Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется

Помощь по теме: "Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Смежные права: основные положения

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе «Смежные права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав» .

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав«

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Читайте так же:  Досудебное исковое заявление претензия

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Источник: http://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/smezhnye-prava/

Виды авторских прав

С определенной степенью условности авторские права можно разделить на имущественные и личные неимущественные права авторов.

Личные неимущественные авторские права

Личные неимущественные права — это неотчуждаемые права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе — личные права связаны с духовной личностью автора.

Личные неимущественные права независимы от имущественных прав. Как закрепляет это ст. 6 bis (п.1) Бернской конвенции по охране прав литературных и художественных произведений.

Итак, личные неимущественные права не имеют экономического содержания. Между тем, часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом. Неимущественные авторские права — права, c которыми нельзя поступать как с имуществом: продавать, покупать, дарить, передавать, наследовать и т.д .

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие основные личные неимущественные права:

1) право авторства — согласно ст. 1265 ГК РФ, это право признаваться автором произведения, что отражает объективный факт проделанной автором работы по созданию произведения. В то же время право авторства — это также право требовать от всех других лиц признания этого факта. Право авторства — основополагающее право автора. Именно из этого права следуют все остальные авторские права. Право авторства охраняется против всякого нарушения независимо от того, знал или не знал об этом нарушитель.

Субъективное право авторства, неразрывно связанное с личностью создателя произведения, действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. Однако авторство как установленный юридический факт признается и охраняется бессрочно. От данного права нельзя и отказаться, поскольку оно возникает у автора в связи с созданием им произведения. Законодатель при регулировании данного права автора закрепляет презумпцию авторства — лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Таким образом, право авторства — исключительное, абсолютное неимущественное право автора .

2) С правом авторства тесно связано право на имя, т. е. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно. Указанное право также является личным правом автора, которое не может кому-либо передаваться, но реализуется только при обнародовании произведения.

Иногда путают право авторства и право на имя. Право авторства предполагает, что данное физическое лицо, и только оно является автором данного произведения.

Право на имя значит, что только автор волен выбирать, как будет обозначено его имя на переплёте издания, в выходных данных, в титрах и т.д. — полностью (фамилия, имя, отчество), в сокращённом варианте (имя, фамилия), с инициалами. По желанию автора может быть использован его псевдоним, который издатель не имеет права раскрывать без согласия автора. Произведение может быть по желанию автора издано без указания имени. В любом случае эти условия должны быть зафиксированы в договоре с автором.

Как известно, в дальнейшем псевдоним может стать не только вторым именем, но и первым, так как ст. 19 ГК РФ (п. 2) предоставляет гражданину право переменить свое имя в порядке, установленном законом.

3) К личным неимущественным правам относится право на обнародование, т. е. право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме.

Обнародование произведения — осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Содержание права на обнародование заключается в возможности публичной огласки созданного произведения. Волевой аспект данного действия состоит том, что автор должен принять решение о готовности произведения к огласке, а также о способе, месте и времени огласки.

Характерной чертой права на опубликование является то, что автор не может воспользоваться им, не комбинируя его с каким-либо другим авторским правом имущественного характера: например, правом на публичный показ.

При этом, совершенно ясно, что автор в этом случае использует комбинацию совершенно самостоятельных прав.

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений право на отзыв автором не применяется, но он реализует свое право на обнародование в форме передачи своего произведения работодателю .

В отличие от других личных неимущественных прав, рассматриваемое право может свободно переходить от автора к его наследникам или специально назначенным самим автором лицам.

В определенных случаях дополнительно к согласию автора или его правопреемника, необходимо согласие и посторонних лиц, интересы которых затрагивает опубликование.

4) Право на защиту репутации автора, т. е. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Совершенно естественно, что автор заинтересован в том, чтобы его произведение было обнародовано, а также использовалось в дальнейшем именно в том виде, в котором автор признал его достойным для представления обществу. И причиной тому могут быть не только, личная ответственность создателя за конечный результат своего творчества, но и в сохранении творческой индивидуальности автора.

Читайте так же:  Обжалование решения призывной комиссии судебная практика

Содержание данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора.

Как отмечается в литературе, рассматриваемое право имеет две стороны — негативную, выражающуюся в запрете, адресованном третьим лицам, и позитивную, выражающуюся в действии самого автора по изменению и дополнению созданного им произведения, к тому же выводу приходили и более поздние исследователи. Право на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, имеет особое значение на стадии подготовки произведения к обнародованию.

Право на защиту репутации автора, как и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его неприкосновенность.

Например, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования. Возможно воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям.

Реализация автором права на защиту репутации иногда вступает в коллизию с правами лица, являющегося собственником того материального носителя, в котором воплощено произведение. Например, если собственник произведения изобразительного искусства или архитектурного сооружения вносит в них изменения, переделки или просто разрушает их, его действия прямо затрагивают охраняемый законом интерес создателя произведения.

Еще один вид личных прав автора указанным законодательством является — право доступа. Последнее означает правомочие автор произведения изобразительного искусства требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору .

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав, сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения и охраняются бессрочно. Они не могут перейти и не могут быть переданы иным лицам, в том числе по наследству, по авторскому и иному договору, поскольку по смыслу норм закона являются неотчуждаемыми.

Источник: http://studbooks.net/501618/pravo/vidy_avtorskih_prav

Личные неимущественные авторские права

Личные неимущественные права (также обозначены в Бернской конвенции как «моральные права») включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть их нельзя передать другому лицу. Исключительное право на произведение. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1). воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписираспространение произведения путём продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

2) публичный показ произведения,

3)импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

4) прокат оригинала или экземпляра произведения;

5)публичное исполнение произведения,

6)сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путём ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.

Видео (кликните для воспроизведения).

7)сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств

8)перевод или другая переработка произведения, практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

9)доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Срок охраны имущественных прав.

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».Международные договоры в сфере авторского права устанавливают минимальные сроки охраны исключительных (экономических) прав. Так, согласно ст. 7(1) Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, срок охраны составляет всё время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты исключительных прав в разных странах мира, в том числе и в России. В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговорённых случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием. Объекты авторского права. Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

Самими объектами авторского права могут выступать:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
Читайте так же:  Категория оператор персональных данных

К объектам авторского права также относятся:

*программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код; *производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); *сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Не являются объектами авторского права:

  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования. Авторское право и право собственности. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный носитель (вещь), в котором произведение выражено. Переход права собственности на экземпляр произведения сам по себе не влечёт передачи каких-либо прав на само произведение, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное). Нарушение авторских прав. Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется плагиатом. Нарушение имущественных авторских прав называется контрафакцией или, в просторечии, «пиратством».

Регистрация авторских прав. В соответствии со статьёй 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Регистрация произведений или депонирование.Для возникновения и осуществления своих прав автору не нужно совершать никаких формальностей (принцип автоматической охраны — Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений), но существуют организации, которые предлагают автору «зафиксировать авторство», то есть выдать документ о том, что именно он является автором конкретного произведения, а само произведение — бережно сохранить в своём депозитарии на случай, если его кто-нибудь «украдёт» и авторство понадобится подтвердить. Часто авторы депонируют произведения потому, что не знают, что для возникновения авторских прав их не надо регистрировать. Депонирование часто бывает бесполезным, а иногда фирмы просто мошенничают.

Источник: http://megaobuchalka.ru/10/1319.html

Авторские права имущественные и неимущественные

Авторские права, имущественные и неимущественные, возникают у автора сразу с момента создания творческого объекта. Режим указанных прав существенно отличается – личные (неимущественные) права не подлежит передаче даже при продаже произведения. В этой статье разберем, в чем заключаются нюансы использования, распоряжения и защиты авторских и смежных прав.

Характеристика личных и имущественных прав

Авторство возникает после завершения работы над произведением или его самостоятельной частью. При этом автор не должен проходить регистрационные процедуры для подтверждения своих прав, хотя закон допускает ряд вариантов доказывания авторства во избежание возможных споров. Исключение составляет только разработка программы для ЭВМ и баз данных – права на них автор может зарегистрировать по собственному желанию.

Режим личных прав характеризуется следующими особенностями:

  • неимущественные права являются неотчуждаемыми и не подлежат передаче на возмездных или безвозмездных условиях;
  • личные права включают в себя право на имя, неприкосновенность произведения и его наименование, на опубликование;
  • даже после смерти создателя произведения режим личных прав сохраняет действие – не допускается изменение наименования или содержания произведения, если такое распоряжение не указал автор в своем завещании.

Право на имя позволяет автору указывать при публикации свои настоящие данные, либо использовать псевдоним. Неприкосновенность произведения означает, что любые правки, изменение содержания или структуры не допускаются без прямого разрешения создателя. Решение об обнародовании творения также принимает только его создатель, а на неопубликованное произведение режим охраны распространяется в полном объеме.

Исключительные права дают возможность распоряжаться результатами творческого процесса, в том числе получать вознаграждение. В режим имущественных прав входит:

  • возможность использовать объект по собственному усмотрению – публиковать собственными силами или через издательство, размещать произведение в открытом доступе, включать в сборники и альманахи, в том числе в виде отельных глав;
  • продавать права по договору уступки – в этом случае имущественные права возникнут у приобретателя без регистрации сделки в уполномоченных ведомствах;
  • передавать права на временной основе по лицензии – в зависимости от типа лицензии, могут устанавливаться временные и территориальные ограничения на использование произведения, а также иные условия сделки.

Передача исключительных прав на результаты творчества не обязательно носит возмездный характер. Автор может предоставить неограниченный и бесплатный доступ к произведению, опубликовать его в сети интернет или иным способом.

При оформлении лицензионных соглашений также можно предусмотреть различные условия пользования:

  • если лицензия предусматривает выплату вознаграждения, стороны сами определят его размер и порядок выплаты — единовременный платеж, регулярные отчисления, процент от выручки и т.д.;
  • при выдаче исключительной лицензии режим пользования возникает только у одного лица, тогда как неисключительная лицензия может выдаваться сразу нескольким субъектам;
  • в лицензии можно предусмотреть территорию разрешенного использования – страны или отдельные регионы государств (несоблюдение территориальных условий повлечет нарушений режима разрешенного пользования);
  • при выдаче лицензии стороны могут предусмотреть сохранение права пользования за автором, либо временно ограничить такое право.

Нарушение условий договора уступки или лицензионного соглашения дает возможность предъявить письменное требование и обратиться в суд. При существенных нарушениях можно досрочно прекратить режим лицензии через суд.

Режим смежных прав имеет существенные отличия. Ввиду производного характера таких произведений, исключительные права будут охраняться только на протяжении 30 или 50 лет (в зависимости от вида объекта смежных прав). Исключительные авторские права будут действовать в течение 70 лет после смерти создателя, и могут передаваться по наследству.

Как подтвердить возникновение прав

Отсутствие правил о регистрации авторских прав усложняет защиту от возможных нарушений. Однако закон предусматривает ряд альтернативных способов, позволяющих надлежащим образом закрепить права автора и/или правообладателя:

  • удостоверение факта создания произведения через органы нотариата;
  • депонирование материального носителя с произведением через авторские общества или агентства;
  • размещение на произведении знаков правовой охраны – символа «С» в окружности, даты первой публикации, имени или псевдонима автора.
Читайте так же:  Как вернуть срок исковой давности

Добровольная регистрация может проводиться по решению разработчика программы ЭВМ или базы данных. Такие специальные объекты авторских прав приравниваются к литературным произведениям.

Регистрацию можно провести и в отношении произведений литературы, науки и искусства. Для этого автор может воспользоваться сервисом Библиотеки Конгресса США. После подачи заявки в письменной или электронной форме, и передачи копии произведения в архив указанного ведомства, правообладатель получит регистрационное свидетельство. Такая услуга доступна даже для иностранных автором, а размер госпошлины составит от 35 до 90 долл. США.

В судебном порядке также можно подтвердить надлежащее авторство, если иное лицо присвоило себе права на произведение. Помимо перечисленных выше доказательств, в суд можно представить договор авторского заказа, оригинал рукописи с авторскими правками, письменную или электронную переписку с издателем или агентом, черновики и наброски произведения. Судебный акт с подтверждением надлежащего автора можно опубликовать в СМИ, чтобы снять все вопросы о принадлежности прав.

В отношении изображений, произведений искусства, фотографий и иных объектов творческого труда для подтверждения авторства можно опубликовать творение в сборниках и каталогах, принять участие в выставках или вернисажах, отправить по своему адресу конверт с описью вложения.

Источник: http://patentoff.net/56avtorskie-prava-imushhestvennye-i-neimushhestvennye.html

26. Объект и субъекты авторского права

26. Объект и субъекты авторского права.
Объекты авторского права (авторских прав).
Авторское право распространяется на все виды произведений науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. При этом не имеют значения назначение и достоинства произведения, а также способ его выражения. В частности, по мнению законодателя, объектами авторского права являются:
— литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
— хореографические произведения и пантомимы;
— музыкальные произведения с текстом или без текста;
— аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видео фильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения) ;
— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
— фотографические произведения и произведения, по лученные способами, аналогичными фотографии;
— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам (ст. 6 Закона «Об авторском праве»).

Источник: http://www.proza.ru/2013/04/01/681

Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется

Неимущественные права не относятся по своей специфике к экономическим правам, это права личные. Произведение есть выражение творческих качеств автора. Соответственно автор имеет право требовать защиты своего произведения от искажения, плагиата и других нарушений.

Личные неимущественные права неотчуждаемы от автора, они не могут передаваться другим лицам и являться бессрочными.

ГК РФ закрепила за автором личные неимущественные права:

1) право признаваться автором произведения (право авторства, ст. 1265 ГК РФ);

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения, т.е. анонимно (право на авторское имя, ст. 1265 ГК РФ);

3) право на неприкосновенность произведения, означающее запрет следующих действий:

— внесение без согласия автора в его произведение изменений, сокращений и дополнений,

— снабжения произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (ст. 1266 ГК РФ).

Ранее существовало похожее право, именующееся «правом на защиту репутации автора», но оно предполагало необходимость доказывания того, что внесение изменения, искажения и т. д. порочат репутацию автора, без чего защита не предоставлялась;

4) право на обнародование (обнародование-действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, ст. 1268 ГК РФ).

Новым в четвертом пункте является: если автор передал по договору произведение другому лицу для использования, то считается, что он согласился на обнародование этого произведения.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, а значит, для осуществления охраны интересов автора обнародование произведения совсем не обязательно.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и, что очень важно, сохраняются за ними в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Право авторства является абсолютным и неотчуждаемым; право на обнародование и на защиту произведения при жизни автора может принадлежать только ему, а после смерти автора передается его наследникам.

Но нередко пользователи, в том числе телекомпании, используют в эфире произведения, не указывая имени автора. При этом, признавая факт нарушения, отказывается выплачивать компенсацию, в которой предусмотрены меры по восстановлению нарушенных авторских прав, пологая, что эта норма ГК РФ не распространяется на нарушения личных неимущественных прав. Данная позиция неправомерна, и Верховный суд РФ, рассмотрев судебные постановления нижестоящих судов по иску автора к телекомпании, подтвердил право автора требовать выплаты компенсации за нарушение его личного неимущественного права, т. е. права на имя.

Перечисленные выше права могут принадлежать только автору. После его смерти они не переходят по наследству. При жизни автор не может передавать эти права третьим физическим или юридическим лицам.

Право на имя связано именно с личностью автора, трудом которого создано произведение. Именно этому лицу принадлежат все права, которые зафиксированы в ГК РФ, если не доказано иное. Именно фамилию, имя, отчество автора обязаны указывать пользователи, разумеется, если он не дал соответствующих указаний о том, что его работа может использоваться под псевдонимом либо анонимно (без указания имени). В последнем случае разрешение автора необходимо письменно зафиксировать в соответствующем договоре, ибо без волеизъявления автора использовать произведение анонимно запрещено. Одним из условий выдачи такого авторского разрешения может быть выплата пользователем, если данное требование выдвинуто им, определенной суммы компенсации за использование произведения анонимно, либо в качестве возмещения убытков, которые он может понести оттого, что его имя как автора не указано, либо выплата увеличенного размера вознаграждения.

Однако такие договоры не могут являться авторскими, так как передачи права здесь не происходит. В силу ст.1228 абзац 2 п. 2. ГК РФ неимущественные права сохраняются за автором и в случае уступки исключительных имущественных прав на использование произведения.

Отсутствие имени автора является нарушением одного из личных неимущественных прав, зафиксированных ст.1251 ГК РФ, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Кроме того, если обратиться к ст.1315 ГК РФ, в которой перечисляются права исполнителя, являющиеся вторичными по отношению к авторским, то среди прочих в перечень исключительных прав включены право на имя, защиту исполнения или постановки от всякого искажения и иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Таким образом, личные неимущественные права являются исключительными правами, непосредственно связанными с конкретной личностью, автором.

Читайте так же:  Назначение ответственного за организацию персональными данными

Например, неуказание имени автора в титрах музыкальной передачи влечет за собой отсутствие этого имени в документах, предоставляемых телекомпанией в РАО для распределения вознаграждения автором используемых по лицензии Общества произведений. И как результат—неполучения автором причитающегося вознаграждения за использование произведения при передачи его в эфир.

Неуказание имени автора сочинения, включенного в аудиовизуальное произведение, на видеокассетах или при воспроизведении созданного автором плаката в печати, отсутствие таблички с обозначением имени автора при экспонировании картины, эскизов и т.п. на выставке, а также указание имени другого лица вместо подлинного автора—все это случаи нарушения права на имя, права авторства. Автор вправе восстановить их путем обращения в суд и предъявления требований, перечисленных в ГК РФ.

При нарушении личных неимущественных прав автор может ставить вопрос и о возмещении морального вреда, что предусмотрено ст. 12., 150-152, 1098-1101 ГКРФ. В соответствии с п. 1 ст. 1101 ГКРФ компенсация морального вреда должна быть выражена в денежной форме. В случаях, когда допускается использование произведения автора без его разрешения и без выплаты вознаграждения (так называемое свободное использование произведения), Закон обязывает указывать имя автора и источник заимствования.

Право на оборудования—это также исключительное личное право автора произведения. Никто, кроме него, не может решить, когда и в каком виде, каким способом произведение может быть впервые доведено до сведения публики — опубликовано либо публично показано и т. п.

В Российском авторском праве под обнародованием произведения понимается осуществление с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, передачи в эфир или иным способом (ст. 1268 ГК РФ). Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать авторские договоры. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем, автор может поступить более решительно—воспользоваться правом на отзыв (ст. 1269 ГК РФ).

5) право на отзыв—это право автора изъять произведение из оборота, запретить, кому бы то ни было его использовать, при этом он сам также не вправе использовать отозванное произведение. Автор может за свой счет изъять из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения.

ГК РФ обязывает автора публично оповестить об отзыве обнародованного произведениям, например через средства массовой информации — газеты, журналы и т. п. Если права на такое произведение автором переданы третьим лицам, при отзыве произведения он обязан возместить пользователю причиненные таким решением убытки. Соответственно пользователь в таком случаем вправе требовать возмещения убытков от автора. Правило об отзыве не распространяются на «служебные произведения».

Эти правила не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (ст. 1240 ГК РФ).

Праву автора на неприкосновенность произведения и защите произведения от искажений посвящена ст. 1266 ГК РФ. По новому законодательству не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после смерти.

После смерти автора его наследники могут осуществлять защиту права авторства, права на имя и защиту репутации автора произведения. Вместе с тем возникает вопрос, являются ли наследники в силу ГК РФ обладателями исключительных прав, если неимущественные права по закону к ним не переходят, и вправе ли они ставить вопрос о взыскании компенсации в связи с отсутствием имени автора при публикации его произведения?

В силу ст. 128 ГК РФ к объектам гражданского прав относят результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), а также нематериальные блага. Закон признает исключительные право гражданина (ст. 138 ГКРФ). Поскольку исключительные имущественные права от одного гражданина (автора) в силу Закона перехода по наследству, наследники соответственно являются обладателями исключительных прав.

Нематериальные блага, как-то право на имя авторство или иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданину в силу ГК РФ, могут защищаться наследниками правообладателя (ст. 150 ГК РФ). Способы защиты гражданских прав, в том числе нарушенных неимущественных авторских прав, в том числе нарушенных неимущественных авторских прав, перечисленных ст. 12 ГК РФ, в силу которой наследники вправе требовать признания права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков, компенсации морального вреда, иными способами, предусмотренными ГК РФ.

В качестве примера можем рассмотреть факт из судебной практики.

Автор, заключив договор на издание своего произведения, поручил издательству обнародовать его под псевдонимом. Издательство выполнило обязательно и издало произведение под псевдонимом автора, однако впоследствии автор обнаружил, что другое издательство, без его разрешения и без согласия первого издательства, которому автором были переданы исключительные права на использование в печати его произведения, переиздало его работу, при этом раскрыв псевдоним автора, против чего тот категорически возражал, даже включив соответствующее условия в первоначальный договор с издательством о том, что имя автор никогда и ни при каких обстоятельствах не будет раскрыто издателем.

Представляется, что второе издательство нарушило право на имя, так как в силу ст. 1265 ГК РФ именно автору принадлежит право разрешать использовать произведение под псевдонимом. Поскольку автор разрешил использовать произведение именно так, никто иной не вправе изменить данное решение. Именно автор может предъявить претензии второму издателю и в силу ст. 12 и 151 ГКРФ и ст.1265 и 1251 ГК РФ требовать восстановления (защиты) нарушенного права.

В силу ст. 19 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению.

При искажении либо использовании имени способами или в форме, которая затрагивает его честь, достоинство и деловую репутацию, применяются правила, предусмотренные ст. 152 ГК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/1075348/pravo/lichnye_neimuschestvennye_prava_avtorov

Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here