Нарушение конституционного права на образование

Помощь по теме: "Нарушение конституционного права на образование" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 43. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Источник: http://www.zakonrf.info/konstitucia/43/

Нарушение права на образование

Разделы:

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 «О правилах приема в ОУ» на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет «несколько отсрочено»: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.

При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.

«Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях. Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории. Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме:

Новости по теме:

Исследования:

64% опрошенных поддерживают предложение о запрете приема в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов
3 октября текущего года в Госдуму поступил законопроект, устанавливающий запрет на прием в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов. Согласно проведенному опросу, большинство респондентов (64%) поддерживают этот законопроект, а 31% опрошенных выступают против его реализации.

Читайте так же:  Виндикационный иск реферат

Источник: http://www.garant.ru/actual/registraciya/instrukciya/obrazovanie/

Право на образование (ст. 43 Конституции России)

Право на образование занимает центральное место среди куль­турных прав человека. Без права на образование не могут быть в полной мере реализованы конституционное право на пользо­вание достижениями культуры, а также свобода культурного, на­учного и технического творчества.

Под образованием понимается целенаправленный процесс вос­питания и обучения в интересах человека, общества и государства. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступ­ность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего про­фессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях. При этом получение основного общего образования является обязательным. Родители или лица, их заменяю­щие, должны обеспечивать получение детьми основного общего об­разования.

Получение высшего профессионального образования может осу­ществляться бесплатно на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Следует отметить, что при неизменности конституционных норм система образования в настоящее время модернизируется.

Одним из элементов подобной модернизации является введение Единого государственного экзамена. Для системы высшего професси­онального образования также характерны определенные изменения, вызванные присоединением к Болонской декларации. Соответствую­щие изменения сводятся, в том числе к введению двухступенчатой системы обучения, включающей бакалавриат и магистратуру (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры).

Основные законодательные акты:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный закон «О высшем и послевузов.

Источник: http://01.xn--b1aew.xn--p1ai/document/201373

Права детей на образование

Одним из гарантированных прав несовершеннолетних является право на обучение. Каждый ребенок обязательно должен получить образование. Однако данная сфера относится к самым проблемным. Нехватка детских садов и мест в школах в новых строящихся микрорайонах, ежегодное большое количество первоклассников и отток учителей из сельских районов затрудняют реализацию данного права. Рассмотрим, что оно в себя включает и как защитить нарушенные интересы.

Основные положения

Получение образования всеми несовершеннолетними без исключения закрепляется Конституцией Российской Федерации. Закон не предусматривает ни одной уважительной причины для отказа от данного права.

В том числе не принимаются во внимание следующие факторы:

  • состояние здоровья;
  • язык;
  • религия;
  • пол;
  • убеждения;
  • раса;
  • место жительства;
  • социальное положение;
  • национальность;
  • происхождение и любые другие причины.

Отказ в предоставлении образовательных услуг не может быть аргументирован здоровьем несовершеннолетнего. Любому обучающемуся должна быть предоставлена та программа, которая рекомендована психолого-медико-педагогической комиссией. Если ученик не может посещать школу, он переводится на одну из следующих форм обучения:

  • Надомное. Педагоги посещают ребенка по месту жительства.
  • Родительское. Мама и папа сами дают несовершеннолетнему знания, предусмотренные школьной программой. Ученик сдает экзамены на общих основаниях.
  • Дистанционное. Ребенок обеспечивается необходимой аппаратурой для участия в обучении на расстоянии от педагога.

Дети имеют право получить бесплатно образование:

  • дошкольное (доу);
  • общее (начальное, основное, среднее);
  • среднее профессиональное;
  • 1 высшее на конкурсной основе.

Важно! Отказ в зачислении в школу может быть обусловлен только отсутствием мест в классах. При этом законный представитель ребенка имеет право на обращение в любую другую образовательную организацию.

Перечень

Право ребенка на образование включает в себя комплекс законных интересов несовершеннолетних.

При этом все они должны соблюдаться одновременно. Среди них:

  • Уважительное отношение к ребенку и родителям со стороны педагогов и школьной администрации.
  • Бесплатное обучение.
  • Специализированная программа для детей с особенностями развития.
  • Выбор учебной организации на усмотрение ребенка и родителей.
  • Право на перемену образовательного учреждения.
  • Бесплатное предоставление в пользование материалов школьной библиотеки.
  • Обеспечение безопасности учеников в период получения знаний.
  • Участие в общественно полезной трудовой деятельности с учетом мнения ребенка и родителей.
  • Равенство всех детей перед учителем.
  • Получение знаний от педагогов и помощи от специалистов (психологов, социальных педагогов).

Законодательные нормы

Особенностью данного права является обязательность его реализации. Поэтому оно регулируется большим количеством нормативных актов.

Основные документы, закрепляющие право несовершеннолетних жителей РФ на образование:

  • Конвенция по правам ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании 2012 года.

Важно! Если несовершеннолетний не желает получать образование, ответственность возлагается на его законных представителей.

Если ребенок плохо учится, допускает много пропусков по неуважительной причине, отличается скверным поведением в период занятий или на перемене, вопрос о его воспитании может быть поднят на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). К родителям применяется меры ответственности, предусмотренные статьей 5.35 КоАПРФ.

Виды нарушения права на образование

Как и любое другое право, законные интересы учеников встречаются с препятствиями на пути их реализации. Нарушителями могут быть только лица, ответственные за его надлежащее исполнение. Среди них:

  • законные представители;
  • педагоги;
  • должностные лица образовательного учреждения.

Специализированные органы должны принять все меры для восстановления нарушенного права. Рассмотрим подробнее.

Родители/опекуны

Законные представители являются гарантом реализации права на образование. Они несут ответственность за ошибки, допускаемые несовершеннолетним в процессе обучения. Однако в определенных ситуациях именно они могут быть нарушителями, например:

  • отсутствие в квартире оборудованного места для приготовления домашнего задания;
  • отказ от обеспечения несовершеннолетнего одеждой и учебными принадлежностями;
  • запрет на посещение школы;
  • отсутствие контроля над посещаемостью занятий и успеваемостью.

Родители должны обеспечить несовершеннолетнему место для приготовления уроков. Для этого не нужны какие-то специальные приспособления, достаточно наличия письменного стола. Подготовка домашнего задания на подоконнике, кухонном столе и других местах, не предназначенных для подобной деятельности, недопустимо.

Мама и папа обязаны обеспечивать ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь) и учебными принадлежностями. Несовершеннолетний должен посещать школу в одежде, подходящей ему по размеру и соответствующей сезону. Если родители не имеют финансовой возможности для обеспечения ребенка школьной формой, тетрадями, ручками и другим, они должны обратиться за оказанием материальной помощи в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Важно! Для получения финансовой поддержки, наличие постоянной регистрации обязательно.

Законные представители не имеют права препятствовать посещению школы ребенком без уважительной причины. Это может происходить только в случае болезни или непредвиденной ситуации в семье. Родители обязаны предупредить классного руководителя о вынужденном пропуске уроков.

Читайте так же:  Исковая давность понятие виды применение исчисление

Педагоги

Учителя также могут нарушать образовательные права детей. Хотя проведение уроков является их профессиональной деятельностью, зачастую между учеником и педагогом складываются личные неприязненные отношения, таким образом, нарушается принцип равенства детей.

Межличностные конфликты между учениками не являются редкостью, особенно в подростковом возрасте. Обеспечение безопасности ребенка от противоправных действий других несовершеннолетних возлагается на педагога. Игнорировать подобные факты нельзя.

При этом учитель не может применять к детям физическую силу. Конфликт должен быть урегулирован при помощи беседы, привлечением родителей, директора школы и/или полиции.

Должностные лица

Распространенным нарушением со стороны школьной администрации является отказ в зачислении без уважительной причины. Единственным основанием может быть только отсутствие свободных мест в необходимом классе.

Другое возможное нарушение – это взимание денежных средств на учебную литературу, потребности класса, ремонт и иные цели, финансируемые из регионального бюджета. Подобные действия являются основанием для привлечения прокуратуры.

Препятствия в переводе в другое образовательное учреждение во время учебного года также нарушают права ребенка. Несовершеннолетний может выбирать школу по своему усмотрению с согласия родителей, без учета мнения школьной администрации.

Защита образовательных прав

Право детей на образование также означает, что дети-инвалиды, сироты и несовершеннолетние из бедных семей не должны подвергаться дискриминации со стороны педагогов, администрации школы и других учеников. Именно образование дает им шанс на абилитацию в обществе, социализацию и профессиональную ориентацию для дальнейшей жизни.

Обеспечение охраны образовательных интересов несовершеннолетних, как и других конституционных прав, возлагается на широкий круг граждан и государственных и муниципальных органов. Среди них:

  • родители;
  • другие законные представители;
  • должностные лица образовательных организаций;
  • педагоги;
  • районный отдел образования;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • региональное министерство;
  • правительство субъекта РФ;
  • прокуратура;
  • суд.

Защита права на образование имеет заявительный характер. Законный представитель несовершеннолетнего должен обратиться с жалобой о нарушении интересов ребенка. При обращении необходимо соблюдать последовательность. Единовременная жалоба во все органы редко дает хороший результат.

Но если цель законного представителя – причинить вред нарушителю, более эффективный результат даст обращение в СМИ. Ролик, показанный в новостях, станет основанием для проверки образовательного учреждения всеми органами одновременно. Однако ребенку в дальнейшем будет сложно продолжать обучение в этой организации. Поэтому лучший вариант – это последовательное решение проблемы.

Конституция закрепила право на обязательное общее образование для всех жителей страны. Оно обеспечивается и защищается как законными представителями, так и специализированными органами. Несмотря на то, что в сфере знаний случаются свои сложности, Россия обеспечила для своих граждан максимально доступное обучение.

Источник: http://famadviser.ru/polnomochija/juvenalnaja/pravo-rebenka-na-obrazovanie.html

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

Общее образование является обязательным.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов).

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

Читайте так же:  Копия апелляционной жалобы по гражданскому делу

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

(Материал подготовлен на основании положений Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации «Об образовании».)

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

от 27.06.2011 N 160-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 08.11.2011 N 310-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2011 N 385-ФЗ, от 28.02.2012 N 10-ФЗ, от 28.02.2012 N 11-ФЗ, от 01.04.2012 N 25-ФЗ, от 10.07.2012 N 111-ФЗ,

С изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 17.12.2009 N 313-ФЗ)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9222 —

| 7340 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/20_82827_pravo-na-obrazovanie-yavlyaetsya-odnim-iz-osnovnih-i-neot-emlemih-konstitutsionnih-prav-grazhdan-rossiyskoy-federatsii.html

Нарушение конституционного права на образование

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. № 274-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Станислава Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» и Указом Президента Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

рассмотрев по требованию гражданина С.В. Кузнецова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.В. Кузнецов оспаривает конституционность пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании», согласно которым гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Как следует из представленных материалов, решением Кировского районного суда города Томска от 28 октября 2004 года С.В. Кузнецову было отказано в удовлетворении иска к Томскому государственному университету о признании незаконным его отчисления из этого учебного заведения и о восстановлении в качестве студента. Суд указал, что ранее он уже использовал свое право на получение высшего профессионального образования бесплатно, что было им скрыто при поступлении в университет с целью получения второго высшего профессионального образования также бесплатно.

По мнению заявителя, оспариваемые им законоположения ограничивают его право на образование, что противоречит Конституции Российской Федерации, ее статье 43 (часть 3). Кроме того, заявитель просит признать противоречащим Конституции Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».


2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3).

Провозглашая право на образование в числе основных и неотъемлемых конституционных прав, государство обязуется принимать все зависящие от него меры для наиболее полного его осуществления, создания соответствующих социально-экономических условий, обеспечения правовых гарантий свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и высшего образования. При этом конституционно значимой целью является обеспечение (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) максимально широкого доступа к высшему образованию, что согласуется с провозглашенными статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целями Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Доступность высшего профессионального образования при существующем уровне доходов большинства населения нашей страны, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 октября 2001 года N 187-O, связана прежде всего с возможностью получить его бесплатно. Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации бесплатного высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях. Исходя из этого, по смыслу статьи 43 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 7, 55 (часть 3) и 71 (пункты «в», «е», «з»), федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов в целях обеспечения для лиц, не имеющих высшего образования, бесплатного получения такого образования, вправе предусмотреть в качестве условия обучения граждан в государственных и муниципальных высших учебных заведениях за счет бюджетных средств получение гражданином образования данного уровня впервые.

Читайте так же:  Обжалование решения районного суда по административному делу

Соответственно, пункт 4 статьи 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и пункт 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» не могут расцениваться как неправомерно ограничивающие закрепленное в статье 43 (часть 3) Конституции Российской Федерации право граждан на получение на конкурсной основе высшего образования бесплатно. Не могут они рассматриваться и как нарушающие принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2, Конституции Российской Федерации), поскольку граждане свободны в выборе формы получения высшего образования, образовательного учреждения, направления подготовки (пункт 5 статьи 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), а также способа получения высшего образования впервые — за счет бюджетных средств (поступив в государственное или муниципальное высшее учебное заведение, пройдя конкурсный отбор) или на договорной (платной) основе. Таким образом, нельзя сделать вывод о том, что данными законоположениями были нарушены конституционные права заявителя, а потому его жалоба не может быть признана допустимой по смыслу Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Что касается Указа Президента Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации», то в деле заявителя данный Указ не применялся и его конституционное право на образование не затрагивает.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Станислава Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С. Хохрякова

Определение Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. N 274-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Станислава Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» и Указом Президента Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации”

Текст Определения официально опубликован не был

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1687507/

Статья 5.57 КОАП РФ. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Комментарии к ст. 5.57 КОАП РФ

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами РФ гарантированного ст. 43 Конституции РФ права на образование.

Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «Об образовании» с последующими многочисленными изменениями (далее — Закон об образовании)) в качестве одного из принципов государственной политики провозглашен принцип общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (ст. 2) и перечислены государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в том числе доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также на конкурентной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в указанных учреждениях (ст. 5).

Законом предусмотрено оказание социальной государственной поддержки определенным категориям граждан в период получения ими образования (ч. ч. 5 — 7 ст. 5).

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гарантирует гражданам РФ свободу выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (ч. 4 ст. 2).

2. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений на основе норм указанных законов регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которые были утверждены Правительством РФ. В будущем эти положения будут утверждаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области образования.

Каждое образовательное учреждение имеет статус юридического лица и соответствующий устав, разрабатываемый на основе типового положения (см. ст. 13 Закона об образовании).

Применительно к образовательным учреждениям (в комментируемой статье они названы организациями) лица, получающие в них образование, именуются «обучающимися», а лица, находящиеся в коррекционных образовательных учреждениях, в детских домах, интернатах и других специализированных образовательных учреждениях — «воспитанники».

Термин «обучающиеся» законодательные акты об образовании применяют к лицам, обучающимся в начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, именуются также «студенты» (см. ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

3. В Законе об образовании определены общие положения о приеме граждан в соответствующие образовательные учреждения (ст. 16). Правила приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования утверждаются Минобрнауки России, закрепляются в уставе учреждения, принятого учредителем образовательного учреждения, и должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Читайте так же:  Получение судебного приказа должником

Порядок приема в образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования также утверждается Минобрнауки России.

Порядок исключения обучающихся из образовательных учреждений установлен на законодательном уровне и на уровне типовых положений об образовательных учреждениях и их уставов.

Закон об образовании (ст. 19) определяет основания и порядок исключения учащихся из общеобразовательного учреждения. Орган управления общеобразовательного учреждения, например, педагогический совет школы, вправе исключить учащегося, достигшего пятнадцатилетнего возраста, за грубые нарушения устава данного учреждения, если меры воспитательного воздействия не дали результатов и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное его функционирование.

При этом оговорена обязанность образовательного учреждения при решении такого вопроса учесть мнение родителей (законных представителей), получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также немедленно информировать о принятом решении орган местного самоуправления.

Согласно ст. 16 (п. 9) Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. При этом установлены определенные сроки и ограничения применения взыскания.

4. Объективная сторона деяния по ч. 1 данной статьи состоит в нарушении правил и порядка приема в соответствующие образовательные учреждения, а также порядка исключения обучающегося из такого учреждения.

5. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, могут быть должностные лица (например, директор школы, руководитель (его заместитель) органа управления образованием на муниципальном, региональном или федеральном уровне), допустившие перечисленные в данной части статьи нарушения. Равным образом это относится к самим образовательным учреждениям, являющимся по своему статусу юридическими лицами.

6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушения или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образования.

Права и обязанности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образовательного процесса определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.

Согласно ст. 50 Закона об образовании все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах и т.п. Эти меры обеспечивает учредитель образовательного учреждения в пределах своей компетенции (см. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 (с изм. и доп.)).

Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная Законом «Об образовании» обязанность учредителя соответствующего муниципального или государственного образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа (п. 17 ст. 50).

Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения (ст. 51 Закона об образовании).

Лица, обучающиеся по очно-заочной и заочной форме, имеют право на получение дополнительно оплачиваемого отпуска по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы в соответствии с законодательством РФ.

Законом предусмотрены также определенные льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. ч. 10 ст. 50 и ч. 2 ст. 51 Закона об образовании).

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает помимо указанных выше льготы для определенных категорий граждан при поступлении в вуз (ст. 11) и определяет статус студента, устанавливая наряду с закрепленными в Законе об образовании правами всех обучающихся дополнительные права (см. ч. ч. 2 — 7 ст. 16) и регламентирует обязанности студентов (см. ч. ч. 8 — 10 ст. 16).

7. Объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 данной статьи составляют действия (бездействие) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.

8. Субъектами административных правонарушений по ч. 2 данной статьи могут быть должностные лица администрации образовательного учреждения, должностные обязанности которых определены уставом учреждения, а также сами образовательные учреждения как юридические лица. По нашему мнению, к административной ответственности по ч. 2 данной статьи могут быть привлечены и работодатели в случае нарушения требований законодательных актов РФ о предоставлении льгот лицам, обучающимся по очно-заочной или заочной форме обучения.

9. Форма вины по обеим частям этой статьи — как правило, умысел, но может быть и неосторожность.

10. Дела об административных правонарушениях по обеим частям данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции. Если предполагается назначить дисквалификацию в отношении должностного лица, являющегося государственным гражданским служащим либо муниципальным служащим, дело передается на рассмотрение районного судьи (ч. 1 ст. 23.1 и ст. 3.11 КоАП РФ).

11. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rulaws.ru/koap/Razdel-II/Glava-5/Statya-5.57/

Нарушение конституционного права на образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here