Незаконное задержание по административному делу

Помощь по теме: "Незаконное задержание по административному делу" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Административный арест без защитника незаконен

Закон запрещает отказывать гражданам, задержанным по административным делам, в вызове защитника. Конституционный суд еще раз разъяснил, почему административный арест незаконен без участия защитника.

Ситуация стандартная: судья отказал задержанному в ходатайстве об отложении судебного заседания для заключения соглашения с защитником. Отказ был мотивирован тем, что по закону рассмотрение такого дела должно быть завершено не позднее 48 часов с момента административного задержания. Судья еще указал на то, что сразу после составления протокола о нарушении сам задержанный вполне мог позвонить адвокату со своего мобильного.

Тем не менее, как указал Конституционный суд (КС), отказывать задержанным по административным делам в праве на вызов себе адвоката незаконно.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП, лицо не может быть подвергнуто административному аресту иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Кроме того закон (Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) в статье 25.5. «Защитник и представитель») устанавливает ряд обязательных правил: 1) для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется административное дело, защитник может участвовать в производстве по делу об административном правонарушении;
2) в качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо;
3) защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении;
4) защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

Значение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь не может игнорироваться и при производстве по делам об административных правонарушениях. Тем более когда речь идет об административном аресте, и степень вторжения в права и свободы человека сопоставима с мерами уголовно-правового воздействия.

Правовая позиция КС по вопросу назначения административного ареста без защитника

Любому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть — независимо от совершенного административного правонарушения и предусмотренного за него административного наказания — разъяснены процессуальные права, предоставленные ему как участнику производства по делу, и без каких-либо необоснованных ограничений обеспечена действительная возможность пользоваться ими, в том числе прибегая к юридической помощи защитника (адвоката) с момента возбуждения дела об административном правонарушении (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2392-0, от 16 июля 2013 года 1180-0 и др.).

Соблюдение установленных частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено применение административного ареста или административного выдворения, не должно приводить к ограничению права лица, в отношении которого ведется производство по делу, пользоваться помощью защитника (адвоката). Судья (орган, должностное лицо), рассматривающие административное дело не вправе ссылаться на ограничение сроков (48 часов) как на безусловное обстоятельство, препятствующее реализации этого права.
Иное не только лишало бы правового значения законодательное наделение задержанного правом на доступ к помощи защитника (адвоката) на любой стадии административного производства с момента возбуждения дела об административном правонарушении, но и вступало бы в противоречие с конституционными требованиями обоснованности, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Разумное отступление от предусмотренных нормой сроков, если оно продиктовано необходимостью обеспечения доступа лица к помощи адвоката, не расходится с конституционным принципом неотвратимости ответственности. Поэтому судья не вправе ссылаться на сроки как на безусловное обстоятельство, препятствующее реализации права задержанного на помощь адвоката.

ПОМНИМ

Если у Вас остались вопросы, то Вы всегда можете получить консультацию у адвоката нашей коллегии

Источник: http://advokat-zashchitnik.ru/administrativnoe_delo/administrativnuui_arest_95.html

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;


5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Читайте так же:  Административная ответственность за нарушение прав потребителей

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарий к Ст. 27.3 КоАП РФ

1. Под задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, не связанное с применением наказания и выражающееся в содержании его в специально отведенном для этого помещении в течение времени, установленного законом.

Помимо административного, еще одним основным видом задержания является уголовно-процессуальное задержание, которое применяется на основаниях и в порядке, которые закреплены нормами УПК РФ, в отношении лиц, совершивших преступления.


2. Основанием применения административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение физическим лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения, установление всех признаков состава правонарушения при этом не требуется.

Вместе с тем административное задержание может быть применено только в исключительных случаях, т.к. затрагивает честь и достоинство лица, ограничивает его свободу. Исключительность предполагает, что без использования этой принудительной меры невозможно установить обстоятельства совершенного деяния, личность лица, его совершившего, обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела, исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Так, административное задержание применяется, если лицо, совершившее правонарушение, не имеет документов, удостоверяющих личность, и отказывается сообщить сведения о себе, игнорирует законное требование уполномоченного должностного лица о прекращении правонарушения, совершило правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста, и есть достаточные основания полагать, что оно будет уклоняться от его исполнения.

Административное задержание не допускается, если существует возможность пресечения правонарушения другими способами (нарушитель позитивно реагирует на требование должностного лица о прекращении правонарушения и другие его распоряжения), установления на месте личности правонарушителя и составления протокола об административном правонарушении, а также в случаях назначения административного наказания без составления протокола.

3. Началом срока административного задержания следует считать составление уполномоченным должностным лицом протокола об административном задержании и помещение лица в специальное охраняемое помещение. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (в том числе и протокола об административном задержании) дело об административном правонарушении считается возбужденным. В связи с этим задержанное лицо приобретает права (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц, просить уведомить о месте своего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы) и обязанности (соблюдать установленные правила содержания в комнатах для задержанных). При этом следует отметить, что КоАП РФ не содержит нормы, определяющей обязанности лиц, подвергнутых административному задержанию.

4. В отличие от ранее действовавших норм КоАП РФ предоставляет административно задержанному лицу право требовать от соответствующих должностных лиц уведомления об административном задержании не только родственников и администрации по месту учебы (работы), но и защитника. Невыполнение просьбы задержанного о предоставлении защитника является нарушением его конституционного права на защиту, в результате которого дальнейшее производство по делу приобретает незаконный характер.

В качестве защитника допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. ч. 2, 3 ст. 25.5 КоАП РФ).

К участию в производстве по делу в качестве защитника не допускается лицо, если оно является сотрудником государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если оно ранее выступало в качестве иного участника производства по данному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ).

Читайте так же:  Постановлений судов первой инстанции порядок

5. Особый порядок административного задержания предусмотрен для несовершеннолетних: об их задержании в обязательном порядке уведомляются родители или иные законные представители; задержанные несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых лиц.

Законодатель установил также обязанность должностных лиц, осуществивших административное задержание специальных субъектов (лиц, в силу статуса привлекаемых за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности — военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и др. (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ) и членов общественных наблюдательных комиссий, незамедлительно уведомить о факте их задержания соответствующих лиц (орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу и секретаря Общественной палаты РФ и общественную наблюдательную комиссию соответственно).

6. Перечень органов, должностные лица которых уполномочены осуществлять административное задержание, является исчерпывающим (часть 1 комментируемой статьи). Только в помещениях этих органов могут быть оборудованы комнаты для административных задержанных.

7. Перечень категорий должностных лиц и объем их полномочий на производство административного задержания устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Так, компетенция сотрудников органов внутренних дел (полиции) по административному задержанию определена Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию», полномочия должностных лиц таможенных органов — Приказом ФТС РФ от 01.03.2012 N 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».

8. Законодательством РФ установлен перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты административному задержанию:

— Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий (ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»);

— члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ);

— депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст. 13 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ);

— судьи (ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1, ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ) и др.

В случае доставления таких лиц, если их личность не могла быть установлена до доставления, они подлежат немедленному освобождению.

9. Административное задержание как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от административного ареста — меры административного наказания, которая назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15, а в исключительных случаях — до 30 суток (статья 3.9 КоАП РФ).

Помимо административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях законодательством предусмотрены иные меры административно-правового принуждения, содержание и порядок применения которых сходны с административным задержанием. В отличие от указанной меры они носят предупредительный характер, могут применяться и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц. К их числу относится, например, задержание граждан, нарушивших режим комендантского часа в условиях чрезвычайного положения. Указанные лица задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на 3 суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда этот срок может быть продлен не более чем на 10 суток (ч. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ).

Источник: http://stkoaprf.ru/27-3

Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

1. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

2. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами, указанными в статье 27.3, части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии владельца вещей, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца.

3. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

4. Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. В протоколе об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу.

5. В случае необходимости товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.

6. Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

7. В случае отчуждения или сокрытия товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, лицо, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, или хранитель подлежит ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 27.14 КоАП РФ

1. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях заключается в наложении должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, запрета, адресуемого лицу (его законному представителю), у которого находятся товары, транспортные средства или иные вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими.

Читайте так же:  Постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства

Арест может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав лица в отношении имущества, при котором он не вправе ни распоряжаться, ни пользоваться арестованным имуществом. Частичным арестом следует считать такое ограничение прав, при котором пользование (в отличие от распоряжения) имуществом осуществляется с разрешения и под контролем должностного лица.

2. Выделяются два условия применения ареста товаров, транспортных средств, вещей:

— невозможность их изъятия;

— возможность обеспечения их сохранности без изъятия.

Обычно отсутствует возможность изъятия товаров, вещей, если речь идет о скоропортящихся продуктах, если они имеют большой вес, размеры (например, оборудование, используемое для осуществления незаконной предпринимательской деятельности), находятся в значительном количестве (склад незаконного хранения алкогольной продукции и т.п.).

Возможность обеспечения сохранности имущества без изъятия как условие применения его ареста имеет место, например, при оставлении арестованного имущества в охраняемом помещении и опечатывании уполномоченными должностными лицами данного помещения, а также при помещении арестованного транспортного средства на охраняемую стоянку.

3. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей может применяться до возбуждения дела об административном правонарушении (арест алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, при невозможности ее изъятия по причине, например, отсутствия транспортного средства для ее перевозки) и в процессе административного расследования (арест бухгалтерских документов юридического лица с целью проведения документальной ревизии по месту нахождения предприятия).

4. Арестованное имущество не может быть продано, обменено, подарено, сдано внаем, заложено или уничтожено. Лицу, имущество которого подвергнуто аресту, объявляется о том, что этим имуществом запрещено распоряжаться, а в отдельных случаях и пользоваться.

Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение другим лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. У таких лиц отбирается расписка, удостоверяющая, когда и какое имущество они получили на хранение, и их обязательство обеспечить сохранность данного имущества до принятия компетентными органами решения о его судьбе.

5. Арест проводится в присутствии двух понятых и владельца имущества, а в случаях, не терпящих отлагательства, — в отсутствие владельца. В соответствии со ст. 209 ГК РФ право собственности на имущество складывается из права владения, пользования, распоряжения им, и собственник может передавать эти права другим лицам. Из комментируемой статьи следует, что при аресте может присутствовать не собственник имущества, а его владелец (управляющий, доверенное лицо, продавец). Однако произвести арест имущества в отсутствие владельца не представляется возможным. Если изъятие орудий совершения и предметов административного правонарушения оборота может быть произведено в отсутствие и собственника, и даже владельца (продавца, кладовщика), то при наложении ареста на имущество лицу, в отношении которого применяется данная мера, должно быть объявлено о запрете распоряжаться (и пользоваться) этим имуществом. Если собственник или владелец не уведомлены о таком требовании, они не обязаны его выполнять. По этой причине норма КоАП РФ о возможности осуществления ареста имущества в отсутствие его владельца не может обеспечить надлежащую эффективность данной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

6. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами, уполномоченными осуществлять административное задержание, и должностными лицами, уполномоченными в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах их компетенции.

7. Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, данные о составителе, владельце имущества, лице, в отношении которого применена рассматриваемая мера, понятых, опись с указанием идентификационных признаков каждой вещи. Копия протокола вручается лицу, имущество которого подвергнуто аресту, его законному представителю либо лицу, которое присутствовало при аресте имущества (продавец, бухгалтер, кладовщик). При отказе такого лица от подписи в протоколе делается запись об этом, а также запись о вручении ему копии протокола, скрепленные подписями понятых. При необходимости имущество, подвергнутое аресту, упаковывается, на упаковки наклеивается бирка с печатью органа, должностным лицом которого был осуществлен арест имущества, указанием даты ареста, фамилии, инициалов, должности уполномоченного должностного лица, его подписью, а также фамилий, инициалов понятых и их подписями. В ряде случаев, например, с целью недопущения доступа к бухгалтерским документам, компьютерной информации, подвергнутым аресту, может опечатываться только часть имущества (дверной замок, системный блок).

Видео (кликните для воспроизведения).

8. При рассмотрении дела об административном правонарушении арестованные товары могут быть конфискованы или возмездно изъяты. Если конфискация или возмездное изъятие не были применены, арестованные товары, транспортные средства и иные вещи подлежат возвращению законному владельцу, а при его отсутствии передаются в собственность государства (если вещи не изъяты из оборота). Вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожаются, документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле или передаются заинтересованным лицам (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

9. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет сходные черты с мерами принуждения по уголовному делу, мерами обеспечения гражданского иска. Содержание этих мер одинаково — оно заключается в описи имущества, подлежащего аресту, и наложении запрета на пользование и распоряжение им. Однако основания применения этих мер различны.

Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества прокурор, а также дознаватель или следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (ст. 115 УПК РФ).

В соответствии со ст. 91 АПК РФ одной из мер обеспечения иска в арбитражном процессе является арест на имущество или денежные средства. Такой арест налагается арбитражным судом на имущество или денежные средства, принадлежащие лицу, которое является ответчиком по делу, рассматриваемому арбитражным судом.

Арест имущества как мера обеспечения по гражданским и уголовным делам проводится с единственной целью — обеспечения его конфискации или возмещения ущерба. В отличие от ареста имущества как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях он не предполагает ни возвращения вещей, ни передачи их в соответствующие организации, ни уничтожения (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

Читайте так же:  Заявление о восстановлении срока для принятия наследства

Применяемый в административно-процессуальном порядке арест товаров, транспортных средств и иных вещей по своим целям и порядку осуществления очень близок другой мере обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — изъятию. Обе меры могут применяться в отношении вещей, являющихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения. Но если при изъятии право лица владеть, пользоваться и распоряжаться этими вещами прекращается полностью (изъятое имущество хранится не у его собственника или владельца), то при аресте — частично.

Источник: http://stkoaprf.ru/27-14

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

Источник: http://base.garant.ru/5872064/6c61e286c98a931f79b98c1776b54fd1/

Признаки незаконного задержания и меры наказания сотрудников полиции

От незаконного задержания не застрахован никто. Граждане могут попасть под подозрение, оказавшись не в то время и не в том месте, по ложному обвинению или по заказу. Иногда люди приглашаются как свидетели и становятся подозреваемыми. Поэтому знание основ уголовно-процессуального законодательства и своих прав поможет избежать проблем при общении с сотрудниками правоохранительных органов по их инициативе.

Читайте так же:  Доверенность на генерального директора организации

Кого полиция не имеет права задерживать

Полиция не имеет права кого-либо задерживать без законных на то оснований, которые в количестве 13 пунктов перечислены в части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Если человек не попал в круг подозреваемых по какому-либо преступлению или в отношении него не действует судебное решение, предусматривающее арест человека или заключение его под стражу, он спокойно может заниматься своими делами.

Исключение составляют следующие случаи:

нахождение на улице в комендантский час;

проникновение на охраняемый объект;

побег из психиатрического учреждения;

требование в выдаче со стороны иностранного государства.

Административному задержанию — кратковременному ограничению свободы — полицейские могут подвергнуть лицо в исключительных случаях, когда за совершенное административное правонарушение дело не ограничивается предупреждением или штрафом. Такая ситуация может произойти только при наличии данных о причастности человека к нарушению. Не допускается производить административное задержание при возможности на месте составить протокол, установить личность нарушителя.

Административному задержанию не подлежат иностранцы с дипломатической неприкосновенностью, прокуроры, следователи, сенаторы, депутаты Государственной Думы, региональные депутаты при осуществлении полномочий, выборные лица местного самоуправления без согласия прокурора региона.

Следователь полиции не имеет права задерживать гражданина по подозрению в совершении преступления, если:

лицо не застали на месте преступления;

нет показаний свидетелей или потерпевших, подтверждающих вину задерживаемого;

в жилье задержанного лица или на нем самом нет следов преступления.

Когда одно из вышеперечисленных условий выглядит с точностью до наоборот, нарушается 91-я статья Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Признаки неправомерного задержания

Первичные признаки незаконного задержания сотрудниками полиции следующие:

Полицейский не назвал свою должность, звание, фамилию.

Полицейский не предъявил по требованию задержанного свое удостоверение.

Задержанному не разъяснены причина и основания для задержания.

Задержанному не зачитаны его права (юридическая помощь, услуги переводчика, уведомление родственников или близких лиц о факте задержания, возможность отказаться от дачи объяснений).

Отсутствует протокол о задержании, или не вручена его копия.

Рекомендуется записывать момент задержания на видеокамеру. Впоследствии может выясниться, что у полицейского не было основного доказательства — причастности задержанного лица к преступлению или нарушению. Факт незаконного деяния могут скрыть, и вы не сможете добиться привлечения сотрудника к ответственности и получения компенсации.

Административка и помещение под стражу

Совершенные административные правонарушения подпадают под статьи Административного кодекса РФ (КоАП), а преступления — под УК РФ.

Административное задержание не может длиться более 3 часов. Ограничение свободы на 48 часов возможно в том случае, если за совершение нарушения КоАП предусматривает административный арест или выдворение лица за пределы России по судебному решению. Если нарушитель преступил пограничные, таможенные и миграционные законы, производится задержание до 48 часов с целью идентифицировать его личность или выяснить обстоятельства дела.

Уголовное право предусматривает наказание за преступление и меру пресечения на время следствия и суда.

Мера пресечения избирается, когда есть основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется, совершит еще одно преступление, уничтожит доказательства, будет угрожать свидетелю или воспрепятствует ходу расследования.

Под стражу могут заключить, когда подозреваемый или обвиняемый привлекаются по статье УК РФ, предусматривающей лишение свободы свыше 3 лет.

Следователь выносит постановление о задержании и отправляет подозреваемого в изолятор временного содержания (ИВС) на срок не более 48 часов. За это время он должен направить в суд ходатайство о заключении лица под стражу, а районный суд в течении данного срока избирает меру пресечения.

Попав в следственный изолятор, задержанному следует вести себя спокойно, чтобы не усугубить ситуацию. Успокоившись, можно разговаривать о своем деле с адвокатом и писать жалобы.

Как пожаловаться на сотрудников

Когда вы уверены, что задержание производится незаконно, звоните сразу по телефону 102 или на горячую линию МВД (+7800250023), представьтесь и аргументированно излагайте свою жалобу.

Если это не сработает, сопротивляться не стоит. У вас есть право воспользоваться 51-й статьей Конституции и отказаться от показаний. Дождитесь адвоката и составьте с ним письменную жалобу или сделайте это самостоятельно.

В жалобе указываются:

адресат (вышестоящее должностное лицо, вышестоящий орган МВД, орган прокуратуры или суд);

адресант (ФИО, телефон, адрес);

доводы незаконности задержания;

данные о задержавших полицейских или номере их автомобиля;

требование о привлечении полицейских к ответственности;

Получение компенсации

Компенсацию можно получить только по решению суда. Исковое заявление в суд готовится на основании статей 151, 1070 и 1100 Гражданского кодекса. Гражданский иск может рассматриваться как самостоятельное дело или в одном деле с иском в отношении обвиняемого, производившего незаконное задержание.

В заявлении прописывается следующее:

указываются истец, ответчики, обстоятельства задержания;

формулируется претензия на денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред;

ставятся дата, подпись.

Если потерпевшему пришлось побывать в СИЗО, а после этого дело не получило продолжения, его должны реабилитировать. В компенсацию включаются неполученная зарплата, затраты на адвоката и прочие издержки.

Заявление подается в районный суд, где идет рассмотрение дела в отношении полицейских. Если дело не возбуждено, компетенция суда определяется по адресу прописки одного из ответчиков.

Наказание для нарушивших правила

Сотрудники правоохранительных органов, заведомо незаконно задержавшие человека, несут уголовную ответственность по статье 301 УК РФ.

Под выражением «заведомо» понимаются действия стражей правопорядка, выходящие за рамки всех 13 пунктов части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Полицейского могут ограничить в свободе на срок до 3 лет, отправить на принудительные работы на 2 года, арестовать на 4-6 месяцев или лишить свободы сроком до 2 лет. Ему могут запретить занимать должности в полиции в течение 3 лет и уволить, лишив всех льгот.

Заведомо незаконное заключение под стражу карается строже: нарушителей принудят к 4 годам работ или отправят в колонию на тот же период.

Когда деяния повлекли тяжкие последствия, бывших полицейских ждут принудительные работы до 5 лет или колония от 3 до 8 лет. Под тяжкими последствиями понимаются смерть потерпевшего или тяжелое заболевание, суицид, утрата имущества, распад семьи, гибель оставшегося без присмотра малолетнего члена семьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://policii.net/sovety/priznaki-nezakonnogo-zaderzhaniya-i-mery-nakazaniya-sotrudnikov-politsii-2

Незаконное задержание по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here