Меры профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Помощь по теме: "Меры профилактики правонарушений среди несовершеннолетних" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних как одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности

Классы: 5 , 6 , 7 , 9 , 10 , 11

Ключевые слова: Профилактика правонарушений несовершеннолетних , социально-педагогическая профилактика , Виды профилактики

Сегодня организация педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимает особое место. Это обусловлено ростом преступности среди подростков ввиду снижения уровня жизни населения, нестабильности общества — в целом большим количеством негативных факторов, накладывающихся на кризис подросткового возраста. Ведь именно в этом возрасте происходит развитие индивида, становление личности, определяются ценности и жизненные ориентации. Профилактика правонарушений – одно из важнейших направлений борьбы с преступностью нашего общества, а также одна из сложнейших задач не только правового, но и педагогического характера.

Что же такое вообще правонарушение и его профилактика? Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан [1]. Необходимо отметить, что деяние может выражаться в действии или бездействии. Касаемо правонарушений, совершаемых подростками, выделяют две их главные особенности: высокая степень латентности и групповой характер, а причинами совершения являются асоциальная ситуация в семье, нахождение несовершеннолетнего в криминогенной товарищеской компании, социально-экономические факторы, беспризорность и безнадзорность, пробелы в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения.

Профилактика правонарушений – это меры правового, воспитательного и иного характера, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Такие меры заключаются в предупредительном общем или индивидуальном воздействии на лиц, склонных к совершению противоправных действий. В настоящее время профилактика правонарушений – это не только деятельность правоохранительных органов и юристов, это также гуманная деятельность образовательной организации.

Социально-педагогическая профилактика — процесс государственно-общественный, основная направленность которого — устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека и совершению им преступлений [2]. Основная причина малоэффективности педагогической профилактики – правовая ограниченность, а также слабоподгоготовленность педагогических работников. Отсюда вытекает необходимость повышения теоретического, воспитательного, методического и иных уровней работников образовательных учреждений. Профилактическая направленность педагогической деятельности должна включать в себя работу по организации благоприятной среды, своевременную коррекцию семейных отношений, поиск форм занятости детей в свободное время, постановка несовершеннолетних на внутришкольный учет, патронаж отдельных учащихся, а также комплексную работу с органами власти.

Основными видами профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных организациях являются:

Первичная профилактика. Здесь важную роль играет взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом и психологом по выявлению несовершеннолетних детей, склонных к девиантному поведению, отстающих в учебе, вовлечение их в различную деятельность — кружковую, внеурочную. Немалая роль на данном этапе должна быть отведена профилактической работе с семьей, где присутствует асоциальный климат, ведется аморальный образ жизни.

Вторичная профилактика. Основными задачами этого этапа является предотвращение совершения начавшегося правонарушения, предоставление своевременной социопсихологической помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Здесь необходимо объединить весь комплекс социально-психологических и правовых мер, направленных на работу с несовершеннолетним, имеющим девиантное поведение, попытаться классному руководителю и другим педагогическим работникам понять интересы и стремления такого ребенка.

Третичная профилактика. Она представляет собой комплекс социально-психологических и правовых мер, который заключается в недопущении и предупреждении рецидива правонарушений подростками, ранее уже совершавшими противоправные действия.

Как отмечалось выше, немалую роль в педагогической профилактике правонарушений среди несовершеннолетних играет деятельность классного руководителя, социального педагога и психолога образовательной организации. Поэтому логичным будет определить основные методы их работы, которые можно использовать в профилактике противоправных действий, совершаемых подростками:

Наблюдение. Здесь педагог наблюдает за учащимся, за его поведением в школе, семье, на уроке, за его общением со сверстниками.

Беседа, опрос, анкетирование, тестирование. Данные методы позволяют выявить психологические особенности детей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

Консультирование. Данный метод заключается в предоставлении квалифицированной помощи несовершеннолетнему, испытывающему какие-либо проблемы, с целью их социализации и оптимизации.

Убеждение. Метод, который заключается в способности убедить ребенка в последствиях его противоправного поведения, опираясь на нормы права.

Тренинг. Метод, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания социально-психологической помощи, поддержки.

Игра. Метод, значимость которого заключается в самом процессе, а не результате; он помогает подросткам через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними, познать окружающую действительность.

Итак, профилактика правонарушений представляет собой необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление социально-педагогической деятельности образовательной организации, которое обеспечивает полноценную социализацию и социоадаптацию учащихся, всестороннее развитие всех участников образовательного процесса. Важным направлением усовершенствования работы с подростками в рамках профилактики противоправных действий является преодоление неблагоприятных условий окружающей среды – их близлежащего окружения. Социально-педагогическая профилактика в образовательном учреждении всегда должна оставаться основным направлением деятельности по предупреждению и предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних.

Список использованной литературы

  1. А.В. Малько, Н.И. Матузов. Теория государства и права: учебник. – Юристъ, 2004. – 245 с.
  2. Муртазалиева М.М. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних детей: дисс. канд.пед.наук / М.М. Муртазалиева. – Махачкала, 2005. – 175 с.


Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/672862/

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

В Беларуси несовершеннолетние с 23.00 до 6.00 не должны находиться на улице одни, а если такое случилось, то отвечать придется родителям. Вся ответственность за детей, гуляющих в неположенное время, ложится на плечи родителей.

Читайте так же:  Нотариальный сайт залоговых автомобилей

В кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях введена Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З.

Статья 30-1. «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища».

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.

Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания) его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.

Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства (месту пребывания) этого несовершеннолетнего.

Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.

Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.

Источник: http://tatarka.schools.by/pages/profilaktika-prestuplenij-i-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnih-vospitanie-pravovogo-soznanija-uchaschihsja

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»
статья на тему

Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_pravonarusheniy_sredi_nesovershennoletnih_v_shkole.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт психолого-педагогического образования Кафедра социально-педагогического образования

НОУ «Санкт-Петербургский центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма»

Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних

Материалы городской научно-практической конференции

Выполнила: Тедеева Зарина Алановна, социальный педагог ГБС(К) ОУ №480 Кировского района, г. Санкт-Петербург

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»

Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Я предлагаю вам окунуться в суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников.

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:

  1. меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы,
  2. меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей — потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека — заботливости, желания добра и блага во спасение, — она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Читайте так же:  Мировое соглашение предполагает

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на несколько групп.

Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний учащихся. Когда учитель проверяет диктант или контрольную работу, нет ничего предосудительного в том, чтобы исправлять ошибки и указывать, как делать правильно. Однако зачастую эти же принципы переносятся педагогами в сферу человеческих отношений. Поведение контролера с годами становится стилем жизни. Психологи назвали это мышлением «красного карандаша». Педагог начинает чувствовать себя наделенным особой властью, всегда знающим ответы на поставленные жизнью вопросы. Отсюда — отношение к поступкам детей как к контрольной работе, полученной для проверки. Готовность замечать прежде всего недостатки, скорее ругать , чем хвалить, ведет к формированию у ребенка таких черт личности, как неуверенность и незащищенность, создает у него ощущение тревожности и небезопасности. А это, в свою очередь, может толкнуть его к поиску суррогатных способов обретения уверенности и снятия тревоги.

Низкий профессиональный уровень учителя. Бывает, что педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой его преподавания. Их уроки неинтересны, на них отсутствует дифференцированный подход к ученикам. Дети перегружены обилием изучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие, — нарушения дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому учителю.

Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска . К недостаткам организационного характера относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы. Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контроль администрации школы, разобщенность школьного педагогического коллектива, отсутствие анализ; допускаемых в работе ошибок, недостаточное использование возможностей ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность работе с неблагополучными семьями.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения.

Дружеское общение со сверстниками — одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Как правило, вне школы дети общаются с близкими по духу, получая то, что не могут получить в семье и в школе: внимание, признание, заботу. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Напротив, там их «понимают», одобряют и поддерживают. Как установили ученые, группе присуща гораздо более отрицательное отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из ее представителей в отдельности. Члены подобных компаний играют в азартные игры, пьянствуют, сквернословят, слишком рано начинают вести беспорядочную половую жизнь.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для всего района, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений — мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Такой же эффект имеет и развитие школьного самоуправления. Это расширяет число строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Основное в школьном самоуправлении — поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможности оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность ребенка к формированию уклада школьной жизни, школьное пространство становится «своим» и не отторгает, не провоцирует отклонение поведения от норм, принятых в школьном сообществе. В последние годы в школах появилась новая форма работы с подростками – детские социальные проекты, направленные на включение школьников в социально ориентированное творчество, на развитие их гражданской ответственности перед окружающим миром.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

В нашем образовательном учреждении разработана и осуществляется работа по подпрограмме «Социальные нормы», целью которой является обучение школьников культуре правовых отношений в процессе обучения и воспитания.

Развитие гражданской и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования гражданского общества в современной России, что предполагает сознательное и инициативное участие граждан в жизни страны, общества. Следовательно, в школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, наш педагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующие задачи:

  1. создать уклад норм школьной жизни;
  2. помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;
  3. помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;
  4. помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;
  5. воспитать навыки правовой культуры.

На основании анализа нормативного документа — Федерального закона от 24.06.99 №120-ФЗ « Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в нашей школе была выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Классные руководители проводят анализ профилактической работы с несовершеннолетними. На заседаниях Совета профилактики подводятся итоги работы, приглашаются родители учащихся.

Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям, обсуждаются проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях, Совете профилактики.

Читайте так же:  Можно подать дополнение к апелляционной жалобе

В школе проводятся занятия, беседы, лекции для родителей в рамках родительского всеобуча.

Кроме этого в школе функционирует Совет профилактики правонарушений.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий.

  1. Тедеева Зарина Алановна

Источник: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/02/28/profilaktika-pravonarusheniy-sredi

Меры профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.

Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры. На законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются. Правонарушения бывают административные и уголовные, которые разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различие происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.

Правонарушения несовершеннолетних:

  • нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;
  • мелкое хищение;
  • незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов;
  • употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;
  • занятие проституцией;
  • деятельность и поступки, представляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;
  • безбилетный проезд;
  • управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;
  • управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических, психотропных средств или их аналогов;
  • нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое стало причиной легких или средней тяжести повреждений здоровья потерпевшего;
  • заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;
  • мелкое хулиганство;
  • пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;
  • появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных, наркотических препаратов или их аналогов.

Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может быть юридической или моральной.

Наказание за правонарушение может быть следующим:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • обязательные работы (общественные работы);
  • конфискация предмета или орудия совершения правонарушения;
  • административный арест.

Незнание закона не освобождает Вас от ответственности.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.

Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.

Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.

озрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Выделяют следующие стадии отличного от нормы поведения подростков:

  • неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
  • порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
  • девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.);
  • предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
  • противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

В таком случае важно в целях профилактики преступлений и правонарушений среди молодежи:

  1. Родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.
  2. Родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям.
  3. Родителям не ставить детей на второе место после карьеры.
  4. Родителям правильно воспитывать своих детей. Прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности – все это является первичной задачей семьи. Формировать чувство ответственности и долга.
  5. Родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям и сестрам, а также к своим ровесникам.
  6. Родителям стараться как можно лучше знать с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками — одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома, он стремится перенять именно от своих друзей.

Приучать ребенка к правилам жизни в обществе следует с детства. Даже малыши должны знать, что нельзя отнимать, портить или брать без разрешения чужие вещи. Акцентируйте внимание детей на ответственном поведении, необходимости и важности отвечать за свои действия. Показывайте также положительный результат от стремлений исправить свои ошибки, показывайте возможность исправления сделанного. Дети должны знать «цену денег», уметь ими распоряжаться и планировать бюджет. И самое главное – демонстрируйте детям собственный положительный пример. Ведь чему бы вы их не учили, поступать они будут так же, как вы.

Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и именно, на семью возлагается огромная роль в воспитании молодого поколения как правосознательных граждан.

Читайте так же:  Жалоба на полицию телефон

Ранняя профилактика преступлений и правонарушений в молодежной среде является первоначальной задачей семьи, а также школы и досуговых учреждений. Важную роль в этом вопросе играет также пропаганда здорового образа жизни. Молодое поколение, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому ранняя профилактика преступлений и правонарушений является важнейшей задачей всех тех, кто связан с молодежью – родителей, учителей, тренеров, руководителей и, конечно же, государства, т.к. здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение основная опора страны.

Источник: http://gp21.kz/ru/patsientu/k-vnimaniyu/961-profilaktika-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnih

Профилактика правонарушений среди подростков в общеобразовательном учреждении

Дата публикации: 22.02.2016 2016-02-22

Статья просмотрена: 2024 раза

Библиографическое описание:

Бутузова Ю. С., Акутина С. П. Профилактика правонарушений среди подростков в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 601-604. — URL https://moluch.ru/archive/109/26363/ (дата обращения: 07.02.2020).

В данной статье рассматриваются причины возникновения правонарушений среди школьников, а также представлены возможные профилактические мероприятия по их предотвращению.

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетний, профилактика, подросток, школа.

This article discusses the causes of delinquency among schoolchildren. As well as possible preventive measures in the school activities.

Keywords: The offense, minors, prevention, teenager, school.

Вопреки определенных положительных направлений в развитии общества, мы сознаем, что живем в сложный переменный промежуток времени нашего государства, и именно подрастающее поколение попадает в очень трудную социально-психологическую ситуацию. В большей мере нарушены прошлые изжившие стереотипы поведения, нормативно-правовые и ценностные устремления. Молодое поколение теряет суть осуществляемых и часто не имеют установленных житейских знаний и умений, которые допустили бы сохранить свою личность и сформировать здоровый результативный жизненный стиль. Преимущественно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, всегда возрастающих значительных стрессовых ситуаций, не готовы с ними справляться, и страдают от многих негативных последствий. Это способствует отыскиванию возможностей, которые помогают избежать трудные переживания. Следовательно, ответственность за воспитание личности, формирование у учащихся независимости, умений правильно строить диалог, диспут, обоснованно отстаивать свою позицию, быть толерантной личностью, умение отказаться от негативных проявлений, способность делом и словом помогать людям, все это возлагается с большой ответственностью на систему образования, как социальный институт.

Профилактические работы с учащимися — сложный процесс, разноаспектный, длительный по времени. Специальная задача школы в деятельности предотвращения нарушения закона заключается в проведении ранней профилактики, потому как ни одна другая общественная система не может решить данную задачу. Исключением является семья, тем не менее, и она сама выступает объектом в профилактической сфере. Началом ранней профилактики является формирование условий, обеспечивающих вероятность правильного развития детей, вовремя выявлять своеобразные кризисные ситуации, появляющихся у учащихся определенной возрастной категории.

Своевременно найденные в поведении детей и подростков отклонения и хорошо построенная педагогическая помощь могут сыграть немаловажную роль в профилактике деформировании личности растущего человека, в последствии которая приводит к нарушению закона и преступлениям.

Моральное искажение формирующейся личности и отклонения в поведении нередко являются итогом нарушенных изменений взаимосвязей с микросредой. В наибольшей степени важные недостатки межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается повседневно происходят в семье, на улице или в школе.

Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Асоциальное поведение родителей. Самый эффективный образец для ребенка это его родители. Различные научные исследования подтверждают то, что многие несовершеннолетние правонарушители воспитывались в такой семье, где они регулярно сталкивались с отрицательным поведением родителей: постоянным пьянством, скандалами, развратом, жестокостью, совершением преступлений взрослыми. Из семей, где ежедневное поведение взрослых носит антисоциальный характер, выходит больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостающее со стороны родителей внимание и любовь. Дети, воспитывающиеся в нравственно неблагополучной семье, не имеют одну из важных психологических потребностей — потребность в любви, внимание и понимания со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, поскольку до его настроения, интересов и переживаний родителям нет никакого дела. Ребята, имеющие такие проблемы, тянуться к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, таким образом, они компенсируют нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Тем не менее, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно разрушительным образом отражается на нравственном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, в конечном итоге, не дают им жить. Заботливость, желание добра и благо во спасение, — все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие чрезмерной опеки — недоразвитость, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Удовлетворение потребностей ребенка в чрезмерном размере. Семьи где дети живут в атмосфере потакания любым их капризам, где их избавляют от любых домашних обязанностей, вырастают не ленивые дети, а дети-потребители, задачей которых является удовлетворение потребностей и получение удовольствий и всевозможных благ. Преступления, совершенные для удовлетворения желаний потребительского характера- это отсутствие разумного самоограничения. «Слепая» родительская защита детей создает у них впечатление безнаказанности.

Авторитарность и требовательность родителей. Жестокость родителей и использование различных ограничений и наказаний унижающих детей, а так же стремление подчинить себе ребенка, оскорбление его человеческого достоинства, разрушают атмосферу доверия, толкая подростков на совершение преступления.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы

Недостаточно хорошая работа школы, отрицательно сказывается на поведении учеников. Её можно разделить на несколько групп.

Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний учащихся. Когда учитель проверяет контрольную работу или диктант, нет ничего плохого в том, чтобы исправить ошибки и указывать, как правильно сделать. Часто бывает, что педагоги переносят эти же принципы на человеческие отношения. Таким образом стилем жизни становится поведение «контролера». Психологи называют это мышлением «красного карандаша». Человек чувствует особую власть, ответы на поставленные жизнью вопросы он считает знающим точно. Здесь же видим, что отношение к поступкам учеников, словно к контрольной работе, которую он сдал для оценивания. Видеть прежде всего недостатки, ругать, нежели помогать исправлять ошибки ребенка, ведет к формированию у него неуверенности, а затем чувство тревожности и незащищённости. Это приводит к поиску способов избавится от тревоги и неуверенности.

Читайте так же:  Академический отпуск после отчисления

Негативные установки в отношении отдельных учащихся. К ученикам, которые нарушают правила и нормы, создаётся определенное отношение, заключающееся в негативном отношении к его поведению и личности в целом. На таких детей зачастую навешиваются ярлыки «лентяя», «двоечника», «хулигана», «бездельника». Избавившись от стереотипа, самостоятельно изменить отношение ребенка к себе очень сложно. Педагоги не всегда стараются понять детей из неблагополучных семей, проблема в том, что такие дети не всегда способны хорошо учится без посторонней помощи в силу некоторых обстоятельств. У некоторых это проявляется в начальной школе, у большинства — в среднем звене. Такие дети зачастую нуждаются в индивидуальном подходе. В противном случае — у них складывается отрицательное отношение к учебной деятельности. Некоторые учителя считают таких детей умственно неполноценными, такое отношение формирует неуверенность в своих силах настраивает учеников против школы. Часто падуги утверждают, что таких детей «нельзя ничем заинтересовать» или их «интересует только плохое». Подростков с отклоняющимся поведением привлекает музыка, спорт или техника, а так же они положительно относятся к урока где их поддерживают и помогают, нежели где унижают.

Низкий профессиональный уровень учителя. Иногда встречается такое, что педагог слабо владеет методикой преподавания предмета а так же самой учебной дисциплиной. Такие предметы не интересны ученикам, а так же на них отсутствует индивидуальны подход. Дети перегружены непонятым материалом и домашним заданием. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие, — нарушения дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому учителю.

Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска. К ним относят: позднее выявление подростков, которые склонны к нарушению норм и правил, недостаточное изучение индивидуальных особенностей таких учеников, а так же отсутствие конкретного плана работы с детьми группы риска. Отрицательно влиять может так же недостаточный контроль и помощь администрации школы, несформированность педагогического коллектива, однообразность школьных мероприятий, пассивность в работе с неблагополучными семьями.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения.

Общение со сверстниками является одной из главных потребностей в подростковом и юношеском возрасте. Вне школы, подростки чаще всего общаются с теми, кто проявляет по отношению к ним внимание, поддержку и признание, все то, что они не получают находясь в семье. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Наоборот, там их «понимают», одобряют их поступки и поддерживают в любой ситуации. Ученые установили, что подростку в отдельности присуще более положительное отношение к моральным нормам и правилам установленным в обществе, нежели группе в целом. Такие компании замечены за распитием спиртных напитков, курением, начинанием рано вести беспорядочную половую жизнь.

Все эти факторы относятся к категории социальных. Так же следует учесть, что биологические факторы тоже могут являться причинами отклоняющегося поведения: у подростков (от 11–13 до 15–17 лет) в этом возрасте возникает сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативное отношение к действительности и крайняя неуступчивость. У подростка возникает желание к безжалостному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Явно, что для эффективной профилактики, необходимо создать в школе такие условия, которые не будут подталкивать подростка к девиантному поведению, следует создать для детей условия комфортные, интересные для их социализации.

Профилактика правонарушений в школе будет действенна, если подбор программы и внеурочная деятельность будет произведена с учетом разнообразных интересов и возрастных особенностей несовершеннолетних.

Школы, в которых создаются группы дополнительного образования, культурных, образовательных центров, проведение различных досуговых программ, организация спортивной, художественной самодеятельности, организация семейного досуга, детских объединений — все это является ресурсом профилактики отклоняющегося поведения.

Развитие школьного самоуправления — выполняет также профилактическую функцию. Данный фактор помогает несовершеннолетним устанавливать свою систему норм и ценностей. В школьном самоуправлении необходимо поддерживать сплоченность в коллективе.

Возможности влиять на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают интерес ребенка к формированию уклада школьной жизни, школьное пространство не отвергается, не возбуждает отклонение от норм поведения, принятых в школе. В последние время в школах появилась новая стратегия работы с детьми и подростками — детские социальные проекты, направленные на включение учащихся в общественное творчество, на привлечение их к гражданской и правовой ответственности перед окружающим миром.

Таким образом, профилактика правонарушений подразумевает, что школа это место, где ребенок действительно находит применение своим возможностям.

Перед школьниками стоят цели и ряд задач, связанных с организацией и улучшением воспитательного процесса.

Развитие гражданской и правовой культуры является неотъемлемой частью процесса формирования гражданского и патриотического общества в современной России, что предполагает сознательное и активное участие граждан в жизни страны и общества. Следовательно, в школе необходимы социальные нормы и правила поведения, поскольку без этого невозможно действенное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, педагогическому коллективу необходимо ставить перед собой следующие задачи:

 создать установившийся порядок норм школьной жизни;

 помогать школьникам получить знания о своих правах;

 помогать несовершеннолетним увидеть связь личной свободы и ответственности каждого человека в обществе;

 помочь школьникам научиться решать конфликты правовыми способами.

На основании Федерального закона от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в школах должна быть сформирована программа профилактики девиантного поведения.

Социальным педагогам необходимо проводить беседы на правовую тематику, принимать участие в осмотре жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучать особенности, склонности, интересы и увлечения учащихся.

  1. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. — М., 1994.
  2. Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. Тр./Отв. Ред. В. В. Панкратов. — М., 1992.
  3. Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. — М., 1990.
  4. Мясищев В. Н. Трудные дети в массовой школе. — Д., 1993.
  5. Кле М. Психология подростка. — М.:Педагогика, 1991.
  6. Трубицина Э. М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых правонарушителей и определение мер воздействия на них в некоторых странах Восточной Европы.// Воспитание школьника, 1998, № 2, С.47–48.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/109/26363/

Меры профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here