Особенности и права полиции

Помощь по теме: "Особенности и права полиции" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 13. Права полиции

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

ГАРАНТ:

См. Перечень должностных лиц системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, утвержденный приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 685

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие сведения о сотрудниках органов внутренних дел, ведомственной принадлежности их подразделений, организаций и служб, помещений и транспортных средств, и обрабатывать сведения о сотрудниках органов внутренних дел, содержащиеся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов и государственных внебюджетных фондов; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

11) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

Информация об изменениях:

Пункт 12 изменен с 27 октября 2019 г. — Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 337-ФЗ

12) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений пункта 13 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 17 марта 2017 г. N 8-П

13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;

Читайте так же:  Суды рассматривающие исковое заявление

ГАРАНТ:

См. Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденное приказом МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389

14) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

15) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, утвержденную приказом МВД России от 1 сентября 2012 г. N 839

Информация об изменениях:

Пункт 16 изменен с 30 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

17) истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 21 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 22 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

22) проверять места хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, если имеются данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием;

23) утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Источник: http://base.garant.ru/12182530/4d6cc5b8235f826b2c67847b967f8695/

Статья 28. Основные права сотрудника полиции

Статья 28. Основные права сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

Читайте так же:  Рассмотрение заявлений судом гпк

4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в полиции;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ пункт 11 части 1 статьи 28 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

11) на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.


2. Сотрудник полиции с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя территориального органа либо руководителя организации, входящей в систему указанного федерального органа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.

3. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 3 части 3 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12182530/53070549816cbd8f006da724de818c2e/

Вопрос 3. Механизм реализации обязанностей и прав полиции

И гарантии обеспечения административной деятельности сотрудников полиции

В этом вопросе разберем – каким образом (способами) полиция реализует (осуществляет) свои права (каков их механизм реализации) и каковы гарантии обеспечения деятельности сотрудника полиции при реализации таких прав (естественно, и исполнения обязанностей).

Особенности механизма реализации прав сотрудников полиции в Российской Федерации проявляются в том, что сотрудники полиции являются должностными лицами, обладающими властной компетенцией в сфере право охраны, от имени государства они могут применять специальные правовые средства, осуществлять применение юридической ответственности в отношении лиц, совершивших правонарушения. Сотрудники полиции не обладают суверенитетом и, в случаях если сотрудник сам нарушает законодательство, то в отношение него так же начинается действие законов РФ.

Реализации прав полиции способствует практическое использование рассмотренных выше принципов полиции. Так, при взаимодействии полиции и граждан следует стремиться к консолидации усилий и согласованности действий по решению конкретных задач в сфере обеспечения безопасности и поддержания правопорядка. Полиция должна быть -подотчетной обществу за качество оказанных полицией государственных и социальных услуг населению. Должны быть доступны и прозрачны нормативно-правовые и организационно управленческие основы деятельности полиции.

Конечно ж, при реализации своих прав, полиция должна всемерно привлекать граждан к участию в профилактике преступности и повышения уровня общественной безопасности.

В существующих российских реалиях механизм реализации прав полиции сталкивается с такими сложностями, как правовой нигилизм населения. Да и часть сотрудников полиции, к сожалению также имеет элементы такого нигилизма. Это надо преодолевать.

Реализуя свое назначение по охране прав и свобод граждан, полиция использует несколько основных направлений в своей деятельности — административное, оперативно-разыскное и уголовно-процессуальное.

Административная деятельность является важнейшим направлением деятельности служб и подразделений полиции по защите личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности, законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Административная деятельность сотрудников полиции – это целенаправленная исполнительная и распорядительная деятельность полиции, состоящая в непосредственном и повседневном практическом осуществлении задач и функций в сфере органов внутренних дел.

В административной деятельности, в частности, реализуются широкие полномочия полиции. Так, полиция уполномочена разрешать дела по более чем 50 составам административных правонарушений, посягающих на разные стороны жизнедеятельности общества.

Гарантиями надлежащего осуществления административной деятельности полиции является реализация при ее осуществлении таких принципов, как:

— законности; гуманизма; уважения прав человека и национального равноправия; сочетания гласности и профессиональной тайны; взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами (это ее общие принципы);

Читайте так же:  Материалы суда по исковым заявлениям

— научности и комплексного подхода к решению задач; плановости;

сочетание территориального и линейного принципов; единоначалия и коллегиальности; сочетание убеждения и принуждения; профилактической направленности административной деятельности (это специально-организационные принципы административной жеятельности);

— оперативности; непрерывности и гибкости, комплексности сил и средств; маневренности; наличия резерва сил и средств (это специально тактические принципы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, правовой статус полиции представляет собой закрепленную в нормативных правовых актах, совокупность определенных государством свойств (цели, функций, принципов) и элементов (прав, обязанностей, ответственности и иных ограничений) полиции как государственного органа исполнительной власти, характеризующих его потенциальные возможности вступать в административно-правовые и гражданско-правовые отношения в рамках выполнения основного назначения — защиты и охраны жизни, здоровья, прав и свобод человека (как российских, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства), собственности, борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Обязанности составляют основной элемент правового статуса полиции. В статье12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» установлен исчерпывающий перечень обязанностей, осуществляемых сотрудниками полиции в рамках реализации основных направлений деятельности при прохождении службы в конкретном подразделении полиции.

Под обязанностью понимается круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Можно выделить следующие группы обязанностей полиции.

1. Обязанности, направленные на защиту личности, общества от противоправных посягательств.

2. Обязанности, направленные на производство по делам об административных правонарушениях, исполнению административных наказаний.

3. Обязанности, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

4. Обязанности, направленные на выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.

5. Обязанности по обеспечению безопасности и правопорядка в общественных местах.

6. Обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Права полиции определяют меру и пределы возможного (т.е. дозволенного) поведения полиции (в отличие от обязанности — меры должного поведения, и запрета — меры недопустимого поведения).

В целях реализации возложенных на полицию обязанностей, ей предоставляется и широкий круг прав, которые предусмотрены в статье 13 ФЗ «О полиции».

Видео (кликните для воспроизведения).

В частности, сотрудник полиции в рамках исполнения определенной обязанности может использовать право или совокупность прав по собственному усмотрению.

Классификация прав, предоставленных полиции:

1. Права полиции, реализуемые в рамках контрольно-ревизионной деятельности полиции.

2. Права полиции по обеспечению безопасности дорожного движения.

3. Права, направленные на реализацию лицензионно-разрешительной деятельности.

4. Права полиции, направленные на обеспечение общественной безопасности и охрану общественного порядка.

Статус сотрудника полиции определяется его основными обязанностями и правами, возлагаемыми на сотрудника полиции (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О полиции»), а также кругом обязанностей, возлагаемых на сотрудника полиции в зависимости от направления деятельности подразделения полиции, в котором он проходит службу, реализуемых посредством предоставленных прав.

Основные обязанности сотрудника полиции изложены в статье 27, а обязанности – в ст. 28 ФЗ «О полиции».

Особенности механизма реализации прав сотрудников полиции в Российской Федерации проявляются в том, что сотрудники полиции являются должностными лицами, обладающими властной компетенцией в сфере право охраны, от имени государства они могут применять специальные правовые средства, осуществлять применение юридической ответственности в отношении лиц, совершивших правонарушения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст.445.

2. Всеобщая декларация прав человека, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. / Сборник международных актов о правах человека. М.: НОРМА-ИНфОРМ, 2016.

3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 8 января 2001 г. № 2. Ст. 163.

4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 // Собрание законодательства РФ.1995. N 47. Ст. 4472.

5. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

6. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. №7. Ст. 900. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 2 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.

7. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в действ. ред.) // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.

8. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» (в действ. ред.) // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1336.

9. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // БНА ФОИВ. 2012. № 36.

1. Административное право: учебник / Под общ.ред. Каплунова А.И. – М.: ДГСК МВД России, 2011.

2. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов / под ред.М. В. Костенникова, А. В. Куракина. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 521 с.

3. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник в 2 ч. / под общ. ред. В. Л. Кубышко. Часть 1. — М. : ДГСК МВД России, 2016. — 228 с.

1. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и граждани­на в деятельности органов внутренних дел (орга­низационно-правовые аспекты): Курс лекций. — М.: Академия управления МВД России, 2016.

2. Витрук Н.В. Соблюдение Конституции Российской Федерации как условие модерни­зации и прогрессивного развития современ­ной России // Современное общество и право. 2016, № 1.

3. Трошев Д.Б. Правовые гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России // Вестник МВД России // 2014. № 1.

Старший преподаватель кафедры

подполковник полиции О.П. Волошина

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 2199 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Читайте так же:  Возражение на иск о расторжении брака


Источник: http://studopedia.net/5_18536_vopros—mehanizm-realizatsii-obyazannostey-i-prav-politsii.html

Общая характеристика прав и обязанностей полиции

Полностью права и обязанности полиции зафиксированы в соответствующем федеральном законе. Всего закон фиксирует более 40 видов обязанностей, которые можно разделить на несколько категорий:

1. Раскрытие совершенных преступлений и правонарушений в пределах своей компетенции. В рамках исполнения этого вида обязанностей полиция принимает от граждан заявления и сообщения о нарушении закона, занимается дознанием, административным производством и т. д.

2. Охрана правопорядка и поддержание безопасности. Сюда входит как пресечение совершающихся преступлений и правонарушений, так и обеспечение безопасного проведения митингов, охрана имущества и т. д. Кроме того, совместно с другими органами власти полиция обеспечивает проведение спасательных мероприятий и карантинных мер при эпидемиях и эпизоотиях.

3. Оперативная деятельность и розыск. Этим полиция занимается как по делам, дознание по которым ведется ее сотрудниками, так и по поручению других следственных органов.

4. Контроль за безопасностью дорожного движения, соблюдением ПДД и технических стандартов на транспортные средства. В основном эти функции возложены на ГИБДД.

5. Контроль за оборотом оружия. Сюда входит как выдача лицензий, так и проверка условий хранения и т. п.

6. Предотвращение экстремистской и террористической деятельности.

Для осуществления возложенных на нее обязанностей полициянаделена и очень широким кругом прав. Полный их перечень, установленный федеральным законом, включает более 30 пунктов. В частности, полиция вправе:

· требовать от отдельных людей и организаций прекращения действий, нарушающих закон;

· проверять документы у граждан, если есть основания подозревать их в совершении правонарушений или преступлений;

· вызывать для дачи объяснений и показаний любых лиц, если ведется расследование преступлений, административное производство или проверка по заявлениям о нарушении закона;

· запрашивать и бесплатно получать информацию (справки, копии документов и т. д.).

Основные обязанности сотрудника полиции

Все перечисленные выше обязанности полиции касаются всей организации в целом. Круг же обязанностей конкретного сотрудника зависит от его должности и места службы. Однако есть обязанности, касающиеся каждого из полицейских:

· знать и соблюдать законодательство — от Конституции до внутренних нормативных актов МВД;

· выполнять должностные функции;

· выполнять законные приказы руководства;

· обращаться по вопросам, касающимся службы, к непосредственному (а в исключительных случаях — и к вышестоящему) начальству;

· соблюдать распорядок, установленной в той организации, в которой он служит;

· поддерживать на должном уровне свою квалификацию;

· хранить служебную или иную охраняемую законом тайну, не разглашать информацию, которая стала известна в связи со служебными делами;

· беречь имущество государства;

· в установленных законом случаях отчитываться о своих доходах и имеющемся имуществе, а также об имуществе и доходах членов семьи (супруга или супруги, а также детей, если они не достигли совершеннолетия);

· сообщать о приобретении иностранного гражданства и выходе из российского;

· уведомлять руководство о случаях, когда исполнение служебных функций оказывается связанным с личным интересом;

· сообщать в установленном порядке о каждой попытке подкупа или иного вовлечения в коррупционные действия.

Частные детективные и охранные предприятия. Порядок их образования.

Частная детективная(сыскная) и охранная деятельность— деятельность негосударственных специально учреждаемых организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Частный детектив— гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном законом порядке лицензию на осуществление частной детективной(сыскной) деятельности и оказывающий сыскные услуги, предусмотренные Законом о частной детективной и охранной деятельности.

Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации.
Гражданин, претендующий на получение лицензии обязан предоставить свои документы в соответствующий орган, а так же должен иметь юридическое образование или профессиональную подготовку или стаж работы в ОВД более 3 лет. Возраст

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1157 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник: http://studopedia.net/2_37591_obshchaya-harakteristika-prav-i-obyazannostey-politsii.html

Состав, обязанности, права и направления деятельности полиции в системе органов внутренних дел Российской Федерации

Полиция – ключевая составляющая централизованной системы внутренних дел, созданная для защиты жизни, здоровья, прав и свобод жителей России, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Она применяется с целью противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Ее статус и обязанности закреплены в Законе о полиции. В статье 1 указано, что сотрудники правоохранительных органов должны оказывать помощь любому человеку, пострадавшему от противозаконных или противоправных действий.

Направления деятельности полиции

В соответствии с действующим законодательством, полиция обязана:

  • защищать личность, государство и общество от противоправных посягательств;
  • охранять имущество, различные объекты, потерпевших, свидетелей, судей, прокуроров и других должностных лиц, которым угрожает опасность;
  • осуществлять розыск лиц, нарушивших закон;
  • предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения;
  • обеспечивать правопорядок в общественных местах;
  • отвечать за безопасность дорожного движения;
  • выявлять и раскрывать преступную деятельность;
  • контролировать соблюдение законов, регулирующих оборот оружия, частную детективную и охранную деятельность;
  • выполнять экспертно-криминалистические функции.

Замечание 1

По статье 2, принятой по решению Президента РФ, сотрудники правоохранительных органов могут быть использованы для восстановления и поддержания международного мира и безопасности. Система полиции, ее состав, структура и ликвидация отдельных подразделений также находится в юрисдикции главы государства.

Правоохранительные органы состоят из специалистов, организаций и служб, которые обязаны заниматься:

Президент России выбирает подразделения и службы, которые будут состоять в Центральном аппарате МВД, однако касательно территориальных органов МВД данный вопрос находится в юрисдикции Министра внутренних дел.

Перечень подразделений полиции включает главные управления по:

  • обеспечению безопасности дорожного движения;
  • противодействию экстремистской и коррупционной деятельности;
  • охране общественного порядка;
  • транспорту;
  • координации с органами исполнительной власти;
  • вневедомственной охране;
  • экономической безопасности;
  • организации дознания;
  • собственной безопасности;
  • безопасности лиц, нуждающихся в государственной защите.

Замечание 2

Также в данный список входит Национальное центральное бюро Интерпола.

Подразделения, состоящие в территориальных органах МВД, в дополнение ко всему перечисленному занимаются:

  • борьбой с преступными посягательствами на частный товар во время перевозки;
  • участковой деятельностью;
  • регистрацией несчастных случаев;
  • расследованием дел несовершеннолетних;
  • поддержанием дежурных частей.
Читайте так же:  Исковая давность по займу между физическими лицами

Обязанности полиции

Деятельность и обязанности сотрудников правоохранительных органов регулирует Закон о полиции. Основные задачи полицейских значатся в статье 12, в соответствии с которой на них возлагается:

Взаимоотношение полиции и граждан

Правила взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с гражданами России описаны в статье 5 Закона о полиции. Обращаясь к человеку, полицейский должен в обязательном порядке:

  1. Сообщить информацию о своей должности, звании, фамилии.
  2. Проинформировать о причине и цели обращения, предъявив свое удостоверение.
  3. В случае задержания уведомить о причине подобного решения и рассказать гражданину о его правах на время ареста.

Если же к сотруднику полиции обращается гражданин, он должен:

  1. Сообщить свою фамилию, звание и должность.
  2. Внимательно выслушать причину и цель обращения.
  3. Оказать помощь в пределах своих полномочий или проинформировать о том, к кому следует обратиться для решения проблемы.

Замечание 3

Любые новые обязанности могут быть возложены на правоохранителей только путем внесения изменений в Закон о полиции.

Права и свободы правоохранительных органов

В соответствии со статьей 13 Закона о полиции сотрудники правоохранительных органов имеют право:

Проникновение правоохранительных органов на частную территорию

В части 3 Закона о полиции указано, что правоохранители имеют право проникать на территорию, принадлежащую гражданам или организациям, возможно с целью:

  1. Спасения жизни или имущества, а также для обеспечения безопасности при возникновении беспорядков на улицах или другой чрезвычайной ситуации.
  2. Задержания лиц, которые причастные к совершению преступлений.
  3. Предотвращения преступной деятельности.
  4. Установления обстоятельств несчастного случая.

Сотрудники полиции не имеют права проникать на территорию, принадлежащую дипломатическим организациям, иностранным консульским учреждениям и международным представительствам.

Если территория, дом или помещение, необходимое правоохранительным органам, будет заперто, полицейские вправе произвести взлом. Аналогичное разрешение распространяется на транспортные средства и объекты, которые требуется осмотреть.

Если на территории частного домовладения в момент проникновения сотрудников полиции не находилось хозяев, в течение суток с момента происшествия они должны быть проинформированы о случившемся. Когда владельцы дома были замешаны в преступлении и препятствовали полицейским, в течение 24 часов о происшествии уведомляется прокурор в письменном формате.

Проникновение с препятствием

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении поставленной задачи регулируется в соответствии со статьей 5 Закона о полиции. В соответствии с действующим законодательством, каждый сотрудник правоохранительных органов должен периодически проходить подготовку и проверку на профпригодность в чрезвычайных условиях.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указан в статье 19 Закона о полиции. Полицейский предварительно должен предупредить лиц, в отношении которых планируется использовать вышеуказанные методы, дав им возможность выполнить поставленные требования. Однако он вправе не придерживаться данного правила, если его соблюдение создает риск для здоровья или жизни, а также может привести к другим негативным последствиям.

Решение о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия принимается на основе рисков, с которым столкнулся сотрудник правоохранительных органов. При этом он обязан свести к минимуму любой ущерб. После задержания гражданина, против которого использовались перечисленные методы, полицейский должен в случае необходимости в максимально сжатые сроки обеспечить ему оказание медицинской помощи. Если арестованное лицо получило ранение или погибло в результате действий правоохранителя, в течение 24 с момента инцидента об этом должен быть проинформирован прокурор.

Сотрудник полиции имеет право пользоваться силовыми способами, если другие действия для выполнения поставленной задачи оказались бесполезными. Причинам такого решения могут выступать:

  • пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • транспортировка задержанных лиц, причастных к совершению противоправных действий, в служебное помещение правоохранительных органов;
  • невыполнение законных требований сотрудника полиции.

Все случаи, когда допускается использование физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, перечислены в статье 20 Закона о полиции.

Полицейский может лично или в составе группы руководствоваться силовыми методами во время выполнения служебных обязанностей, если необходимо:

  • отразить нападение на правоохранителя или мирного жителя;
  • пресечь преступление или административное правонарушение;
  • справиться с сопротивлением, которое оказал человек при аресте;
  • задержать гражданина, пытавшегося скрыться с места совершенного им преступления;
  • обезвредить лицо, оказывающее вооруженное сопротивление;
  • пресечь попытку побега, доставляя в отделение подозреваемого или в места лишения свободы осужденного преступника;
  • освободить заложников или захваченное здание, помещение, транспортное средство или определенный объект;
  • оставить массовые беспорядки или другие противоправные действия, которые затрудняют движение транспорта, работу связи и учреждений;
  • остановить транспортное средство, водитель которого отказался выполнять требования полиции;
  • выявить граждан, осуществляющих противоправные действия;
  • обеспечить защиту охраняемого объекта от группы лиц.

Особенности использования огнестрельного оружия в перечисленных ситуациях указаны в части 1 статьи 21 Закона о полиции.

Запреты и разрешения

В качестве специальных средств сотрудники полиции могут пользоваться:

  • палками;
  • средствами ограничения подвижности;
  • окрашивающими и маркирующими средствами;
  • электрошокерами;
  • газовыми средствами;
  • водометами;
  • светошоковыми устройствами;
  • служебными животными;
  • световыми и акустическими специальными средствами;
  • установками для принудительной остановки транспортных средств;
  • средствами сковывания движения;
  • бронемашинами;
  • средствами для разрушения преград.

Полицейские не имеют права пользоваться специальными средствами против:

  • беременных женщин;
  • инвалидов;
  • несовершеннолетних;
  • незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

Данное правило нивелируется, если граждане затрудняют транспортное движение, работу организаций или совершают насильственные действия. В статье 22 также указан ряд ограничений по использованию специальных средств.

Например, нельзя бить человека палкой по голове, ключице, животу, половым органами, в область сердца. Запрещено использовать водометы, если на улице морозная температура. Средства принудительной остановки транспорта не допускается применять в горной местности или при плохой видимости.

Полицейский может задействовать огнестрельное оружие, соблюдая предписания статьи 23 Закона о полиции. В ней указано, что к подобной мере сотрудники правоохранительных органов могут прибегать, чтобы:

Огнестрельное оружие запрещено использовать в отношении к беременным женщинам, инвалидам или несовершеннолетним при наличии явных признаков или знании того, что они относятся к вышеперечисленным категориям. Единственное исключение – если они оказывают вооруженное сопротивление, которое представляет риск для жизни сотрудника полиции или других граждан. Также запрещено применять огнестрельное оружие, если вокруг имеется большое скопление людей, и в результате действий полицейского могут пострадать невинные граждане.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/sostav-objazannosti-prava-i-napravlenija-dejatelno/

Особенности и права полиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here