно населением; 2) он представляет интересы всего населения соответствующей территории, т.е. не только тех, кто голосовал за него на выборах, но тех, кто голосовал против или вообще не участвовал в выборах; 3) он представляет соответствующий орган перед населением, объясняет его позицию по тому или иному вопросу, и т.д.

Основания для досрочного прекращения полномочий депутата. Основаниями для досрочного прекращения полномочий депута-т,а представительного органа местного самоуправления могут быть:

Читайте так же:  Фссп проверить запрет на выезд за границу

письменное заявление депутата о сложении полномочий;

утрата гражданства России;

вступление в законную силу обвинительного приговора суда при назначении ему наказания, связанного с лишением свободы;

отзыв депутата избирателями;

прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. 49 Закона об общих принципах организации местного самоуправления;

решение представительного органа местного самоуправления о самороспуске;

избрание или назначение на должность, занятие которой несовместимо с выполнением полномочий депутата;

признание депутата недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

реорганизация или ликвидация муниципального образования;

Законы некоторых субъектов Федерации и уставы муниципальных образований предусматривают такое основание досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, как выезд (выбытие) депутата на постоянное жительство за пределы соответствующего муниципального образования. Но Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме не увязывает право быть избранным с проживанием на территории конкретного муниципального образования. Следовательно, установление данного основания на региональном и местном уровнях противоречит федеральному законодательству.

Права депутата представительного органа местного самоуправления. Законодательство России и ее субъектов, уставы муниципальных образований, другие нормативные акты, принимаемые

местным населением и подотчетными ему органами и должностными лицами, предоставляют депутату соответствующие права, необходимые для исполнения своих обязанностей, гарантирует депутату условия беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиту прав, чести и достоинства (п. 1 ст. 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Видео (кликните для воспроизведения).

В законодательстве субъектов Федерации и уставах муниципальных образований решены многие вопросы депутатского статуса. Все законы о местном самоуправлении субъектов Федерации предусматривают право депутатов на материально-финансовое обеспечение их деятельности в избирательном округе и обязанность местной администрации обеспечить возможность реализации этого права.

В целях эффективного осуществления своих полномочий депутату обычно предоставляется право:

участвовать в рассмотрении любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей, в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на территории муниципального образования;

контролировать исполнение решений, принятых представительным органом местного самоуправления, по поручению этого органа;

проверять по поручению представительного органа местного самоуправления, а также по собственной инициативе сведения о нарушении прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, привлекая для этих целей соответствующих должностных лиц местного самоуправления, общественные объединения;

контролировать ход рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, направленных им в органы местного самоуправления, на предприятия, учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении;

проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными общественными организациями;

участвовать в работе различных объединений избирателей, органов общественного территориального управления, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям1.

Сход граждан, собрания и конференции граждан

Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве.

ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагоприятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отношению к другом участникам правоотношений.

1. Ответственность перед населением. Перед населением органы местного самоуправления несут ответственность в результате утраты доверия.

В случае, если представительный орган местного самоуправления утратил доверие, его депутаты могут быть отозваны в соответствии с законами субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов. Согласно действующим законам субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов инициативой отзыва обладают граждане, проживающие в границах соответствующего избирательного округа.

Мерой ответственности перед населением выборных должностных лиц местного самоуправления является также отзыв.

Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением определены также уставами муниципальных образований. В основном, ответственность за утрату доверия измеряется отзывом депутатов и выборных должностных лиц. Других мер ответственности перед населением законодательство не предусматривает.

2. Ответственность перед государством. Органы местного самоуправления несут ответственность перед государством. Согласно ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.

Для органа местного самоуправления существует в данном случае один вид ответственности — прекращение его деятельности.

Должностное лицо местного самоуправления может быть привлечено к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в зависимости от совершенного деяния. Отраслевые законы предусматривают составы должностных преступлений и меру их пресечения.

3. Ответственность перед физическими и юридическими лицами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в результате их неправомерных действий или бездействия, причиняющих имущественный или иной ущерб другим субъектам правоотношений.

При этом следует заметить, что должностное лицо местного самоуправления несет лишь уголовную, административную или дисциплинарную ответственность. Гражданско-правовую ответственность должностное лицо не несет, поскольку оно не является субъектом гражданского права. В случае незаконных действий должностного лица местного самоуправления в сфере гражданского законодательства за причиненные им убытки несет ответственность орган местного самоуправления (ст. 16 ГК РФ).

Источник: http://lektsia.com/1x6b80.html

Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Органы местного самоуправления несут ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием (ст. 16 ГК).

Можно выделить три наиболее важных случая наступления ответственности органов местного самоуправления.

Первый случай — принятие органами и должностными лицами местного самоуправления незаконных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан. Таким образом, правовые акты могут быть обжалованы любым гражданином, который считает, что его права были нарушены. Порядок обжалования регулируется гл. 24 и 25 ГПК и Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Читайте так же:  Пример написания апелляционной жалобы по гражданскому делу

В суд могут быть обжалованы любые акты как нормативного, так и индивидуального характера. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. При этом Закон предоставляет гражданину право выбора, в какой суд обратиться: по месту своего жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Во втором случае органы или должностные лица местного самоуправления несут ответственность, если своими противоправными действиями они причинили имущественный или иной (например, моральный) вред. При этом на них ложится обязанность возместить (компенсировать) причиненный ущерб.

Возмещение ущерба в таком случае регулируется ст. 1069 ГК. Данная статья сформулирована с учетом требований ст. 33 и 153 Конституции и ст. 16 ГК и является специальной. В ней предусмотрены особенности, отличающие ее от общих правил деликтной ответственности. Они выражаются, во-первых, во властно-административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов.

Виды и формы деяний, причиняющих вред, весьма многообразны. Ими могут быть различные нормативные или индивидуальные акты, которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, так как непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может также привести к причинению вреда.

Третий случай связан с причинением вреда органами и должностными лицами местного самоуправления не в сфере властно-административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 41 Закона о местном самоуправлении 2003 г. являются юридическими лицами. Это означает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия.

Ответственность органов местного самоуправления может наступать, например, в результате невыполнения ими условий гражданско-правовых договоров с физическими и юридическими лицами. Ответственность в таком случае наступает в общем порядке (ст. 1064 ГК). В случае причинения вреда источниками повышенной опасности, принадлежащими органам местного самоуправления (например, машиной местной администрации), ответственность наступает в соответствии сост. 1079 ГК.

Источник: http://studme.org/107104227374/pravo/otvetstvennost_organov_mestnogo_samoupravleniya_pered_fizicheskimi_yuridicheskimi_litsami

Гражданско-правовая ответственность

Среди способов защиты прав особое место занимают меры гражданско-правовой ответственности, т.е. санкции имущественного характера, применяемые под угрозой принуждения лицу, нарушившему право, и направленные на восстановление этого права.

Для применения мер гражданско-правовой ответственности необходимо наличие следующих условий:

  • — противоправное поведение лица, нарушившего право;
  • — причинение вреда, который может быть выражен как в материальной, так и в нематериальной форме (моральный вред);
  • — причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом;
  • — виновное поведение правонарушителя.

Противоправность деяния предполагает нарушение требований закона, иного правового акта либо договора и ущемление субъективного права лица. Противоправным может быть признано не только действие, но и бездействие в случае, когда лицо могло и должно было совершить определенные действия, но не совершило.

Противоправность неравносильна вредоносности. Так, действия в условиях необходимой обороны или крайней необходимости, уничтожение собственником своего имущества, повреждение имущества вследствие тушения пожара и пр., несомненно, являются вредоносными, но не противоправными.

Наступление гражданско-правовой ответственности возможно и за правомерные действия, но только в случаях, предусмотренных законом, например, согласно ст. 1067 ГК РФ действия в условиях крайней необходимости не исключают ответственности.

Вред — это какое-либо умаление личного или имущественного блага лица. Вред может быть имущественным (связанным с определенными материальными потерями) либо неимущественным (не связанным с определенными материальными потерями). Неимущественный вред, в свою очередь, подразделяется на физический и моральный. Моральный вред может быть связан как с материальными потерями, так и выражаться только в нравственных страданиях потерпевшего.

В отечественном законодательстве существуют три случая компенсации морального вреда, если:

  • 1) вред причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права лица;
  • 2) совершено посягательство на другие принадлежащие гражданину нематериальные блага;
  • 3) иные случаи, прямо предусмотренные законом (например, Закон РФ от 7 февратя 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В соответствии со ст. 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

Возмещение вреда возможно либо в натуре (ремонт вещи и ир.), либо путем денежной компенсации (возмещение убытков).

Убытки — это денежная оценка причиненного имущественного вреда. Убытки включают:

  • — расходы, которые потерпевший произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества
  • — неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено

Если иное не предусмотрено законом или договором, вред возмещается в полном объеме. Иногда возможно наступление гражданско-правовой ответственности и без причинения вреда или убытков (например, штраф за просрочку исполнения обязательства).

Причинная связь между противоправным деянием и причинением вреда — есть связь, при которой деяние предшествует причинению вреда и порождает его.

Психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению и его результату называется виной. Ее формами выступают:

  • умысел, когда лицо предвидело наступление вредных последствий, желало их наступления либо относилось к ним безразлично;
  • неосторожность (грубая и простая) — лицо предвидит наступление вредных последствий, но самонадеянно рассчитывает их предотвратить; либо не предвидит, хотя должно и могло предвидеть.
Читайте так же:  Подали заявление в арбитражный суд

Ответственность в гражданском нраве обычно наступает при любой форме вины.

Презумпция вины правонарушителя заключается в том, что он считается виновным, пока не будет доказано обратное. Бремя доказывания своей невиновности лежит на самом нарушителе.

ГК РФ признает лицо невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК).

Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Таким образом, предприниматели несут ответственность также независимо от вины.

Меры гражданско-правовой ответственности (санкции):

компенсационные, т.е. направленные на восстановление имущественной сферы лица, право которого нарушено (возмещение убытков и пр.);

— штрафные (стимулирующие), т.е. побуждающие нарушителя добросовестно исполнять обязанности (штраф, пеня);

конфискационные — безвозмездные изъятия имущества нарушителя в пользу государства;

— отказ в защите права.

Вместе с тем в некоторых случаях закон допускает наступление гражданско-правовой ответственности вне зависимости от вины и при отсутствии каких-либо из указанных условий, в частности при отсутствии вины. Так, владелец источника повышенной опасности несет ответственность независимо от вины. В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею, деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Вне зависимости от вины ответственность несут:

  • — лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, если не докажут, что это произошло вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК);
  • — владельцы источников повышенной опасности (к примеру, автомобилей и пр.);

хранитель за убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, если иное не предусмотрено законом или договором хранения (п. 1 ст. 902 ГК) и др.

Лицо, причинившее вред или убытки, должно возместить их в полном объеме.

Гражданско-правовая ответственность имеет свои особенности’.

  • 1) имущественный характер, т.е. нарушитель отвечает своим имуществом;
  • 2) ответственность одного контрагента перед другим (нарушителя перед потерпевшим) — санкции, налагаемые на нарушителя, как правило, взыскиваются в пользу потерпевшего;
  • 3) компенсационный характер: основная цель гражданско-правовой ответственности — восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны;
  • 4) соответствие размера гражданско-правовой ответственности размеру причиненного вреда или убытков;
  • 5) равенство участников гражданского оборота при наложении мер гражданско-правовой ответственности. Недопустимо установление каких-либо льгот и преимуществ для отдельных субъектов гражданского права при применении к ним гражданско-правовых санкций.

Существуют различные классификации гражданско-правовой ответственности. Так, в зависимости от основания возникновения различают договорную и внедоговорную (например, из причинения вреда имуществу) ответственность. Ответственность, возникающая при множественности лиц на стороне правонарушителя, может быть долевой, солидарной и субсидиарной.

Так, при долевой ответственности каждый из должников обязан исполнить обязательство в определенной доле, установленной законом или договором (например, при просрочке в оплате стоимости квартиры, приобретаемой несколькими лицами, каждый из них несет ответственность в размере той суммы, которую должен заплатить за покупку доли в квартире).

При солидарной ответственности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех нор, пока обязательство не исполнено полностью (ст. 323 ГК РФ). Солидарная ответственность применяется только в случаях, прямо предусмотренных законом или договором, например, при совместном причинении вреда (ст. 1080 ГК РФ).

Субсидиарная ответственность является дополнительной по отношению к ответственности основного правонарушителя. Согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получит от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. В качестве примеров субсидиарной ответственности можно привести ответственность полных товарищей по обязательствам юридического лица, ответственность собственника имущества казенного предприятия или учреждения.

Допускается снижение размера гражданско-правовой ответственности, если:

  • — вред наступил по вине обеих сторон (например, в дорожно- транспортном происшествии);
  • — кредитор содействовал увеличению размера убытков либо нс принял разумных мер к их уменьшению.

В случаях, установленных законом, стороны могут увеличить размер ответственности (например, предусмотренная ст. 332 ГК РФ возможность повышения размера законной неустойки).

Соотношение неустойки и убытков заключается в том, что убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (зачетная неустойка). Однако законом или договором может быть определено иное соотношение неустойки и убытков: может допускаться взыскание только неустойки, но не убытков (исключительная неустойка)-, убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (штрафная неустойка)-, по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (альтернативная неустойка).

Если иное не установлено законом или договором, неустойка считается зачетной (и. 1 ст. 394 ГК).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/258583/pravo/grazhdansko_pravovaya_otvetstvennost

Гражданско правовая ответственность в муниципальном праве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here