Отказ в прямом возмещении убытков

Помощь по теме: "Отказ в прямом возмещении убытков" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

ВС РФ обновил разъяснения по ОСАГО

asbesto_cemento / Shutterstock.com

Особенности применения судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже разъяснялись Верховным Судом Российской Федерации – в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2 (далее – Постановление № 2). Однако уже после принятия данного документа в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – закон об ОСАГО) были внесены существенные изменения. Так, с 1 января текущего года страховщики обязаны заключать договор ОСАГО в электронном виде с каждым лицом, обратившимся с соответствующим заявлением. С 28 апреля применяется правило о приоритете натурального возмещения причиненного ряду автомобилей в результате ДТП вреда (п. 15.1 ст. 12 закона об ОСАГО).

В связи с этим ВС РФ утвердил новое постановление – Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 (далее – Постановление). Документ содержит в себе не только рекомендации по применению нововведений, но и уточненные позиции Суда по применению норм, уже действовавших на момент вынесения предыдущего постановления, хотя большинство положений Постановления № 2 перенесено в него все же практически без правок. Среди наиболее важных можно выделить новые разъяснения по следующим вопросам.

Заключение договора ОСАГО. По общему правилу, заключение договора подтверждается наличием страхового полиса. Поскольку информация обо всех заключенных в электронном виде договорах ОСАГО должна включаться в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (ст. 30 закона об ОСАГО), ВС РФ рекомендует судам учитывать сведения о факте заключения договора и его условиях, представляемые профессиональным объединением страховщиков. В то же время отсутствие в указанной системе сведений о страховом полисе само по себе не может являться безусловным доказательством неисполнения обязанности по заключению договора страхования, этот факт должен оцениваться в совокупности с другими доказательствами, подчеркнул Суд (п. 8 Постановления).

Сообщение страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений с целью уменьшения размера выплачиваемой страховщику страховой премии, напомним, не является основанием для признания договора незаключенным и не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая. Но произведенную по такому договору страховую выплату страховщик может взыскать со страхователя в порядке регресса. Также – вне зависимости от наступления страхового случая – страховщик имеет право на взыскание неосновательно сбереженной страхователем в связи с представлением недостоверных сведений суммы (абз. 6 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). Однако если указанная сумма будет взыскана страховщиком до наступления страхового случая, он утрачивает право на предъявление регрессного требования к страхователю, так как страховая премия уплачена в полном объеме, считает ВС РФ (абз. 3 п. 9 Постановления).

Обращение к страховщику. Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и другие, необходимые в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, направляются страховщику или его представителю (абз. 3 п. 1 ст. 12 закона об ОСАГО). Перечень представителей страховщика, уполномоченных на осуществление страхового возмещения или прямого возмещения убытков, должен выдаваться страхователю одновременно со страховым полисом под расписку, отметил Суд (п. 21 Постановления). При этом во всех направляемых после подачи заявления о страховом возмещении документах должны содержаться сведения об этом заявлении, например указание на подразделение страховщика, в которое оно подано (п. 22 Постановления). Такое же правило, по мнению ВС РФ, страхователю нужно соблюдать и при подаче претензии страховщику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязательств. Предполагается, что это позволит страховщику соотносить поступившие документы с предыдущими обращениями данного страхователя.

Прямое возмещение убытков. Начиная с 26 сентября 2017 года прямое возмещение убытков, то есть предъявление потерпевшим требования о возмещении вреда своему страховщику, возможно в случае столкновения не только двух, но и большего количества транспортных средств (подп. «б» п. 1 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поскольку этот порядок применяется, только если гражданская ответственность владельцев всех ТС, пострадавших в ДТП, застрахована, Суд пояснил, как осуществляется страховое возмещение в случае, когда причинителем вреда не заключен договор ОСАГО. Указано, что вред, причиненный имуществу потерпевших, возмещается владельцами транспортных средств (по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ), вред жизни и здоровью – профессиональным объединением страховщиков, а при недостаточности соответствующей компенсационной выплаты для полного возмещения вреда – его причинителем (п. 27 Постановления).

Восстановительный ремонт. ВС РФ отметил, что, помимо организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик должен возместить потерпевшему – на основании его заявления – ряд иных расходов, в частности – на эвакуацию автомобиля с места ДТП, доставку пострадавшего в нем лица в больницу, проведение работ по восстановлению дорожных знаков и ограждений и т. д. (п. 50 Постановления). При этом расходы, необходимые для того чтобы привести автомобиль в доаварийное состояние, но не предусмотренные Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, не включаются в страховое возмещение. Такими расходами, по мнению Суда, является, например, восстановление аэрографии или других нанесенных на машину рисунков (п. 39 Постановления).

Если страховщик не исполняет свои обязательства по организации ремонта, потерпевший вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в форме страховой выплаты либо о понуждении страховщика к совершению требуемых действий, в том числе к выдаче направления на ремонт, указал ВС РФ (п. 52 Постановления). Кроме того, в этом случае может применяться так называемый астрент (ст. 308.3 ГК РФ) – суд вправе присудить в пользу потерпевшего денежные средства на случай неисполнения судебного акта.

Особое внимание уделено в Постановлении расчету стоимости восстановительного ремонта. Суд подчеркнул, что в отличие от общего правила, согласно которому размер расходов на замену комплектующих деталей определяется с учетом износа (п. 19 ст. 12 закона об ОСАГО), оплата стоимости обязательного восстановительного ремонта производится страховщиком без учета износа (п. 59 Постановления). Как отметил секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов, это правило – своего рода компенсация для владельцев ТС, которые не могут выбрать такой способ страхового возмещения, как получение страховой выплаты. Как отмечалось выше, с 28 апреля вред, причиненный легковому автомобилю, который находится в собственности физического лица и зарегистрирован в Российской Федерации, возмещается, за исключением ряда случаев, только путем проведения восстановительного ремонта (п. 15.1 ст. 12 закона об ОСАГО).

Читайте так же:  Медсправка 002 для продления разрешения на оружие

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О позиции ВС РФ по вопросам применения норм Гражданского кодекса о перемене лиц в обязательстве на основании сделки узнайте из новости.

Уступка требования. ВС РФ напомнил, что передача прав потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору ОСАГО возможна только с момента наступления страхового случая. Причем новый выгодоприобретатель может получить возмещение при соблюдении таких же, как были предусмотрены для первоначального выгодоприобретателя, условий. Например, он должен уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая, направить заявление о страховой выплате, представить имущество для проведения технической экспертизы, направить претензию, если это не сделал предыдущий выгодоприобретатель (п. 73 Постановления).

Такие права, как право потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, компенсацию морального вреда, получение взысканного со страховщика штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего и аналогичного штрафа за неисполнение требований потребителя не подлежат передаче по договору цессии. Однако уже присужденные суммы компенсации морального вреда и указанных штрафов могут быть переданы любому лицу, считает Суд (п. 71 Постановления).

Процессуальные вопросы. Ряд новых разъяснений посвящен процессуальным особенностям рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО. Отмечается, в частности, что обязательный досудебный порядок урегулирования споров считается соблюденным, если потерпевший не просто направил страховщику претензию и все необходимые документы, но и указал в них сведения, которые позволят соотнести претензию с предыдущими обращениями. В случае подачи иска о взыскании не только страхового возмещения, но и неустойки или иной финансовой санкции досудебный порядок считается соблюденным, если потерпевший обращался к страховщику лишь с требованием о страховой выплате (п. 93, п. 98 Постановления). Если же требования о взыскании неустойки и финансовой санкции заявляются после вступления в силу судебного решения о выплате страхового возмещения, потерпевший обязан направить их страховщику до обращения в суд. Кстати, при заявлении нескольких исков по одному договору нужно иметь в виду, что суд может признать такое деление требований искусственным и отказать в возмещении понесенных судебных издержек, сославшись на злоупотребление истцом процессуальными правами (п. 102 Постановления).

Источник: http://www.garant.ru/news/1157545/

ПВУ ОСАГО

Ст. 4 закона «Об ОСАГО» обязует всех автовладельцев оформлять полис страхования на машину. В рамках заключаемого договора пострадавший сумеет в случае ДТП воспользоваться системой прямого возмещения убытков, которая была запущена в 2009 и обновлена в 2014 году. Поэтому стоит детально разобрать условия выплат по этой программе, её главные отличия от основной версии и способы решения возможных проблем.

Что такое ПВУ по ОСАГО?

Понять, что скрывается под понятием «прямое возмещение убытков» (ПВУ), следует обратиться к толкованию этого значения в законе. В ст. 1 закона №40 «Об обязательном страховании владельцев транспортных средств» указывается, что это аналог компенсации ущерба, причинённого пострадавшему от страховой компании, с которой подписано соглашение.

При аварии или другом несчастном случае на дороге, клиент имеет право рассчитывать на:

  • денежное возмещение вреда;
  • выплату в результате ДТП из-за другого водителя;
  • страховку, когда нужен дорогой ремонт.

Следуя прежним правилам ОСАГО, пострадавший гражданин должен был обращаться за компенсацией исключительно к страховщику виновника. Но не всегда чужие компании добросовестно выполняли свои обязанности, и потерпевшие нередко сталкивались с проблемами.

Выявив эту тенденцию, правительство решило разрешить хозяевам автомобилей лично выбирать, кто возместит вред. Полностью пересмотрев «Закон об ОСАГО» в 2014 года ввели изменения в ст. 14.1, где предусматривали создание процедуры безальтернативного возмещения. Начиная с 2019 года, упомянутый норматив регламентируется п. 1-9, а прочие правовые и финансовые отношения между сторонами, контролируется ст. 183, 366 и 325 ГК РФ. Любая организация, которая входит в Российский Союз, обязана придерживаться данного соглашения (общие указания описаны в ст. 26.1).

Каков порядок возмещения?

Стандартный алгоритм получению ПВУ от страховщика в 2019 году состоит из следующих этапов:

Введение безальтернативного ПВУ повлекло за собой ряд изменений в условиях получения возмещения по ОСАГО:

  • запрещён выбор пострадавшим стороны, которая оплатит ущерб;
  • выплата недоступна для непрямых повреждений;
  • прицепы не приравниваются к участникам аварии.

Нововведение играет особую роль, ведь когда все требования выполнены, но страховщик оказался банкротом и лишился лицензии, пострадавшему гражданину всё равно отдадут деньги (согласно приложению №7 к «Соглашению о ПВУ»), а задолженные финансы возьмут из компенсационной базы РСА.

Как написать заявление?

Одновременно с собранным пакетом бумаг в страховую организацию необходимо отправить заполненное заявление, составленное по единому образцу. В нём непременно должны быть включены такие сведения, как:
  1. Полное наименование страховой компании.
  2. Персональная информация о заявителе (контакты, адрес, Ф. И. О. и пр.).
  3. Адрес регистрации пострадавшей стороны.
  4. Номера полисов ОСАГО.
  5. Данные о доверенном лице, если заявление подаёт компетентный юрист.
  6. Сведения о виновной стороне.
  7. Данные по ТС обоих участников аварии.
  8. Отчёт о понесённых расходах.
  9. Прочая информация о случившемся ДТП.
  10. Подпись заявителя и дата передачи документа.

В крупных страховых организациях клиентам сразу при обращении выдаются готовые образцы заявлений на возмещение ущерба – остаётся только заполнить его. Во время составления заявления главный критерий оценки нанесённого – тяжесть последствий ДТП. В итоге, чем больше информации предоставит пострадавшая сторона, тем выше шансы на получение компенсации.

Как заключить соглашение?

Самая элементарная схема урегулирования дела с непредвиденной аварией на дороге представляет собой распространенную и максимально удобную практику на территории РФ. Согласно правилам выдачи ПВУ, контракт заключается между членами профессионального объединения страховщиков.

По факту нахождения истинного виновника ДТП службой ГИБДД, страховщиком проводится единый расчёт убытков. В таком процессе участвует компания, в перспективе возмещающая убытки, и фирма, чей клиент оказался виновником аварии.

Компенсация убытков происходит по 2 направлениям: по требованию пострадавшей стороны или на базе усреднённых требований за отчётный срок. А само членство в профессиональном объединении накладывает на обе организации определённые обязанности: они не имеют права добровольно отказаться от подобного соглашения.

От чего будет зависеть сумма выплат?

Итоговый размер предстоящего возмещения – общая цена всего ремонта повреждений, как результата транспортного происшествия. Для правильного расчёта суммы, к делу привлекается независимая оценочная компания. Она учитывает все повреждения и выносит окончательный вердикт о том, насколько тяжелые последствия ДТП для гражданина. Но на финальное решение консультанта могут повлиять такие факторы:

  • общий характер повреждений;
  • состояние автомобиля (износ до момента ЧС);
  • начальная стоимость машины;
  • условия регистрации транспортного средства;
  • нюансы выдачи талона ОСАГО;
  • водительский стаж хозяина полиса.
Читайте так же:  Постановление комиссии по делам несовершеннолетних района

В стране действует единая система учёта повреждений: именно она определяет будущую сумму компенсации. Алгоритм был утверждён ещё в 2014 году ЦБ РФ, а на её окончательный результат влияет только акт, составленный работниками ГИБДД на месте аварии.

Что, если размер выплат слишком мал?

Учитывая, что отечественное законодательство предусмотрело обязательность и безальтернативность выплат по страховому случаю, страховые фирмы порой пытаются занизить сумму. В результате разница в компенсациях между стандартным возмещением и выплатой за счёт ПВУ может составлять почти 30%.

Если после ДТП автомобиль очень сильно повреждён, а сумма, выделенная организацией, не сумела покрыть все расходы, пользователь вправе обратиться в суд – только там он способен отстоять свои интересы. Заодно можно обратиться в РСА с жалобой (через онлайн форму на сайте) и запросить повторное рассмотрение дела. В новом заявлении пострадавшая сторона требует не просто большие выплаты, но и покрытие судебных издержек и расходов на независимую экспертизу.

В каком случае платить должен виновник?

По факту в случае ДТП именно клиент страховой запрашивает помощь в виде ПВУ. Поэтому на момент вынесения решения, имя виновника аварии уже известно. А когда водитель не имеет полис автострахования, то для него автоматически исключается сам вариант соглашения между сторонами одного объединения.

Бывают ещё и случаи, когда вообще не привлекается ни одна фирма для получения денежной выплаты. Если виновник дорожного происшествия не имеет ОСАГО на руках, он должен полностью возместить причинённый вред за свой счёт. Но на практике такие дела часто доходят до судебного разбирательства.

Главное отличие альтернативного ПВУ от безальтернативного

ПВУ условно делится на 2 формата: альтернативное и безальтернативное. С 2009 года в России действует прямое урегулирование вопросов о компенсациях со страховыми компаниями. В первом случае, пострадавший при ДТП водитель обращается к фирме виновной стороны, ведь именно их клиент стал причиной аварии. Подобный вариант получения выплат является классическим. А альтернативное ПВУ получают, когда пострадавший гражданин обращается напрямую в свою собственную компанию.

Основная разница между стандартным страховым возмещением и ПВУ заключается в том, что в этих ситуациях денежная поддержка поступает от разных организаций.

Именно введение безальтернативного ПВУ позволило обеспечить пострадавшему в аварии человеку гарантию того, что его страховщик не откажется принимать заявление на компенсацию. При наличии оснований компания может законно отказать в выплате, но вот принять заявку должна в любом случае. Но теперь автолюбителю придётся гораздо тщательнее выбирать для себя подходящую компанию, поскольку от уровня её надёжности зависит риск возникновения проблем со страховыми выплатами в будущем.

Какие понадобятся документы?

Стоит выделить 2 пакета документов, которые априори может запросить страховщик: обязательный и дополнительный. В первый список бумаг, которые непременно придётся предъявить при оформлении ПВУ, входит:

  1. Заявление.
  2. Паспорт гражданина РФ.
  3. Копия водительских прав.
  4. Действующий полис ОСАГО.
  5. Извещение о ДТП.
  6. Справка из Госавтоинспекции.
  7. Копия протокола от сотрудника ГИБДД (или Евпропротокол).
  8. Оценка с рекомендуемой суммой на ремонт.

Иногда при прямом возмещении убытков по ОСАГО в 2019 году, фирма имеет право попросить у клиента более расширенный перечень:

  • копия полиса ОСАГО от заявителя;
  • доверенность (если ездит другая особа);
  • банковские реквизиты счёта.

Страховая организация обязана принимать документацию от клиента по специальному акту, где отражён полный перечень требуемых бумаг. Непременно составляют 2 экземпляра акта (по одному для каждой стороны) приёма обращения. Данный метод подтверждения передачи документов гарантирует водителю то, что ничего не потеряется. ПВУ по полису ОСАГО напрямую зависит от того, насколько быстро будет собран пакет необходимых документов.

В каком случае не придётся рассчитывать на выплату?

Существуют ситуации, когда организация может отказать в компенсации ущерба собственному клиенту и перенаправит его в другую компанию страховщика. Полный список таких случаев (на основании приложения №7 к «Соглашению о ПВУ») можно представить так:
  1. Заявление об аварии уже подано в фирму виновника ДТП.
  2. Оба участника воспользовались процедурой упрощённого оформления без вызова ГИБДД, но некорректно заполнили оба экземпляра или имеют разногласия об обстоятельствах и характере ущерба машинам.
  3. Клиент добивается только возмещения морального вреда (в том числе и для окружающей среды) или упущенной выгоды.
  4. Авария произошла в ходе соревнований, испытаний или учебной езды.
  5. Причинён вред антикварным предметам, ценным бланкам, предметам религиозного характера или произведениям интеллектуальной собственности.
  6. Факт нарушения правил дорожного движения, повлекшего ДТП, оспаривается в судебном порядке.
  7. Страховщика уведомили несвоевременно о наступлении страхового случая.

Стоит также учесть, что невозможность урегулировать убыток по прямому возмещению иногда связана с тем, что представляемые потерпевшим документы содержат неточности и ошибки. А это неизменно приводит к отправке недостоверной информации страховщику и проблемам в попытке мирно урегулировать страховой случай с авто.

Источник: http://autourist.expert/strahovanie/osago/pvu-osago.html

Что делать, если официально отказали в возмещении убытков? Как добиться справедливости?

Обычно страховые компании не отказывают в выплате без оснований, но бывает всякое. Не стоит расстраиваться после получения письменного отказа в возмещении ущерба, ведь его можно обжаловать. Как заставить страховую компанию соблюдать закон и условия договора?

На любые неправомерные действия страховой компании можно пожаловаться в Центробанк. Специалисты этого учреждения проверят соответствие решения об отказе условиям страхования и действующим законам. При наличии нарушений страховую компанию обяжут их устранить.

Однако подобное развитие событий противоречит интересам автовладельца. Если он, минуя Центробанк, сразу обратится к финансовому омбудсмену или в суд, страховая компания не только выплатит возмещение, но и заплатит штраф. Размер такой дополнительной выплаты зависит от следующих факторов.

  1. Вид страхования.
  2. Срок рассмотрения убытка.
  3. Величина ущерба.

Таким образом, выгоднее обращаться не в Центробанк, а сразу к финансовому омбудсмену.

При этом следует учесть существующий порядок досудебного разрешения споров, касающихся автострахования. Чтобы адекватно оценить перспективы тяжбы со страховщиком, автовладельцу нужно знать, в каких случаях практически нет шансов на успех. Следует рассмотреть законные основания для отказа как по КАСКО, так и по ОСАГО, ведь страховщики могут использовать различные аргументы в зависимости от вида страхования.

Отказ в выплате по ОСАГО

Стоит сразу упомянуть про все случаи, когда автовладелец вправе получить возмещение по автогражданке. Итак, страховая компания обязана возместить ущерб, если:

  • причинён вред здоровью либо жизни людей;
  • повреждено какое-либо имущество, включая транспорт.
Читайте так же:  Административные правонарушения против несовершеннолетних

Кроме того, собственник машины может компенсировать расходы, связанные со страховым случаем. В частности страховая компания обязана возместить затраты на:

  • эвакуацию транспорта с места аварии;
  • хранение повреждённого транспорта;
  • доставку граждан в лечебное учреждение.

Получить возмещение за вред имуществу может гражданин, признанный потерпевшим в дорожной аварии, но только если у виновника есть полис ОСАГО . В случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего выплата производится даже при отсутствии у виновника ДТП полиса ОСАГО, как и в случае, когда виновник происшествия не установлен. Такие выплаты называются компенсационными, их производит Российский Союз Автостраховщиков.

Что касается причин для отказа в возмещении ущерба, то страховая компания вправе отказать потерпевшему исключительно в следующих случаях.

  • Умысел потерпевшего, включая фальсификацию факта дорожной аварии.
  • Ядерный взрыв либо действие радиации.
  • Военные действия или мероприятия.
  • Народные волнения, забастовка или гражданская война.
  • Действие непреодолимой силы.

В иных случаях, в том числе при отсутствии каких-либо документов, страховая компания может только отсрочить возмещение ущерба. Таким образом, если в письменном отказе не фигурирует какая-либо причина из вышеприведённого списка, автовладелец наверняка выиграет спор у омбудсмена или судебный процесс.

Источник: http://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_osporit_otkaz_v_vyplate

Отказ в прямом возмещении убытков

В данной статье описываются вопросы прямого возмещения убытков по ОСАГО, актуальные в 2018 году. Рассматриваются ситуаций, при которых имели место отказы страховых компаний и судебных инстанций компенсировать убытки, причиненные в результате ДТП, при обращении потерпевшего в свою страховую компанию по ОСАГО.

А также описывается как защитить свои права и взыскать со страховой компании не только убытки, но и неустойку, штраф, а также компенсацию морального вреда.

Содержание статьи:

Обязательные условия для обращения потерпевшего в свою страховую компанию по ОСАГО.

Сегодня все автомобилисты знают, что при причинении убытков в результате дорожно-транспортного происшествия потерпевший, по общему правилу, обращается с соответствующим заявлением о страховой выплате в страховую компанию, застраховавшую гражданскую ответственность лица, причинившего вред (ОСАГО).

Но многие водители так же уверены, что могут всегда обратится за компенсацией и в свою страховую компанию по ОСАГО. На самом деле, законодатель существенно ограничил перечень случаев, когда это возможно.

Рассмотрим законные основаниях обращения в свою страховую компанию. Их нужно знать, чтобы грамотно отстаивать свои права, в том числе, в тех ситуациях, когда недобросовестно действуют сами страховые компании.

Во-первых, право потерпевшего предъявлять требование о возмещении вреда в пределах страховой сумму непосредственно своему страховщику по ОСАГО закреплено в общих положениях п. 4 ст. 931 Гражданского кодекса РФ.

Во-вторых, указанное право дублируется в общих положения специального закона об ОСАГО, в п. 1 ст. 12 федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон об ОСАГО): в указанных законом случаях, потерпевший вправе обратится с заявлением о страховой выплате в связи с причинением вреда имуществу к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего. И здесь сразу обратите внимание, что речь идет только о причинении вреда имуществу, что исключает требование о компенсации вреда жизни и здоровью. При этом, требование потерпевшего к своей страховой компании по ОСАГО именуется заявлением о прямом возмещении убытков.

И в-третьих, п. 1 ст. 141 Закона об ОСАГО закрепляет два обязательных условия, без соблюдения которых потерпевший не имеет права заявлять о прямом возмещении убытков:

1) вред причинен только транспортному средству;

2) вред транспортному средству потерпевшего причинен в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств.

Другими словами, речь идет о тех случаях, когда в результате ДТП причинены убытки только в виде повреждения автомобиля или иного транспортного средства, а причиной повреждения является факт столкновения с другим транспортным средством (или несколькими транспортными средствами).

При этом обратите внимание, что в отношении дорожно-транспортных ситуаций, произошедших до 25 сентября 2017 года, обязательным условием являлось столкновение только двух транспортных средств (федеральный закон от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»»).

Таким образом, при отсутствии хотя бы одного из предусмотренных условий, заявление о страховой выплате должно быть подано в страховую компанию, застраховавшую гражданскую ответственность причинителя вреда.

Взаимодействие транспортных средств или почему отказывают в прямом возмещении убытков. Судебная практика

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе об ОСАГО не раскрывается, что понимать под взаимодействием (столкновением) транспортных средств. По этой причине, суды при рассмотрении споров о взыскании страховой суммы по-разному толкуют те или иные дорожно-транспортные происшествия.

Спорным является вопрос о том, обязательно ли для признания факта взаимодействия (столкновения) транспортных средств устанавливать непосредственный контакт между автомобилями. Например, подойдет ли под взаимодействие случай ухода водителя от столкновения с автомобилем, выехавшим на полосу встречного движения, в результате которого потерпевший врезается в дерево и опрокидывается.

Так, судебными инстанциями Астраханской области под взаимодействием источников повышенной опасности (транспортных средств) понимается не только столкновение, но и иные виды взаимодействия. Что означает необязательность факта непосредственного контакта (столкновения) автомобилей в ДТП.

Однако, с данными выводами не согласился Верховный Суд РФ, указав, что при причинении вреда в отсутствии контактного взаимодействия между транспортными средствами участников дорожно-транспортного происшествия не соблюдается одно из условий прямого возмещения убытков – нет взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств.

Указанные выводы основываются на определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 25-КГ17-1 от 11 апреля 2017 года.

Таким образом, одним из обязательных условий обращения с заявлением о прямом возмещении убытков является факт контактного взаимодействия между транспортными средствами участников дорожно-транспортного происшествия. В противном случае нужно обращаться в страховую компанию виновника ДТП.

Наличие сомнений в невиновности потерпевшего при ДТП не является основанием для отказа в выплате компенсации

Достаточно распространены случаи отказа в выплате страхового возмещения, в том числе, при прямом возмещении убытков, с формулировкой «наличие вины потерпевшего в совершении дорожно-транспортного происшествия» в ситуациях, когда вина другого участника ДТП уже установлена.

С точки зрения закона такой отказ заранее незаконен!

Согласно абзацу 1 п. 22 ст. 22 Закона об ОСАГО, если установлена обоюдная вина участников дорожно-транспортного происшествия, страховые компании обязаны выплачивать страховые выплаты по возмещению вреда, причиненного в результате такого ДТП, с учетом установленной судом степени вины каждого из застрахованных лиц.

Читайте так же:  Исковое заявление от руки

В соответствии с абзацем 4 п. 22 ст. 22 Закона об ОСАГО, если степень вины каждого участника ДТП не установлена, страховые компании застрахованных по ОСАГО лиц несут обязанность по возмещению вреда в равных долях.

Указанные положения закона подтверждаются и судебной практикой. Так, в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» указано, что право на получение страховой выплаты сохраняется и при невозможности определить степень вины каждого из водителей – участников дорожно-транспортного происшествия.

Таким образом, даже если имеются основания для признания виновными в ДТП нескольких участников, страховые компании обязаны выплачиваться страховое возмещение либо в равных долях от размера, понесенного каждым из водителей ущерба, либо пропорционально степени вины каждого участника дорожно-транспортного происшествия.

Если потерпевший не согласен с размером страхового возмещения, он вправе его обжаловать в суд и взыскать недостающую часть. В таком случае, необходимо будет доказать степень вины лиц, признанных ответственными за причиненный вред, и взыскать со страховой компании страховую выплату с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых застрахована. При этом, следует учитывать, что обращение в суд с самостоятельным заявлением об установлении степени вины каждого участника ДТП законодательством не предусмотрено.

Сомнения в невиновности потерпевшего при ДТП не освобождают страховщика от выплаты неустойки, штрафа и морального вреда. Это Ваше право!

При рассмотрении требований о взыскании страхового возмещения со страховой компании, в том числе в порядке прямого возмещения убытков, в судебном порядке, страховщики настаивают на отсутствии ответственности за несвоевременность выплаты страхового возмещения при обоюдной виновности участников дорожно-транспортного происшествия.

При этом суды достаточно часто поддерживают позицию страховых компаний, утверждающих, что вина участников ДТП устанавливается только в ходе рассмотрения гражданского дела. Поскольку до вынесения судебного решения невозможно установить степень вины каждого из участников ДТП. Следовательно, ни о какой неустойке, штрафе и моральном вреде речи быть не может.

Однако данный вывод не основан на нормах действующего законодательства.

Как было подробно описано выше, даже при наличии у страховой компании сомнений в отсутствии вины потерпевшего при ДТП (или другими словами, имеет место обоюдная вина участников ДТП), если имеются данные о виновности другого участника ДТП, страховщики обязаны произвести страховые выплаты.

Основание освобождения страховой компании от ответственности в случаях отказа добровольно произвести выплату страхового возмещения (или другими словами, при несвоевременности выплаты) сформулировано в абзаце 3 п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58: страховая компания освобождается от ответственности, если выполнено обязательство по выплате страхового возмещения в равных долях от размера понесенного каждым из водителей – участников дорожно-транспортного происшествия ущерба. В противном случае, страховая компания обязана выплатить по решению суда неустойку, штраф и компенсацию морального вреда в пользу потерпевшего.

Данный вывод подтверждается определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 9-КГ17-16 от 19 декабря 2017 года.

Выводы

Установленное законом право прямого возмещения убытков в рамках отношений ОСАГО имеет ряд законодательных условий и множество особенностей, связанных с применением закона на практике в виду многообразия жизненных ситуаций.

Игнорирование права на квалифицированную юридическую помощь может обернуться для автолюбителей значительными материальными убытками.

Источник: http://uristnet.ru/pryamoe-vozmeshhenie-ubytkov-po-osago-is/

Что такое ПВУ: прямое возмещение убытков и порядок его оформления

ОСАГО является обязательным полисом страхования собственного автомобиля. Если случилось ДТП или другое происшествие, владелец транспортного средства вправе рассчитывать на ПВУ по своему талону ОСАГО. Прямое возмещение всех убытков зависит от деталей дорожно-транспортного происшествия.

Что такое прямое возмещение убытков по ОСАГО?

Страхование в России является слаженной системой, защищающей не только водителя, но и всех участников дорожного движения. В случае ДТП или другого несчастного случая на дороге, клиент страховой рассчитывает на ПВУ. Что это такое:

  • возмещение вреда;
  • компенсация за полученные повреждения в результате ДТП из-за неосторожности другого водителя;
  • страховка на тот случай, когда нужен серьезный и дорогостоящий ремонт транспортного средства.

В законодательных нормах прописано не только, что значит покрытие ущерба по полису ОСАГО, но и для каких случаев оно применяется.

Для назначения суммы компенсации в договоре со страховой компанией определяют только 2 случая – когда авария случилась только с одним автомобилем и, когда в результате происшествия пострадало 2 и больше транспортных средств.

ПВУ означает полное или частичное покрытие убытков. В таком деле важны все детали и последствия происшествия на дороге. Сумма выплат зависит от количества пострадавших машин и от того, насколько сам водитель был виновен в случившемся.

Порядок прямого возмещения убытков по ОСАГО

У стандартной процедуры есть свои последовательные этапы. Суть ПВУ в ОСАГО заключается в том, что покрытие ущерба после аварии не нужно требовать у другой организации – она заключила договор с виновником ДТП. Такое возмещение клиент просит у своей же страховой. Процедура создает меньше стресса для пострадавшей стороны.

Процесс компенсации нанесенного вреда определяется законодательно – ЗФ Об ОСАГО.

Для осуществления всего процесса должен быть определен виновник ДТП. Вынесенное решение позволит получить выплаты. Наличие страховых полисов у всех участников происшествия – еще один благоприятный фактор для таких дел.

Заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО

Собранный пакет документов направляется в страховую организацию с заполненным заявлением единого образца. В нем содержатся такие важные сведения:

  • название компании, выдавшей полис;
  • данные пострадавшего;
  • данные об автомобиле пострадавшего;
  • информация о случившемся ДТП;
  • информация о повреждениях.

В крупных страховых фирмах выдаются готовые образцы заявлений на возмещение ущерба – клиенту остается только заполнить его. Важный критерий оценки вреда – тяжесть последствий аварии.

Чем больше информации предоставит пострадавшая сторона, тем больше у нее шансов на получение компенсации.

Если после ДТП автомобиль находится в исправном состоянии, но на нем есть повреждения, в заявлении указывается месторасположение транспортного средства. Такие сведения необходимы, чтобы представитель страховой фирмы оценил состояние автомобиля.

Заключение соглашения о прямом урегулировании убытков по ОСАГО

Прямое урегулирование дела представляет собой распространенную и максимально удобную практику в России. По правилам выдачи ПВУ соглашение заключается между членами профессионального объединения страховщиков.

По факту определения виновника аварии службой ГИБДД страховой фирмой проводится единый расчет убытков. В таком процессе участвует страховщик, в будущем возмещающий убытки, и страховщик, чей клиент стал виновником ДТП.

Читайте так же:  Резерв по незавершенным судебным разбирательствам

Покрытие убытков происходит по 2 сценариям – по требованию пострадавшей стороны или исходя из числа удовлетворенных требований за отчетный период: средняя выплата по страховым полисам по типичным признакам ДТП. Членство в профессиональном объединении накладывает на страховщиков определенные обязанности: они не вправе добровольно отказаться от такого типа соглашения.

От чего зависит сумма?

Для расчета общей суммы выплат к делу привлекается независимая оценочная компания. Она суммирует все повреждения и выносит окончательное решение – насколько тяжелые последствия аварии для клиента страховой.

Что влияет на решение консультанта по оценке вреда:

  • характер повреждений;
  • состояние автомобиля, износ до аварии;
  • начальная стоимость транспортного средства;
  • условия регистрации автомобиля;
  • условия выдачи талона ОСАГО;
  • водительский стаж владельца полиса.

В России есть единая система расчета повреждений. Она определяет общую сумму компенсации. Система для расчета была утверждена в 2014 году Банком России. На ее окончательный результат влияет только акт, составленный сотрудниками ГИБДД на месте ДТП.

Сумма компенсации – общая стоимость всего ремонта повреждений, как результата транспортного происшествия. Страховая не должна возмещать ущерб, нанесенный автомобилю до ДТП.

Что делать если выплаты не хватает?

Если в результате ДТП автомобиль сильно пострадал, а сумма, определенная компанией не покрывает расходы, клиент вправе обратиться в суд. Только в таком порядке он способен отстоять свои интересы.

Обращение в РСА с жалобой поможет запросить повторное рассмотрение дела. Для подачи электронной жалобы, пострадавшая сторона заполняет готовый образец на официальном сайте РСА.

Чтобы подать жалобу, необходимо знать свою СК

Для подачи иска в суд клиент компании предварительно проводит еще одну оценку. Он нанимает независимого оценщика. На основе его отчета составляется исковое заявление.

Если оценка независимой компании и СК мало чем отличается, нет смысла подавать исковое заявление. В заявлении пострадавшая сторона требует не только возмещение ущерба, но и покрытие судебных издержек и расходов на независимую экспертизу.

Когда платить должен виновник?

По факту аварии клиент страховой запрашивает ПВУ. На момент вынесения решения СК имя виновника аварии уже известно. Если виновник не имеет полис автострахования, автоматически исключается вариант соглашения между сторонами одного профессионального объединения.

В страховании есть случаи, когда не привлекается ни одна организация для получения компенсации. Если виновник дорожно-транспортного происшествия не имеет полиса, он должен полностью возместить причиненный вред за свой счет.

Такие дела часто доходят до судебного разбирательства. Похожие условия получения компенсации при наличии недействительного полиса у виновника аварии: только обращение в суд позволит восстановить справедливость.

Отличие альтернативного ПВУ от безальтернативного

ПВУ условно делится на 2 типа – альтернативное и безальтернативное. С 2009 года на территории России действует прямое урегулирование вопросов об убытках со страховыми компаниями.

В первом случае пострадавшая сторона обращается к компании виновной стороны – их клиент стал причиной аварии. Такой путь получения компенсации является классическим.

Альтернативное ПВУ получают другим путем – пострадавший обращается в свою собственную компанию.

С 2014 года во избежание обмана клиента со стороны страховой компании была введена еще одна система возмещения ущерба – ее назвали безальтернативной.

По такой системе клиент страховой компании обязан получить компенсацию только в организации, где он подписал договор ОСАГО: вне зависимости от того вызвали или не вызывали представителя компании на место происшествия.

Какие нужно предоставить документы?

Доказательная база для получения выплат в качестве возмещенного ущерба состоит из пакета собранных документов. К нему прикрепляется заявление.

Основные документы для подачи заявления:

  • паспорт;
  • копия водительских прав;
  • полис;
  • извещение об аварии;
  • справка, полученная в Госавтоинспекции;
  • оценочная справка с предположительной сумой на ремонт;
  • банковские реквизиты.

Прямое возмещение убытков по полису ОСАГО напрямую зависит от того, как быстро клиент соберет пакет необходимых документов.

Сколько ждать возмещения убытков?

Срок ожидания рассчитывается от момента подачи заявления с собранными документами. Клиенту придется ждать решения СК после проведения оценки: нельзя сразу получить компенсацию.

По факту вынесенного решения согласно законодательству России пострадавшая сторона вправе получить назначенную сумму в тридцатидневный срок – со дня подачи заявления.

Альтернативный вариант получения компенсации – страховая сразу перечисляет сумму в службу техобслуживания, где автомобиль будет проходить ремонт. Условия выдачи компенсации согласовываются по договоренности между страховой организацией и ее клиентом.

Когда не придется рассчитывать на ПВУ?

Закон об ОСАГО определяет случаи, когда ПВУ не оплачивается. Причина отказа предоставляется в письменном виде с пояснением.

Почему страхователь не получает компенсацию:

  • на месте аварии сотрудники ГИБДД допустили ошибки в составлении протокола – он является недействительным и исключается из дела страховой компании;
  • одновременное обращение клиента в свою СК и в компанию, чей клиент виновник происшествия на дороге;
  • еще один случай, когда клиент получает отказ в выплате компенсации – виновник аварии так и не был установлен или следствие продолжается;
  • страховая организация не обязана выплачивать моральный ущерб: для получения такой компенсации пострадавшей стороне придется обратиться в суд;
  • если срок обращения в СК истек, пострадавший не вправе претендовать на возмещение любого ущерба.

Страховая организация не занимается возмещением ущерба, если авария произошла во время учений или в результате несоблюдения правил соревнований.

Если страховая компания отказывается возмещать полученный ущерб, единственный выход для пострадавшей стороны – обратиться в компанию виновника происшествия на дороге.

Судебная практика

Вопросы возмещения убытков рассматриваются в судебном порядке. В таких делах имеет значение факт совершенного преступления – один из водителей виноват и из-за его действий у других участников дорожного движения есть доказанный ущерб.

Статистика судебной практики показывает, что добиться справедливости в суде проще, чем при договоренности двух сторон. В суде пострадавшая сторона предъявляет доказательства, и вправе требовать возмещение и морального ущерба.

Видео (кликните для воспроизведения).

ОСАГО является обязательным страховым талоном для водителя. Такой полис предполагает перекрытие ущерба в тех ситуациях, когда случилась авария, и автомобильному средству был нанесен ущерб.

Для решения возникшей проблемы есть несколько вариантов – получение компенсации от своей СК или от компании виновника аварии.


Источник: http://avtojur.com/strahovanie/osago/chto-takoe-pvu
Отказ в прямом возмещении убытков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here