Ответственность за нарушение норм экологического права

Помощь по теме: "Ответственность за нарушение норм экологического права" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Штрафы за нарушение экологического законодательства

Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Читайте так же:  Понятие предмет объект судебной экспертизы

Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

Источник: http://ecobez.ru/shtrafy-za-narushenie-jekologicheskogo-zakonodatelstva/

Ответственность за нарушение экологического зако­нодательства (эколого-правовая ответственность)

Эколого-правовая ответственность — это правовое последст­вие нарушения экологического законодательства и заключается в применении к нарушителям органами государства установлен­ных в законодательстве мер принудительного воздействия.

Основанием эколого-правовой ответственности по общему правилу является экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), причинившее или могущее причинить вред окружающей среде (ее объектам), здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, т.е. охраняемым законом общественным интересам. Такая от­ветственность предусматривает возложение обязанности пре­терпевать неблагоприятные последствия, вызванные соверше­нием экологического правонарушения.

Различают следующие виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства: администра тивную, уголовную, гражданскую, дисциплинарную.

Административная ответственность означает примене­ние компетентными органами и должностными лицами в уста­новленном порядке административных взысканий к нарушите­лям в сфере использования природных ресурсов и охраны окру­жающей среды.

Читайте так же:  Заявление на судебные расходы в гражданском процессе

Субъектами административных экологических правонару­шений по административному законодательству выступают граждане и должностные лица.

Административная ответственность в области охраны окру­жающей среды применяется специально уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами). Круг таких органов (должностных лиц) определен в КоАП. Органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды Республики Беларусь вправе рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях в области использования и охра­ны земель, недр, поверхностных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также за нарушение норм экологической безопасности и порядка обращения с отходами, выявленных этими органами.

За нарущение законодательства об охране окружающей среды органы административной юрисдикции могут применять следующие взыскания: предупреждение, штраф, конфискация или возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права (например, пра­ва на охоту).

K юридическим лицам, не являющимся субъектами админи­стративных правонарушений, при нарушении требований в об­ласти охраны окружающей среды применяются такие меры, как ограничение или приостановление работы, лишение разреше­ний (лицензий) на занятие определенной деятельностью.

K уголовной ответственности привлекаются лица, винов­ные в совершении преступления против экологической безопас­ности и природной среды.

Преступления против экологической безопасности и при­родной среды — это совершенные умышленно или по неосто­рожности общественно опасные деяния, причинившие или могу­щие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружаю­щей среды, независимо от форм собственности.

Значимость охраны окружающей среды, экологических отношений предопределила выделение отдельного раздела и главы «Преступления против экологической безопасности и природной среды» (ст.

Ст. 263. Умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов.

Ст. 264. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

Ст. 265. Нарушение требований экологической безопасности.

Ст. 266. Прием в эксплуатацию экологически опасных объ­ектов.

Ст. 267. Непринятие мер по ликвидации последствий нару­шений экологического законодательства.

Ст. 268. Сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды.

Ст. 269. Порча земель.

Ст. 270. Уничтожение либо повреждение торфяников.

Ст. 271. Нарушение правил охраны недр.

Ст. 272. Загрязнение либо засорение вод.

Ст. 273. Нарушение правил водопользования.

Ст. 274. Загрязнение атмосферы.

Ст. 275. Загрязнение леса.

Ст. 276. Уничтожение либо повреждение леса по неосторож­ности.

Ст. 277. Незаконная порубка деревьев и кустарников.

Ст 278. Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами.

Ст. 279. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами.

Ст. 280. Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений.

Ст. 281. Незаконная добыча рыбы или водных животных.

Ст. 282. Незаконная охота.

Ст. 283. Нарушение правил охраны рыбных ресурсов и вод­ных животных.

Ст. 284. Нарушение ветеринарных правил.

Необходимо сделать уточнение, что уголовная ответствен­ность за нарушение экологических отношений предусмотрена не только статьями раздела IX главы 26, но и другими нормами УК. Так, например:

Ст. 303. Нарушение правил безопасности горных или строи­тельных работ.

Ст. 305. Нарушение проектов, норм и стандартов при произ­водстве строительно-монтажных работ.

Ст. 308. Несообщение информации об опасности для жизни людей.

Ст. 320. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

Ст. 326. Нарушение правил радиационного контроля.

Ст. 336. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

Гражданско-правовая ответственность — это основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонаруши­теля, выражающееся в лишении его определенных имуществен­ных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Применительно к экологическому законодательству граждан­ско-правовая ответственность заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей сторо­не имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки), причиненный в результате наруше­ния правовых требований по охране окружающей среды.

По общему правилу привлечение к административной и уголовной ответственности не освобождает нарушителя от воз­мещения имущественных убытков, причиненных его противо­правными действиями. K регулированию отношений по возме­щению вреда, причиненного экологическими правонарушения­ми, применимы общие положения гражданского права об обя­зательствах вследствие причинения вреда.

Вред, причиненный окружающей среде посредством ее за­грязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разру­шения компонентов природной среды, природных и природно­антропогенных объектов, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его при­чинившим, добровольно или по решению суда в порядке, уста­новленном законодательством.

Вред, причиненный личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, под­лежит возмещению в полном объеме. Размер и порядок возме­щения вреда, причиненного личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, оп­ределяются в соответствии с ГК.

Видео (кликните для воспроизведения).

Компенсации подлежит и моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружаю­щую среду.

Источник: http://lawbook.online/prava-respubliki-osnovyi/otvetstvennost-narushenie-ekologicheskogo-42352.html

Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»

В юридической науке выделяется четыре вида юридической ответственности:

  1. административная ответственность;
  2. уголовная ответственность;
  3. гражданско-правовая ответственность;
  4. дисциплинарная ответственность.
Читайте так же:  Мнимая сделка пленум верховного суда

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливаюется следующие виды ответственности:

  1. имущественная;
  2. дисциплинарная;
  3. административная;
  4. уголовная ответственность.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.

Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Основание юридической ответственности за экологические правонарушения:

  • совершение экологического правонарушения — виновного противоправного деяния (действия или бездействия), нарушающего нормы экологического законодательства.

Исключением из общего правила является возможность привлечения к ответственности за правомерное поведение в случае причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц в результате эксплуатации источников повышенной опасности (объектов атомной энергетики, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений), при этом причинитель вреда возмещает вред в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства.

  • причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

Проблемы привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения:

  1. сложность определения в общем виде состава экологического правонарушения, который можно было бы распространить на экологические преступления, административные правонарушения, деликты и дисциплинарные проступки;
  2. сложность выделения родовых признаков в отношении объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Например, у экологических преступлений , за редким исключением, состав материальный, то есть преступление считается оконченным при наступлении вредных последствий , следовательно, в объективную сторону должны быть включены в качестве обязательных признаков вред и причинно-следственная связь между вредом и наступившими последствиями.

Для привлечения к гражданско-правовой ответственности наличие вреда также является обязательны м.

В отношении административных правонарушений законодательством установлены формальные составы , иными словами, доказательств факта наличия вреда окружающей среде и причинно-следственной связи не требуетс я.

Уголовная и административная ответственность

Одним из сложных практических вопросов является квалификация экологических правонарушений как уголовных преступлений или административных проступков. Высказываются мнения о латентности экологической преступности, поскольку в связи с трудностью доказывания умышленного совершения деяний и причинно-следственной связи между действием или бездействием и наступившими последствиями, на практике вместо уголовной ответственности виновное лицо нередко привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности.

В УК РФ и КоАП РФ в отношении экологических преступлений и правонарушений можно выявить похожие составы по способам описания диспозиций норм. К таким составам можно отнести, например, ст. 8.1. КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» и ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». И в том, и в другом случае ответственность наступает за нарушение правил охраны окружающей среды (экологических требований) на различных стадиях хозяйственной деятельности: проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий и иных объектов, с той лишь разницей, что для квалификации деяния как преступления, необходимо наступление вредных последствий в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Определенную ясность при квалификации деяний как экологических преступлений или административных правонарушений вносят разъяснения вышестоящих судов. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» указал, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

Таким образом, главное отличие экологических преступлений от административных проступков заключается в более высокой степени их общественной опасност и, кроме того, указанные экологические правонарушения отличаются по признакам их объективной стороны, предмету и формам вины.

Помимо уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения, устанавливается еще два вида ответственности – гражданско-правовая и дисциплинарная.

Гражданско-правовая ответственность

Если речь идет о возмещении вреда окружающей среде , то необходимо говорить о гражданско-правовой ответственности. Как показывается судебная практика и научные источники, сфера применения гражданско-правовой ответственности распространяется и на природоохранные отношения. Гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности и потому обладает всеми свойственными ей признаками: возможностью применения государственно-принудительного воздействия, а также санкций, являющихся мерами юридической ответственности.

Читайте так же:  Международная компенсация морального вреда

Содержанием гражданско-правовой ответственности является применение к правонарушителю санкций, которые вызывают отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения на правонарушителя новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.

В общем виде гражданско-правовую ответственность можно определить как претерпевание субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица.

В теории гражданского права в зависимости от основания возникновения гражданско-правовая ответственность подразделяется на:

  • договорную (по договору);
  • внедоговорную или деликтную (по закону).

Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности или имуществу потерпевшего вреда, не связанного с исполнением или ненадлежащим исполнением нарушителем обязанностей , лежащих на нем в силу договора с потерпевшей стороной, а также в тех случаях, когда исполнением договорных обязанностей причинен вред жизни или здоровью гражданина.

Основанием гражданско-правовой ответственности, как правило, является наличие в действии (бездействии) состава гражданского правонарушения. В некоторых случаях ответственность может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны лица, на которое она возлагается, в частности, за действия третьих лиц; поэтому в качестве оснований гражданско-правовой ответственности следует рассматривать не только правонарушения, но и иные обстоятельства, прямо предусмотренные законом или договором .

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения наступает при неисполнении трудовых, служебных обязанностей. Применение дисциплинарной ответственности регламентируется ТК РФ и соответствующими специальными нормативными актами локального характера — уставами, правилами внутреннего распорядка, коллективным договором и т.п.

Фактическим основанием дисциплинарной экологической ответственности является дисциплинарный проступок, который предоставляет собой противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с выполнением экологических требований. Необходимо обратить внимание, что дисциплинарный проступок должен находиться в непосредственной связи с трудовой функцией работника, т.е. выражаться в неисполнении им своих должностных обязанностей.

В ст. 192 ТК РФ предусмотрены три разновидности дисциплинарных взысканий:

Этот перечень не является исчерпывающим: в Федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине может предусматриваться применение иных взысканий к работникам. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение, но его непредоставление не является препятствием для применения взыскания в отношении работника.
Особенностью дисциплинарных взысканий являются сроки их применения — не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по заявлению представительного органа организации по правилам, предусмотренным ст. 195 ТК РФ.

В юридической литературе нередко высказывалось мнение о наличии самостоятельной эколого-правовой ответственности , которая включает в себя имущественную, уголовно-правовую, административную и дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения. Но говорить о подобном понимании «эколого-правовой ответственности» можно лишь с точки зрения науки экологического права, как о комплексном институте, включающем в себя положения о различных видах юридической ответственности за экологические правонарушения.


Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/vidi-iuridicheskoy-otvetstvennosti-za-narushenie-zakonodatelstva-v-oblasti-ochrani-okruzhaiuschey-sredi

Экологическое правонарушение и ответственность за нарушение норм экологического права

Основанием ответственности является экологическое правонарушение. Экологическое правонарушение – это противоправное, наказуемое, виновное деяние юридического либо физического лица, которое противоречит требованиям экологического законодательства и посягает на установленный порядок природопользования и охраны окружающей среды.

Состав экологического правонарушения образуют: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Ответственность за нарушения норм экологического права – это претерпевание неблагоприятных последствий нарушения природоресурсного или природоохранного законодательства и заключается в применении к правонарушителю мер принудительного воздействия. Существует уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и специальная ответственность за экологические правонарушения.

Уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом за особо опасные экологические правонарушения. В УК установлена ответственность за преступления против экологической безопасности и охраны природной среды, к которым относится: умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов (ст. 263); нарушение требований экологической безопасности (ст. 265); порча земель (ст. 269) и т.д.

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому и юридическому лицу, совершившему административно-наказуемое деяние. Критерии разграничения административного и уголовного правонарушения:

– размер причиненного ущерба;

– причинение вреда здоровья.

Гражданско-правовая ответственность – имущественно-правовое воздействие на правонарушителя. Выражается в лишении определенных имущественных прав или в возложении определенных имущественных обязанностей. Основанием гражданско-правовой ответственности является причинение вреда окружающей среде. Вред окружающей среде – реальные или предполагаемые потери в природной среде. Вред делится на экологический и экономический. Существуют различные способы определения размера экологического ущерба.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена Трудовым кодексом и применяется за экологические дисциплинарные проступки, совершенные работниками организации в процессе выполнения своих трудовых обязанностей, связанных с осуществлением природопользования или охраны окружающей среды.

Специальная эколого-правовая ответственность предусмотрена экологическим законодательством за нарушение правил природопользования, охраны окружающей среды. Мерами такой ответственности являются прекращение, приостановление или ограничение пользования природными ресурсами или объектами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9632 —

Читайте так же:  Частная жалоба на решение апелляционного суда
| 7393 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/5_91275_ekologicheskoe-pravonarushenie-i-otvetstvennost-za-narushenie-norm-ekologicheskogo-prava.html

Юридическая ответственность за нарушение экологического права

Экологическое правонарушение — это виновное противоправ­ное деяние, наносящее вред окружающей среде и здоровью человека, совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несу­щее реальную угрозу экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Дисциплинарная ответственность устанавливается за эколо­гические правонарушения, совершенные военнослужащими (работни­ками) в процессе исполнения ими своих служебных (трудовых) обя­занностей в тех случаях, когда нарушения являются одновременно дисциплинарными проступками. Эта ответственность (предупрежде­ние, выговор) применяется командованием воинских частей, админи­страцией предприятий в отношении военнослужащих и работников, допустивших экологические правонарушения.

Материальная ответственность заключается в обязанности военнослужащего (работника) возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный вред, причиненный по его вине части (предприятию) в результате ненадлежащего исполнения им своих служебных или трудовых обязанностей. Независимо от дисцип­линарной ответственности граждане могут быть привлечены одновре­менно и к материальной ответственности.

Административная ответственность закреплена Федераль­ным законом «Об охране окружающей среды». Конкретные составы экологических проступков установлены также главой Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административные правона­рушения в области охраны окружающей среды и природопользова­ния». Административные санкции выражаются в штрафах.

Уголовная ответственность наступает за наиболее общест­венно опасные деяния, посягающие на экологическую безопасность. В частности, Уголовным кодексом РФ установлены следующие составы экологических преступлений: умышленное уничтожение лесов путем поджога, незаконное занятие рыбным промыслом и т.д. Все составы преступлений разделены на: специальные экологические составы; смешанные и дополнительные. УК РФ предусматривает в качестве уголовных наказаний за экологические преступления: штрафы; лише­ние права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью; обязательные работы до 240 часов; исправи­тельные работы до 2 лет; ограничение свободы; арест до 3 месяцев; лишение свободы.

Гражданско-правовая ответственность состоит в возмеще­нии вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Вред возмещается добровольно или принудительно — по решению суда или арбитражного суда по иску потерпевшей стороны. Гражданско- правовая ответственность может налагаться совокупно, т.е. совместно с другими видами ответственности за экологические правонарушения и преступления.

Источник: http://lawbook.online/prava-respubliki-osnovyi/yuridicheskaya-otvetstvennost-narushenie-42472.html

Ответственность за нарушение норм экологического права

Экологическая ответственность — это комплекс правовых мер по возмещению и предупреждению вреда природной среде.

В основе экологической ответственности лежит экологическое правонарушение.Экологическое правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие, нарушающее урегулированные нормами права общественные отношения и причиняющие вред государству, природопользователям и окружающей среде, а через это и здоровью человека, либо содержащие реальную угрозу причинения такого вреда.

Основное назначение экологической ответственности — восстановление потерь в природной среде независимо от источника причинения.

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: -защита общественных отношений в сфере экологии; -наказание правонарушителя; -предупреждение совершения им новых правонарушений; -предупреждение совершения правонарушений другими гражданами;-воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Виды экологической ответственности :Административная ответственность означает применение компетентными органами и должностными лицами или судом в установленном порядке административных взысканий к нарушителям в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях содержится гл. 15 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования», статьи которой предусматривают административную ответственность за экологические правонарушения.

К уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нанесении значительного ущерба природной и окружающей среде, в деянии которых содержатся признаки общественной опасности. Основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение лицом преступления. Конкретные составы преступлений установлены в уголовном кодексе в гл. 26 «Преступления против экологической безопасности и природной среды».

Гражданско-правовой ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя. Она заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (избытки), причиненный в результате нарушения правовых требований по охране окружающей среды.

По общему правилу законодательства привлечение граждан к административной и уголовной ответственности не освобождает нарушителя от возмещения имущественных убытков, причиненных его противоправными действиями. Правила возмещения вреда в качестве юридической ответственности определены ст. 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих трудовых обязанностей.

Специальная эколого-правовая ответственность предусмотрена природоресурсным законодательством за нарушение правил земле- и иного природопользования, охраны природных ресурсов и окружающей среды. Мерами такой ответственности могут быть прекращение, приостановление или ограничение пользования природными ресурсами и объектами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://sdamzavas.net/1-29162.html

Ответственность за нарушение норм экологического права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here