Основания изменения права собственности на землю

Помощь по теме: "Основания изменения права собственности на землю" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

фонда перераспределения земель;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Источник: http://base.garant.ru/12123624/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/

Возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений

Земельные правоотношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике.

Основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Возникновение земельных правоотношений: Основания приобретения прав на земельные участки (ст. 8 ГК РФ):

  1. договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;
  2. акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю;
  3. судебное решение;
  4. в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
  5. вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Например: при купле-продаже земельного участка юридическим фактом, порождающим отношения продавца и покупателя, служит договор о совершении этой сделки.

Основанием возникновения иных прав на землю, на основании которых лица — не собственники вправе ее использовать, являются юридические факты, представляющие собой различные формы распоряжения собственником земли своим имуществом.

Изменение земельных правоотношений:

  1. в процессе использования земли права и обязанности участников земельных правоотношений могут изменяться. Так, арендатор при ухудшении условий пользования землей, вызванных стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств;
  2. изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды.

Прекращение земельных правоотношений:

  1. основанием прекращения земельных правоотношений могут быть такие юридические факты, как смерть гражданина — собственника земли или землепользователя, истечение срокааренды земли, добровольный отказ от земельного участка;
  2. основанием прекращения земельных правоотношений для собственника или землепользователя земельного участка служит договор о его продаже, решение компетентного государственного органа об изъятии (выкупе) земли для государственных нужд;
  3. прекращение земельных правоотношений бывает полным или частичным. Так, при уменьшении размеров земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части, соответствующей уменьшению его размеров.

В целом земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий (правонарушений). Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд.

Источник: http://be5.biz/pravo/z011/09.html

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в статью 44 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

Статья 44 . Основания прекращения права собственности на земельный участок

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 44 ЗК РФ

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Читайте так же:  Нужна ли прописка для оформления загранпаспорта

ГАРАНТ:

Об особенностях принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ

>
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения.
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12124624/0add9c67393c4454d39a78904e0baac0/

Изменение земельных правоотношений

В статье рассматриваются особенности юридических фактов, обуславливающих изменение земельных правоотношений

Земельные правоотношения – особый вид общественных отношений, складывающихся между субъектами права по вопросам использования и охраны земель, которые регулируются специальным законодательством. Определение данного вида отношений закреплено в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ. Объектами таких правоотношений (согласно ст. 6 данного нормативного акта) являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Субъектный состав ЗП – «участники земельных отношений» зафиксирован в ст. 5 указанного Кодекса. Он определяет специфику данного вида правоотношений.

Земельные правоотношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике. Основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты.

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения любых правоотношений являются юридические факты, под которыми понимают события (не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (являются следствием волеизъявления человека, то есть изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Для возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений законом предусматриваются не только единичные юридические факты, но и целые их группы (юридические составы).

Классификация юридических фактов

Все юридические факты можно классифицировать:

Каждый из правоустанавливающих, правопрекращающих и правоизменяющих фактов может быть либо событием, либо поведением.

События как юридические факты представляют собой обстоятельства, возникающие помимо воли человека. Например, пригодность или непригодность земель для нужд сельского хозяйства обусловлена объективными причинами, и правоотношения по отнесению или неотнесению их в категорию земель сельскохозяйственного назначения возникают, таким образом, на событии – природном формировании данного типа земель, происшедшем, возможно, миллионы лет назад.

События как юридические факты не всегда происходят самопроизвольно, зачастую они связаны с деятельностью человека, что дает основание подразделить их на: абсолютные и относительные.

абсолютные события (как юридический факт в земельном праве): явления, которые как в своем возникновении, так и в своем дальнейшем развитии не имеют непосредственной связи с волевой деятельностью человека. Например, абсолютным событием следует считать водно-эрозионные почвенные процессы, возникающие самопроизвольно по причине природных явлений (ливни, гибель растительности и т.п.).

относительные события: явления, возникающие в результате деятельности человека, но которые происходят (развиваются) независимо от этих действий и даже вопреки воле человека. Так, относительным событием можно назвать эрозионные почвенные процессы, возникшие в результате неправильной обработки склоновых земель и прогрессирующие, несмотря на принимаемые противоэрозионные меры.

Поведение людей как юридический факт имеет в земельном праве множество аспектов, к числу которых можно отнести:

1) действия физических и юридических лиц, государственных или иных органов власти (вмешательство со стороны государственных органов в деятельность собственника земельного участка, связанную с использованием земли, является юридическим фактом, дающим право взыскивать причиненные таким вмешательством убытки и восстанавливать нарушенные права в установленном законом порядке);

2) бездействие вышеуказанных лиц и иных субъектов земельных правоотношений (неиспользование в течение года земельного участка или его части, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением периода мелиоративного строительства и случаев, вызванных стихийными бедствиями, является юридическим фактом, обуславливающим прекращение права собственности на этот участок);

3) юридическое состояние субъектов земельных правоотношений (например, временная нетрудоспособность собственника земельного участка или выход его на пенсию является юридическим фактом, предоставляющим собственнику право сдавать свои земельные участки в аренду без изменения целевого назначения сроком до пяти лет).

Поведение людей как юридический факт в земельном праве можно подразделить на: правомерное и неправомерное.

— к правомерным относятся юридические факты, обуславливающие возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В случаях нарушения прав, они защищаются соответствующими положениями земельного законодательства.

К числу правомерных юридических фактов следует отнести такое поведение граждан и юридических лиц, которое:

а) соответствует действующему земельному законодательству (каждый имеющий земельный участок, закрепленный за ним на праве собственности, может свободно хозяйствовать на этом участке и совершать различного рода сделки с данным участком, так как «государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей»);

б) не соответствует действующему законодательству, но и не противоречит ему. При предоставлении земельного участка организациям для выполнения ими уставных целей, они могут использовать участок и в иных целях (даже, возможно, не отраженных в документах о предоставлении земли), однако их действия в целом должны соответствовать основным положениям устава этих организаций. В качестве примера можно привести случаи, когда субъекты земельных правоотношений Министерства обороны РФ используют закрепленные за ними земли для коллективного огородничества, при условии выполнения этими воинскими частями поставленных перед ними задач.

к неправомерным юридическим фактам относится такое поведение субъектов земельных правоотношений, которое нарушает действующее законодательство, вступает с ним в конфликт. При строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, к лицам, их производящим, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ могут применить санкцию в виде наложения штрафа.

Читайте так же:  Участие сторон в предварительном судебном заседании

К числу неправомерных юридических фактов относится также поведение участников земельных правоотношений, которое выражается в бездействии. Так, непродление срока договора аренды земельного участка влечет за собой прекращение всех прав со стороны арендатора по использованию арендованного земельного участка.

Особенности юридических фактов, обуславливающих изменение земельных правоотношений

Юридические факты, вследствие которых происходит изменение земельных правоотношений, характеризуются тремя главными признаками:

  • изменение по объекту земельных правоотношений. Объектом правоотношения является конкретный участок земли, а его правовой статус нередко может меняться вне зависимости от желания и воли субъектов. Такое изменение связано с уникальными свойствами земли, как части природной среды. Земля может менять естественное состояние в процессе ее использования, как в лучшую, так и в худшую сторону;
  • изменение по субъектам земельных правоотношений. Изменение правового статуса субъекта может менять и суть правоотношения. Реорганизация или ликвидация юридического лица, смерть физического лица приводят к изменению в структуре конкретного земельного правоотношения;
  • изменение по содержанию земельных правоотношений. При возникновении земельного правоотношения его первичное содержание определяется как волей сторон, так и комплексом норм и правил, устанавливаемых государственных регулятором. Однако в процессе использования земли содержание правоотношения может меняться – возникают дополнительные права и обязанности субъектов, обусловленные свершившимся юридическим фактом.

В целом земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий (правонарушений). Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд.

Источник: http://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/izmenenie-zemelnyh-pravootnoshenij.html

Основания возникновения и прекращения права собственности на землю. Основания возникновения права собственности на земельный участок

Основания возникновения права собственности на земельный участок

Право собственности на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским, земельным законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации. К таким основаниям, в частности, относятся:

1. административно-правовой акт или решение о предоставлении земельного участка (ст.ст. 29-32.2 Земельного кодекса РФ);

4. приобретательная давность – действуют общие нормы Гражданского кодекса;

5. судебные решения.

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Земельный кодекс РФ предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок. Земельный кодекс РФ предусматривает перечень таких земель, а также земель с ограниченным оборотом и земель, которые могут принадлежать лишь определенным участникам.

Основания прекращения права собственности на землю

Право собственности на земельный участок прекращается:

· при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам,

· при отказе собственника от права собственности на земельный участок,

· в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством

Принудительное изъятие осуществляется только в случаях предусмотренных Земельным кодексом РФ, а именно:

1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст.49 ЗК РФ)

«1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.»

Конфискация земельного участка (ст. 50 ЗК)

«Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация)».

2. Реквизиция земельного участка ( ст.51 ЗК):

« 1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 настоящего Кодекса.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Читайте так же:  Заявление в суд об обращении взыскания

Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке».

3. Неиспользование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, использование земельного участка с нарушением законодательства (ст. 54 ЗК РФ)

Содержит основания изъятия земельных участков в подобных случаях у землевладельцев и землепользователей, но не распространяет их на собственников. Так, земельный участок может быть изъят у собственника не в любом случае неиспользования его по назначению, а лишь в случае неиспользования земельного участка по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Касается это двух категорий земель — предназначенных для сельхозпроизводства и под любую разновидность строительства.

Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/5_35000_osnovaniya-vozniknoveniya-i-prekrashcheniya-prava-sobstvennosti-na-zemlyu.html

Основания возникновения, изменения, прекращения права собственности на землю

Порядок предоставления участков в собственность регламентируется ст.28 ЗК РФ, основания приобретения права собственности конкретизированы в гл.14 ГК РФ.

В статьях 13, 40, 42, 43 ЗК РФ отражено содержание правомочий собственника земельного участка. Из всех правомочий, вытекающих из права собственности, государство в лице его органов, бесспорно, обладает двумя из них: правом владения и правом распоряжения. Право же пользования, под которым понимается эксплуатация имущества, государство практически всегда передает третьим лицам. Право пользования земельным участком ограничивается рамками земельного, лесного, водного законодательства, градостроительными регламентами, строительными, экологическими нормами, правилами и нормативами, которые собственники обязаны соблюдать. Кроме того, на собственников возлагаются обязанности использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением, категорией и разрешенным использованием. Не должен наноситься вред земле как природному объекту, необходимо сохранять межевые, геодезические и другие законно установленные специальные знаки, своевременно вносить платежи за землю. Содержание права собственности не зависит от субъекта права и защищается равным образом для всех субъектов в соответствии с ГК РФ.

В праве развитых стран признано существование двух форм собственности — публичной и частной. К публичной относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В РФ разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании Федерального Закона от 17.07.2001 г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»[11, с.1] и Постановления Правительства от 4.03.02г №140 «Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности»[18, с.2]. Право собственности на земельные участки после разграничения возникает с момента государственной регистрации права собственности на них на основании утвержденных Правительством перечней, либо вступивших в законную силу судебных решений по спорам о праве собственности на землю.

На этих, находящихся в государственной собственности, землях располагается в том числе и приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ. Данное основание важно при рассмотрении вопроса выкупа у надлежащего собственника.

Путем предоставления земельных участков соответствующим лицам субъекты права публичной собственности на землю реализуют свое правомочие распоряжаться как собственники. Действуют Правила распоряжения земельными участками до разграничения государственной собственности на землю № 615 от 17.08.2002г, в соответствии с которыми утверждены распоряжением № 3070-р от 2.09.2002г Минимущества РФ примерные формы решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное бессрочное пользование, аренду и договоров купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков.

В связи с этим в земельное законодательство введено новое понятие — «формирование земельного участка», основной (первой) стадией которого является подготовка проекта границ и установление границ на местности. При этом происходит индивидуализация участка как объекта прав, т.е. определяется его размер, границы и местоположение как документально, так и на местности, с определением разрешенного использования на основании градостроительного регламента (установленного для территориальной зоны в правилах застройки — нормативном акте органа местного самоуправления).

Следует особо подчеркнуть, что без выполнения работ по формированию участка, он не может быть предоставлен юридическим и физическим лицам.

Для предоставления участка на титуле постоянного бессрочного пользования требуется только наличие решения соответствующего органа. Для приобретения в собственность, либо аренду требуется юридический состав из двух фактов — административного акта и договора[31, с.198].

Особенно актуальна проблема частной собственности на земли поселений. Земельный кодекс РФ (п.2 ст.15) в отличие от прежнего земельного законодательства закрепил принцип равного доступа граждан и юридических лиц к приобретению земельных участков в собственность. Пункт 2 ст.28 ЗК РФ закрепляет принцип платности предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц. Цена, по которой приобретаются в собственность земельные участки, кратна ставке земельного налога за единицу площади земельного участка с учетом коэффициентов в зависимости от численности населения в поселении (от 3 до 30) и поправочного коэффициента (от 0,7 до 1,3), учитывающего основной вид использования расположенных на земле зданий. Поправочные коэффициенты утверждаются Правительством РФ[7, с.4].

Читайте так же:  Взыскание судебных расходов за участие в перерыве

Пленум ВАС РФ от 24.03.2005 г.[53, с.7] в п.9 установил, что отсутствие поправочных коэффициентов, учитывающих основной вид использования расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений не может служить основанием для отказа в продаже земельного участка.

На территории поселений сформированные и поставленные на кадастровый учет участки предоставляются в собственность для строительства исключительно на торгах. Порядок и условия приобретения прав на участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, зависят как от числа лиц, обладающих правами на расположенную на земельном участке недвижимость, от их правового статуса, а так же от того, на каком праве данные субъекты владеют недвижимостью. Земельный кодекс устанавливает принцип исключительного права на приватизацию земельного участка собственниками зданий, строений, сооружений. Решение компетентного органа либо договор купли-продажи (при возмездном предоставлении земельного участка) является основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок с выдачей свидетельства о государственной регистрации права.

В настоящее время в соответствии со ст.28 ФЗ №178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. [13, с.9] приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для его использования. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий, у которых земельные участки находятся на праве постоянного пользования или аренды, производится аналогично вышеуказанному.

Собственник земельного участка владеет, пользуется и распоряжается землей свободно (ст. 209 ГК РФ), если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, т.е. право собственности подлежит ограничению. Регламентация поведения собственника земельного участка должна преследовать следующие основные цели: доступ всех граждан страны к земле как основе их жизнедеятельности, соединение собственника земельного участка и производителя в одном лице (особенно это касается сельскохозяйственных земель), обеспечение экологических требований при хозяйственном использовании земли как уникального дара природы, обеспечение целевого использования земельных участков.

Все перечисленные цели конкретно проявляются при регулировании права владения, пользования и распоряжения земельными участками. Первое ограничение права владения состоит в установлении предельных размеров земельных участков. Предполагается ввести новый региональный налог по решению законодательных (представительных) органов субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления. Таким образом, предполагается налоговое регулирование.

Второе ограничение права владения состоит в том, что нельзя владеть земельным участком, не осуществляя его хозяйственного использования. Законодатель (п.3 ст.261 ГК РФ) предоставляет собственнику земли широкие права по хозяйственному использованию земельных участков. Он может самостоятельно хозяйствовать на земле, использовать в установленном порядке имеющиеся полезные ископаемые, торф, пресные подземные воды, лесные угодья и водные объекты, возводить жилые, производственные и иные строения и сооружения, проводить иные мелиоративные работы.

Если земельный участок находится в частной собственности гражданина, то он не изъят из оборота и не ограничен в обороте, а потому по смыслу ст.260 ГК РФ весь участок, либо его часть может быть объектом купли- продажи[55, с.4].

Собственник земельного участка в соответствии со ст.263 ГК РФ вправе возводить на нем здания, сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Кроме того, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на созданное им для себя здание или сооружение.

Значительным шагом вперед в урегулировании режима использования земельных участков и прочно связанных с ними строений как единого комплекса является установления принципа изложенного в п.4 ст.35 ЗК РФ одновременного отчуждения земельного участка и находящегося на нем строения, принадлежащих одному лицу; за исключением случаев, когда часть земельного участка не может быть при этом выделена в натуре, либо строение расположено на участке, изъятом из оборота.

Не подлежит выкупу земельный участок, находящийся в государственной собственности, с расположенным на нем зданием, значительно превышающий по размеру участок под зданием (право собственности на здание зарегистрировано). Данное обстоятельство подтверждается Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2003г. дело №А43-3420/03-9-186[49, с.2]

Гражданское и земельное законодательство по-разному подходят к регулированию отношений по поводу перехода прав на земельный участок. ГК РФ предоставляет возможность продавцу — собственнику участка в договоре продажи недвижимости предусмотреть вид права на соответствующую часть земельного участка. При этом нормы ЗК РФ должны иметь приоритет и в ГК РФ должны быть внесены изменения. Это подтверждается следующими нормами: п.3 ст.129 ГК РФ содержит положение о том, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

ЗК РФ устанавливает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению, по совершению сделок с земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным природоресурсным законодательством, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Читайте так же:  Жена выгоняет из дома при каждой ссоре

В информационном письме ВАС РФ №61 от 27.02.2001г.[50] при обзоре практики применения арбитражными судами земельного законодательства в п.2 и п.5 соответственно указывается, что «отсутствие у покупателя строения надлежащим образом оформленных документов на земельный участок, на котором оно находится, не может рассматриваться как самовольное занятие земельного участка», и «неперезаключение договора аренды земельного участка не может квалифицироваться как самовольное его занятие».

Источник: http://studwood.ru/878887/pravo/osnovaniya_vozniknoveniya_izmeneniya_prekrascheniya_prava_sobstvennosti_zemlyu

Основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки

ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Основания возникновения прав на земельный участок:

1) Возникновение прав на земельные участки из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления.

Предоставление земельного участка для целей, связанных со строительством. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться для целей строительства в собственность, в аренду и ограниченному кругу юридических лиц в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование.

Отказ в предоставлении земельных участков для строительства в собственность граждан и юридических лиц не допускается, за исключением:

  • — случаев изъятия земельных участков из оборота;
  • — установления федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
  • — резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Под предварительным согласованием места размещения объекта понимается проведение мероприятий по информированию о предполагаемом строительстве всех заинтересованных лиц — населения, органов государственной власти и местного самоуправления, и выбору участка для такого строительства с учетом мнения всех заинтересованных лиц. Как правило, предварительное согласование применяется при инвестировании строительства промышленных объектов вне или на территории населенных пунктов, если размещение объектов не вполне соответствует градостроительной документации и правилам землепользования и застройки (зонирование территории). В этих случаях проект размещения объекта промышленного назначения требует серьезного анализа экологических, архитектурных, санитарных и иных аспектов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.В соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Закон Самарской области «О земле» от 11.03.2005 г. устанавливает максимальные и минимальные размеры земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Переоформление прав на земельные участки, возникших до введение в действие ЗК РФ 9. Право постоянного (бессрочного) пользования и право постоянного наследуемого владения граждане и юридически лица обязаны переоформить на права, предусмотренные ЗК (ФЗ «О введении в действие ЗК»).

Возникновение прав на землю в связи с переходом прав на здания, строение, сооружение (ст. 35 ЗК РФ). В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. строительство собственность юридический переоформление

Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения. При разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке в течение 3 лет. Исполнительный орган государственной власти или ОМСУ вправе продлить этот срок (ст.39 ЗК РФ).

2) Возникновение прав на землю из сделок. Возникновение прав на землю из сделок регулируется общими положениями гражданского законодательства и земельным законодательством. Договоры на основании которых происходит переход права собственности на землю: договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, договор ренты, договор пожизненного содержания и с иждивением.

Возникновение прав на земельный участок на основании решения суда.Законодательством определен правовой порядок прекращения прав на земельные участки. Основания прекращения прав на земельные участки бывают:

  • — добровольные, которые происходят по воле лица (например, в результате сделок);
  • — принудительные, не зависящие от воли лица (происходящие вследствие события, влекущего прекращение прав на земельный участок (уничтожение земельного участка вследствие стихийных бедствия) и принудительного лишения прав на земельный участок.

Основания прекращения прав на земельный участок зависит от права на земельный участок.

Основания прекращения права собственности на земельный участок:

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного владения земельным участком и аренды земельного участка.

  • 1) Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
  • 2) Использование земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.
  • 3) Неустранение совершенного умышленного земельного правонарушения.

Правонарушения, совершенные лицами, обладающими правом постоянного (бессрочного) пользования и правом пожизненного владения земельным участком: отравление, загрязнение, порча и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studwood.ru/924507/pravo/osnovaniya_vozniknoveniya_izmeneniya_i_prekrascheniya_prav_na_zemelnye_uchastki

Основания изменения права собственности на землю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here