Институт обжалования судебного решения

Помощь по теме: "Институт обжалования судебного решения" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Институт обжалования судебных решений

История возникновения института обжалования. Понятие суда кассационной инстанции. Его право на отказ в удовлетворении представления и направление дела на новое рассмотрение. Задачи кассационного производства. Подача жалобы и порядок ее рассмотрения.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 14.03.2014
Размер файла 43,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Между тем, с такими выводами суда кассационной инстанции нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, судом кассационной инстанции также допущено существенное нарушение норм процессуального права.

Так, согласно п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В соответствии с п. 2 той же статьи по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930);

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);

3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск.

Как видно из материалов дела и установлено судом, убытки (стоимость восстановительного ремонта) в застрахованном имуществе возмещены страховой компанией выгодоприобретателю по договору страхования «АВТОКАСКО» от 16 августа 2006 г. — АКБ «Новация» вступившим в законную силу решением суда Майкопского городского суда от 28 ноября 2007 г.

Страховым возмещением в соответствии со ст. 929 ГК РФ является возмещение убытков страхователя или выгодоприобретателя в застрахованном имуществе. При этом страховщиком покрываются не любые убытки в застрахованном имуществе, а лишь те, которые явились следствием страхового случая.

Судом первой инстанции установлено, что М. застраховал принадлежащее ему имущество — автомобиль, то есть в рассматриваемом деле речь идет о страховании имущественного интереса, связанного с риском угона (утраты) и повреждения автомобиля (п. 2 ст. 929 ГК РФ). Следовательно, в данном случае цель страхования заключалась в покрытии убытков, возникших непосредственно в застрахованном имуществе в виде реального ущерба.

Между тем, из материалов дела следует, что суд кассационной инстанции по существу посчитал, что объектом страхования является иной имущественный интерес. Однако, доказательств того, что М. в установленном порядке застраховал какой-либо иной, кроме указанного выше, имущественный интерес, в материалах дела не имеется.

Отменяя решение суда и принимая новое решение по делу об удовлетворении иска, суд кассационной инстанции в нарушение требований ст. 198 ГПК РФ не указал в решении, какие доказательства свидетельствуют о том, что М. помимо риска утраты (гибели) и повреждения автомобиля застраховал иной имущественный интерес. Договор страхования в материалах дела отсутствует.

Вышеназванные требования закона судом кассационной инстанции не были учтены при рассмотрении возникшего спора и привели к неправильному разрешению дела, нарушению прав ответчика.

На основании изложенного, Судебная коллегия считает, что у суда кассационной инстанции не имелось предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции и вынесения нового решения об удовлетворении иска, в связи с чем определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 4 июля 2008 г. нельзя признать законным и оно подлежит отмене, с направлением дела на новое кассационное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея.

Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 04 июля 2008 г. отменить, дело направить на новое кассационное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея. Определение Верховного Суда от 21 апреля 2009 г. N 24-В 09-2.

Можно сделать следующие выводы. Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно данной жалобы. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает обжалованные в решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

В соответствии со ст. 336 ГПК РФ на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

В силу ч. 2 ст. 337 ГПК РФ кассационная жалоба подается через суд, принявший решение.

Кассационная жалоба может быть подана непосредственно в суд первой инстанции либо направлена в адрес суда, вынесшего решение, почтовым отправлением.

Кассационная жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда (в течение семи дней со дня вручения ответчику копии заочного), а в случае, если такое заявление подано, — в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления (ст. 237 ГПК РФ).

Читайте так же:  Мировое соглашение в процессе банкротства

В случае подачи кассационной жалобы по истечении срока на кассационное обжалование, лицу, подавшему жалобу, следует обратиться в суд, вынесший решение по делу, с заявлением о восстановлении срока на обжалование. В заявлении необходимо указать причины, по которым данный срок пропущен, и приложить соответствующие доказательства в подтверждение перечисленных причин.

Согласно ст. 339 ГПК РФ кассационная жалоба должна содержать:

1) наименование суда, в который адресуется жалоба;

2) наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения. Согласно ст. 339 ГПК РФ кассационная жалоба может быть подана только лицами, участвующими в деле. Лица, подающие жалобы, должны указать в ней свое процессуальное положение (истец, ответчик и т.д.), фамилию, имя, отчество, место жительства. Если кассационную жалобу подает юридическое лицо — то организационно-правовую форму, фирменное наименование и юридический адрес места нахождения организации;

3) указание на решение суда, которое обжалуется. В кассационной жалобе необходимо изложить наименование данного процессуального документа (Кассационная жалоба). После этого требуется указать, какое конкретно решение обжалуется: когда (указать дату), каким судом и по какому делу оно вынесено (например, на решение Псковского городского суда от 2 декабря 2006 года по иску Иванова Петра Васильевича к Сидорову Ивану Михайловичу о взыскании 3000 руб., дело № 2-1213/2009 г.);

4) требования лица, подающего жалобу, а также основания, по которым считает решение суда неправильным. В кассационной жалобе в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть указана просьба об отмене (полностью или в части) или изменении решения суда первой инстанции. В жалобе необходимо привести мотивы, по которым лицо, подающее жалобу, считает вынесенное решение неправильным;

5) перечь прилагаемых к жалобе доказательств. Перечень прилагаемых к кассационной жалобе письменных материалов излагается в случае, если лицо, подающее жалобу, имеет намерения представить такие материалы в кассационную инстанцию.

Согласно приведенной норме Закона кассационная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, в случае:

1) невыполнения в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении жалобы;

2) истечения срока обжалования, если в жалобе не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.

В кассационном порядке обжалуются определения судов первой инстанции, т.е. постановления, которыми не разрешается дело по существу. Обжалуются также определения суда, не вступившие в законную силу.

Рассмотрение дела по частной жалобе, представлению производится:

— в соответствии со сроками, установленными ст. 348 ГПК РФ, т.е. в течение месяца со дня поступления дела;

— в соответствии с правилами рассмотрения кассационных жалоб, представлений, установленных ст. 349-359 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 375 ГПК РФ определение суда кассационной инстанции, вынесенное по частной жалобе, представлению прокурора, вступает в законную силу со дня его вынесения.

Список источников и литературы

Нормативные акты Российской Федерации:

1.

«Конституция Российской Федерации» (принята 12.12.1993) //ФЗ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ.

2. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) // ФЗ от 28.06.2009).

3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ // ФЗ от 05.04.2005.

4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 //ФЗ от 17.07.2009.

5. Лесницкая Л.Ф. Пересмотр решений в кассационном порядке / Л.Ф. Лесницкая. — М.: Юрид. лит., 1974. с 192.

6. Жуйков В.М. Проблемы гражданского процессуального права М. 2007. С. 98.

7. Жуйков В.М. Судебная практика по гражданским делам. — М. 2007 АНО «Юридические программы». с. 50, с. 90.

8. С.Н. Абрамов Гражданский процесс. Общая редакция. — М.: 2006г. С. 120.

9. Гражданское процессуальное право. Учебник / Под ред. А.А. Власова — М.: ТК Велби, 2007. с. 167.

10. Учебник «Гражданское процессуальное право» / Под ред. М.С. Шакарян. — М. 2008. с. 146.

11. Пухарта А.А. Обжалование и проверка судебных решений и определений, не вступивших в законную силу // Закон и право. — 2007. №11. с. 30.

12. Алиэскеров М. Пределы рассмотрения дела кассационной инстанцией Российская юстиция. — 2007. №6. с. 84.

13. Гражданский процесс: Учебник /Под ред. В.А. Мусина, В.М. Чечота. -М., 2009. с. 143.

14. Гражданский процесс: Учебник/ В.И. Казанцев, С. Я. Казанцев. — М.: ИЦ «Академия», 2007. с 162.

15. Определение Верховного Суда от 5 августа 2008 г. N 89-Г 08-8.

16. Определение Верховного Суда от 21 апреля 2009 г. N 24-В 09-2.

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/law/00380424_1.html

Заключение

Можно сделать следующие выводы. Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно данной жалобы. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает обжалованные в решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

В соответствии со ст. 336 ГПК РФ на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

В силу ч. 2 ст. 337 ГПК РФ кассационная жалоба подается через суд, принявший решение.

Кассационная жалоба может быть подана непосредственно в суд первой инстанции либо направлена в адрес суда, вынесшего решение, почтовым отправлением.

Кассационная жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда (в течение семи дней со дня вручения ответчику копии заочного), а в случае, если такое заявление подано, — в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления (ст. 237 ГПК РФ).

В случае подачи кассационной жалобы по истечении срока на кассационное обжалование, лицу, подавшему жалобу, следует обратиться в суд, вынесший решение по делу, с заявлением о восстановлении срока на обжалование. В заявлении необходимо указать причины, по которым данный срок пропущен, и приложить соответствующие доказательства в подтверждение перечисленных причин.

Согласно ст. 339 ГПК РФ кассационная жалоба должна содержать:

Читайте так же:  Дифференциация формы судебного разбирательства

Согласно приведенной норме Закона кассационная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, в случае:

  • 1) невыполнения в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении жалобы;
  • 2) истечения срока обжалования, если в жалобе не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.

В кассационном порядке обжалуются определения судов первой инстанции, т.е. постановления, которыми не разрешается дело по существу. Обжалуются также определения суда, не вступившие в законную силу.

Рассмотрение дела по частной жалобе, представлению производится:

  • — в соответствии со сроками, установленными ст. 348 ГПК РФ, т.е. в течение месяца со дня поступления дела;
  • — в соответствии с правилами рассмотрения кассационных жалоб, представлений, установленных ст. 349-359 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 375 ГПК РФ определение суда кассационной инстанции, вынесенное по частной жалобе, представлению прокурора, вступает в законную силу со дня его вынесения.

Источник: http://vuzlit.ru/1115386/zaklyuchenie

Разделение института апелляционных и кассационных судов: что изменится в отечественной судебной системе, и какие проблемы еще предстоит решить?

Ирина Соловьева,
ведущий юрист-аналитик Европейской Юридической Службы

30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ (далее – Закон № 1-ФКЗ), внесший изменения в судебную систему федеральных судов общей юрисдикции. Все юридическое сообщество пристально следит за процессом реализации этой значимой реформы судебной системы. Интерес обусловлен вопросом степени влияния внесенных изменений на практические аспекты работы системы правосудия в нашей стране. «Создать суд скорый, правый, милостивый», – такую цель ставил перед собой еще автор первой российской судебной реформы 1864 года император Александр II.

Любой юрист, практикующий представительство по судебным делам, сталкивался с «минусами» пересмотра решения суда на территории того же субъекта Российской Федерации, а зачастую – и на территории того же города, где оно было принято. В случае с подачей кассационной жалобы приходится сталкиваться с тем, что пересмотр судебных постановлений производится президиумом того же суда, где ранее было вынесено апелляционное определение. По сути, постановление по пересмотру дела принимается людьми, ежедневно работающими бок о бок – встречающимися в одной «столовой», сидящими в кабинетах на одном этаже. Высокие принципы независимости, беспристрастности судей при пересмотре судебных решений в судах общей юрисдикции практически не работают, что, в том числе отражает сравнение статистических данных по пересмотру дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По данным статистики, опубликованной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 жалоб из 212 137 поданных).

Елена Трубникова, руководитель
корпоративно-правовой службы, налоговый консультант

Кроме того, серьезное влияние на работу судов на местах оказывают местные органы власти. К сожалению, зависимые от региональной власти судьи зачастую не рискуют принимать решения, направленные против органов государственной власти, органов местного самоуправления, зачастую и, к сожалению, – независимо от того, каким образом вопрос урегулирован в законах.

Основной идеей, которой руководствовались разработчики законопроекта, ставшего на сегодня Законом № 1-ФКЗ, было распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Всего будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Организация работы данных судов планируется по тому же принципу, что и в арбитражных судах, поскольку, по мнению авторов реформы, такой принцип хорошо себя зарекомендовал.

Однако в России создан 21 апелляционный арбитражный суд, а также 10 арбитражных судов округов, на которые возложена роль кассационной инстанции, и это при том, что арбитражными судами рассматривается в целом гораздо меньше дел, чем судами общей юрисдикции. Так, согласно данным статистики, за 2017 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 875 898 апелляционных жалоб и представлений, 212 137 кассационных жалоб, в то время как арбитражными апелляционными судами – 299 783 апелляционных и 95 270 кассационных жалоб и представлений. Поэтому планируемое к созданию количество апелляционных и кассационных судов не может не вызывать опасений, в силу того, что на суды общей юрисдикции нагрузка по количеству дел – гораздо выше, чем в арбитражных судах. Не исключено, что со временем потребуется вносить коррективы и создавать новые суды, учитывая нагрузку по количеству дел.

В результате проведения реформы судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и на 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

Кроме судей в апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.

Всего, по подсчетам ВС РФ, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

Однако даже если предположить, что меньшее количество самих судов будет компенсировано количеством судей в них, то вопрос территориальной доступности судебной власти при проводимой реформе все же остается открытым. Ведь зачастую – обратиться в суд мешает простое отсутствие времени на его посещение. А после создания новых судов для того чтобы обжаловать несправедливое по мнению человека решение тому зачастую придется преодолеть немалое расстояние. К примеру, первый апелляционный суд, который планируется разместить в Москве, будет рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты Псковского областного суда.

В арбитражном процессе такая ситуация сопряжена с меньшим количеством проблем, поскольку участниками процесса являются субъекты предпринимательской деятельности, для которых не составляет проблем оплатить услуги представителя.

Одним из решений данного вопроса является создание судебных присутствий апелляционных и кассационных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Читайте так же:  Как проверить генеральную доверенность на подлинность

Законодатель определил понятие «постоянного судебного присутствия» через термин «обособленное подразделение», осуществляющее полномочия апелляционного (кассационного) суда. Термин «обособленное подразделение» встречается и в ст. 55 Гражданского кодекса применительно к филиалам и представительствам юридических лиц. Некоторое сходство с задуманной законодателем моделью апелляционного (кассационного) суда с обособленными подразделениями – постоянными судебными присутствиями, если проводить параллель, условно можно отметить с крупным юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения. Институт судебных присутствий не является новым, он был создан ранее, в том числе применительно к районным, областным (иным) судам.

Институту судебных присутствий необходимо уделить отдельное пристальное внимание, так как от этого напрямую зависит достижение главной цели судебной реформы: повышение качества и доступности правосудия.

В результате проводимой реформы претерпит изменения и сама процедура обжалования.

В настоящее время процедура кассационного обжалования при подаче кассационных жалоб в президиум суда субъекта Федерации существенно не отличается от процедуры их рассмотрения судебной коллегией ВС РФ.

Сейчас же предлагается введение так называемой «сплошной кассации», то есть вопрос о передаче дела для рассмотрения в судах кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда кассационной инстанции.

Согласно планируемым поправкам предполагается, что отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению, то есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу будет аналогичен производству всуде апелляционной инстанции.

Представляется, что это позволит существенно увеличить объем дел, доходящих до рассмотрения коллегиальным составом судей. Ведь на настоящий момент податели кассационных жалоб в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с тем, что жалоба их не передается на рассмотрение по существу коллегиальным составом судей, а решение, по сути, принимается судьей единолично. Это в свою очередь увеличивает нагрузку ВС РФ, поскольку податели жалобы вынуждены снова обращаться с ней уже в судебную коллегию ВС РФ.

Аргументом в пользу судебной реформы, как указано выше, является простой факт, а именно по данным статистики, опубликованной на официальном сайте ВС РФ, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 из 212 137 поданных). Каждый практикующий юрист понимает, что подобная разница вызвана отнюдь не низким качеством работы арбитражных судов первой инстанции. Как уже отмечалось ранее, кассационные жалобы в судах общей юрисдикции просто не рассматриваются по существу.

За проведение такой реформы высказался Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, только введение «сплошной кассации», а не выборочной, как сейчас, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ. С ним сложно не согласиться.

Однако, как уже говорилось ранее, опасение вызывает тот факт, достаточно ли будет создаваемых кассационных судов для рассмотрения потока кассационных жалоб, количество которых, как представляется, должно будет возрасти после введения процедуры «сплошной кассации».

Значимым также представляется то обстоятельство, что президиумы судов апелляционной и кассационной инстанции будут наделяться исключительно административными полномочиями, что также направлено на повышение реальной независимости и устранение коррупционной составляющей. Это позволит снизить фактор влияния межличностных трудовых отношений между судьями, принимающими процессуальные решения по одному делу.

В ходе проводимой реформы должна существенно снизиться нагрузка региональных судов. Количество дел, рассматриваемых такими судами в апелляционном и кассационном порядке, значительно превышает количество дел, по которым решение принимается ими по первой инстанции. Поскольку процессуальное законодательство построено таким образом, что региональные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают наиболее сложные и значимые дела, то уменьшение их нагрузки само по себе положительно скажется на судопроизводстве.

Проводимая реформа призвана также снизить и нагрузку ВС РФ. К апелляционным судам отойдет часть и его функций. Из ведения Суда будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции. Это позволит Суду сосредоточится на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой.

Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что Законом № 1-ФКЗ унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. По аналогии с арбитражными судами устанавливается, что в судах общей юрисдикции, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд. Данное правило призвано обеспечить сменяемость лиц, занимающих данную должность, что, безусловно, имеет большое значение для формирования независимых судов.

Законом № 1-ФКЗ увеличен предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. Это обусловлено требованиями к лицам, занимающим данную должность. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя ВС РФ, заместителей Председателя КС РФ.

Согласно ст. 7 Закона № 1-ФКЗ кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум ВС РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, законодатель изначально предполагает, что возможно неравномерное формирование судов апелляционной и кассационной инстанции в различных регионах, когда в одних регионах уже будут созданы все условия, и начнется рассмотрение судебных споров «по-новому», в то время как в других – все еще будет действовать «старый» порядок обжалования. Также возможно, что при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт апелляционного суда, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, так как суд кассационной инстанции просто не успел еще сформироваться.

Читайте так же:  Право собственности на землю по наследству

Учитывая размеры нашей страны, и то, как по-разному складывается обстановка в разных ее субъектах, несложно представить, что временной разрыв в создании новых судов в Москве, Санкт-Петербурге и городах с меньшим числом населения будет очень существенно отличаться. Представляется, что законодатель был прав, прозорливо предусмотрев это, поскольку, установив единый «жесткий» срок для создания судов на всей территории России он бы вынудил либо его нарушить, либо провести подготовку к созданию судов не на должном уровне.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/soloveva/1212200/

Обжалование и проверка судебных решений в гражданском судопроизводстве Древнего Рима и стран Западной Европы

Жизнь без обжалования

На ранней стадии развития государства у всех, как отмечает К. Н. Анненков, «культурных народов Европы» суд был учреждением чисто народным и притом всегда публичным 1 . Он пользовался полной самостоятельностью в своей деятельности, в силу того что центральная государственная власть сначала отсутствовала вообще, а затем была слаба, чтобы подчинить суд своей власти и контролировать его деятельность с помощью своих учреждений. Именно поэтому решения суда выносились в окончательной форме и не подлежали никакому обжалованию. Но позднее, с постепенным развитием и усилением централизованной государственной власти, которая стремилась подчинить своему контролю народные учреждения, суд также постепенно стал утрачивать самостоятельность. Последствием этого стало возникновение права ревизии решений суда и других учреждений со стороны центральной власти и в связи с этим возникновение права членов общества обращаться к этой власти с жалобами на действия органов суда и управления.

Необходимо отметить, что в этот период развития государственности существовавшие способы оспаривания решений были направлены не на исправление решения одного суда другим судом, а на отмену или уничтожение решения тем же судом, которым оно было постановлено.

Принято считать, что возможность обжалования судебных решений неразрывно связана с институтом апелляции. Это верно отчасти потому, что, по справедливому утверждению русского ученого-про- цессуалиста XIX в. Ф. М. Дмитриева, «апелляция есть одно из позднейших явлений в жизни каждого народа» [1] [2] .

Апелляционный (впрочем, как и любой другой) способ обжалования «мог возникнуть только тогда, когда центральная государственная власть успела уже усилиться и окрепнуть настолько, что имела достаточно силы и возможности подчинить своему контролю народный суд или даже заменить его своими учреждениями, устроенными на основе иерархического подчинения, т. е. на основе системы подчинения низших судов судам высшим» [3] .

Таким образом, весь процесс обжалования в широком смысле этого слова непосредственно связан с судоустройством и степенью развития права в каждом веке и каждой стране 1 .

Данные общие положения находят свое подтверждение в истории развития государства и права Древнего Рима и государства и права народов Европы.

Источник: http://studref.com/632384/pravo/obzhalovanie_proverka_sudebnyh_resheniy_grazhdanskom_sudoproizvodstve_drevnego_rima_stran_zapadnoy_evro

7.1 Средства обжалования судебных постановлений

Понятие. Предпосылки обжалования судебных решений. Гражданским процессуальным законодательством ФРГ (книга третья) установлено три средства обжалования судебных постановлений: апелляция, ревизия (§ 544—566а), жалоба (§ 567—577а).

Средства обжалования имеют положительный исход только, если их применение обосновано и допускается законом.

Допустимость средств обжалования связано прежде всего і определенным процессуальным сроком, в течение кото- ! рого могут быть обжалованы судебные постановления. Например, пропуск срока обжалования, означает недопустимость обжалования судебного решения, судебного оп- : ределения. Кроме того, для допустимости обжалования ; судебных решений либо определений необходимо нали- і чиє следующих предпосылок: 1) судебное решение либо і определение должно подлежать обжалованию. Например, : не подлежат апелляции первичные заочные решения, а і ревизионной жалобе апелляционные решения ландгерих- тов; 2) средства обжалования связаны процессуальным : сроком. Так, например, а) срок на предъявление апелля- = ции составляет один месяц, который начинается с момента і вручения судебного решения, но не позднее истечения I пяти месяцев по его оглашению (§516 ГПК ФРГ); б) срок j для обоснования в случае обжалования судебного реше- ! ния (§ 519 ГПК)1; 3) соответствие предъявленного средства I обжалования установленной законом форме (§518 ГПК) | и обоснованности (§519 (2) ГПК).

Запрет о вынесении по жалобе нового решения ухудшающего положение жалобщика (das Verschlechterungsverbot). і Обжалуя судебное решение, истец ожидает, что новое ре- I шение улучшит его правовое положение, но ни в коем случае не ухудшит. Справедливость этого ожидания соответствует ; законодательному закреплению запрещения о вынесении і нового решения, ухудшающего положение жалобщика по і отношению к решению, которое он обжаловал (§ 536 ГПК). Исходя из этого запрета, ответчик в немецком процессе ; имеет право на встречную апелляцию (§ 521 ГПК), встреч- | ную ревизионную жалобу (§ 556 ГПК), встречную жалобу : (§ 577а). Это означает, что ответчик как противная сторона

имеет право на одновременное (например, с истцом) применение встречных средств обжалования (der AnschluBrechts- mittel). Применение встречных средств обжалования в немецком процессе объясняется не только применением названного запрета, но и тем, что и противная сторона должна иметь одинаковую возможность об изменении судебного решения в свою пользу. Таким образом, подача жалобы на судебное решение дает новую возможность для вынесения лучшего решения в отношении жалобщика, по мнению жалобщика, поэтому, противная сторона, используя законодательную возможность предъявления встречного средства обжалования, использует его хотя бы с той целью, чтобы новое решение не ухудшало его правового положения, по сравнению с «начальным» положением[266].

Встречные средства обжалования, встречную апелляцию и ревизию гражданское процессуальное законодательство ФРГ разделяет на два вида: а) встречную самостоятельную апелляцию и ревизию; б) несамостоятельную апелляцию и ревизию. Самостоятельной называется встречная апелляция, которая предъявлена с соблюдением срока на предъявление апелляционной или ревизионной жалобы. Так, § 522 закрепляет, что если ответчик по апелляционной жалобе в течение срока на подачу апелляционной жалобы подал встречную апелляцию, то это рассматривается таким образом, как апелляционная жалоба, поданная самостоятельно. Несамостоятельной встречной апелляционной или ревизионной называется жалоба, которая предъявляется по истечении процессуального срока обжалования судебных постановлений. Встречная апелляция теряет свою действительность в случае отзыва основной апелляционной жалобы или ее отклонения (§ 522 (2)). Встречная апелляция производится посредством подачи в апелляционный суд письменного заявления о встречной апелляции (§ 522а).

Читайте так же:  Единый залоговый реестр автомобилей проверить

Аналогичные правила установлены законодательством и для предъявления встречной жалобы на судебные определения. Ответчик имеет право на предъявление встречной жалобы на судебные определения (§ 577 ГПК).

Апелляционная и ревизионная жалобы, а также жалоба на определения суда может быть отозвана (§515(1), §516, 566 ГПК). В результате отзыва поданная апелляционная или ревизионная жалоба, а также жалоба, поданная на судебные определения теряет свою силу.

Отказ от обжалования судебных постановлений (§514, 566) означает отказ от права на обжалования судебных постановлений вообще. В этом случае получивший отказ жалобщик теряет право на обжалование судебного постановления.

Источник: http://lawbook.online/protsess-zarubejnyih-grajdanskiy/sredstva-objalovaniya-sudebnyih-56675.html

Апелляционное обжалование судебных решений

Содержание

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА АПЕЛЛЯЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Понятие апелляции в гражданском процессе

1.2. Российское законодательство об институте апелляции в гражданском процессе

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА АПЕЛЛЯЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

2.1. Объекты и субъекты апелляционного обжалования

2.2. Суды апелляционной инстанции

2.3. Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы

2.4. Порядок и особенности рассмотрения дела в апелляционной инстанции

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АПЕЛЛЯЦИОННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

3.1. Анализ судебной практики по рассмотрению апелляционных жалоб

3.2. Актуальные проблемы и основные направления совершенствования апелляционного производства в гражданском процессе

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Институт апелляционного обжалования судебных решений своими корнями восходит к правовому наследию Древнего Рима. Путем рецепции римского права прочно вошедший в право европейское, он не прекратил своего существования и в настоящее время является одним из важнейших институтов, обеспечивающих право граждан на справедливое правосудие.

Все большинство число государств осознает необходимость существования этого института в законодательстве и его дальнейшего совершенствования в интересах участников гражданского судопроизводства. В Западных странах, процесс формирования национально-правовой системы развивался достаточно последовательно, аналогичная ситуация была и с процессом регулирования сферы обжалования не вступивших в силу судебных решений. В российском же законодательстве, не раз подвергавшемся глубочайшему всестороннему реформированию и преобразованию, присутствие этого института носит прерывистый характер, что обуславливает некоторые особенности его регулирования.

В качестве одного из основных механизмов, обеспечивающих правосудность вынесенного судом решения путем проверки его законности и обоснованности, апелляционное обжалование служит главнейшей цели гражданского процесса – защите субъективных гражданских прав. Отсюда следует, что ее четкая регламентация и изучение имеет первоочередное значение в праве на сегодняшнее время.

Эта тема приобретает все большую актуальность в связи с вступлением в силу с 1 января 2012 г. изменений к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 09.12.2010 г. № 353-ФЗ, посредством которых был существенно скорректирован порядок обжалования и пересмотра судебных постановлений. Несмотря на тот факт, что принятие закона, позволило унифицировать институт обжалования решений суда первой инстанции не вступивших в законную силу и пересматривать подобные решения по единым правилам, что значительно облегчило процедуру судопроизводства. Новый порядок регулирования института апелляции в гражданско-процессуальном законодательстве России вызвал оживлённую дискуссию в научной среде.

Часть ученых утверждает, что кроме названий, в результате данной реформы в сущности, ничего не изменилось. По их мнению, фактическое число инстанций и объем их полномочий не претерпели значительных изменений[1].

С этим вряд ли можно согласиться. Поскольку, если считать апелляционное производство идентичным прежней кассационной инстанции, напрашивается вопрос, как оценить возможность перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, а также отсутствие права второй инстанции передать дело на новое рассмотрение?

Другие приходят к мнению, что система обжалования претерпела существенные изменения, однако внесенных изменений все равно недостаточно для формирования эффективной системы обжалования, способной должным образом предоставить защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов в суде[2]. По мнению данной группы исследователей-правоведов, законодательное регулирование института апелляции в Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования в целях устранения проблем, возникающих в ходе его практического применения.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства обусловливают необходимость подробного изучения характерных особенностей института апелляционного обжалования в Российской Федерации, что, в свою очередь, подтверждает актуальность темы дипломного исследования.

Объектом дипломной работы являются урегулированные правом общественные отношения, складывающиеся в результате апелляционного обжалования судебных решений.

Предметом исследования является совокупность правовых норм, посредством которых осуществляется регулирование вопросов апелляционного обжалования судебных решений в Российской Федерации.

Цель дипломной работы – обобщение, анализ и критическое осмысление теоретических и нормативных основ, рассматривающих и регулирующих отношения, складывающиеся в результате апелляционного обжалования судебных решений.

Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

  • сформулировать понятие и раскрыть сущность апелляции в российском гражданском процессе;
  • проследить историю формирования и совершенствования российского законодательства об институте апелляции в гражданском процессе;
  • охарактеризовать объекты и субъекты апелляционного обжалования;
  • рассмотреть правила апелляционной подсудности;
  • охарактеризовать порядок и сроки подачи апелляционной жалобы;
  • исследовать порядок и особенности рассмотрения дела в апелляционной инстанции;
  • провести анализ апелляционной практики по гражданским делам;
  • выявить актуальные проблемы правоприменения и пути совершенствования современного российского законодательства об апелляционном производстве по гражданским делам.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды ученых-процессуалистов, рассматривающих вопросы апелляционного обжалования в гражданском процессе, а также учебные пособия и материалы периодической печати по рассматриваемой проблеме.

Нормативную базу исследования составляет современное российское гражданско-процессуальное законодательство, регулирующее вопросы апелляционного обжалования судебных решений.

Эмпирической базой исследования послужили обзоры апелляционной практики по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации и постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по рассматриваемой проблеме.

Методологическую основу дипломной работы составили следующие общенаучные методы исследования: системный подход, анализа и синтеза, исторический, диалектический, а также некоторые частно — научные методы – сравнительно-правовой, статистический, обобщения правоприменительной практики и другие методы.

Практическая ценность данного исследования заключается в возможности использования его результатов в дальнейшей научной деятельности и при преподавании курса гражданского процесса на юридических факультетах вузов РФ.

Структуру дипломной работы составляют введение, основная часть, объединяющая три главы и восемь параграфов, заключение и список использованной литературы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://xn--d1aux.xn--p1ai/apellyatsionnoe-obzhalovanie-sudebnyh-reshenij/

Институт обжалования судебного решения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here