Персональные данные государственных гражданских служащих

Помощь по теме: "Персональные данные государственных гражданских служащих" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Персональные данные государственных служащих

Персональная информация

Управление персоналом требует сбора и систематизации сведений о работнике биографического характера. Все эти сведения относятся к персональной информации.

В международном праве все, что относится к частной жизни личности, называется правами человека и имеет приоритетное значение. Право на невмешательство в частную жизнь и защиту персональной информации закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. С 1970-х гг. в странах Европы принимаются законы, регулирующие права и обязанности тех, кто запрашивает персональные сведения, и тех, кому эти сведения принадлежат. Эти законы, начавшие свое действие в ФРГ, Франции, Испании, Швеции и других странах, привели к формированию целой отрасли информационного права.

В 1981 г. Совет Европы принял Конвенцию о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Россия ратифицировала этот документ только в 2005 г. В ст. 5 Конвенции содержатся положения, касающиеся требований, которые предъявляются к персональным данным.

Статья 24 Конституции РФ гласит, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица не допускаются без его согласия. В свою очередь, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Незадолго до принятия Конституции РФ проблема персональных данных частично нашла свое отражение в Законе РФ «О государственной тайне», а впоследствии — в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», который в настоящее время утратил силу.

В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» под таковыми понимается любая информация, относящаяся к физическому лицу, определяемому на основании такой информации, в том числе фамилия, имя, отчество, данные о рождении, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы. В качестве персональных данных рассматриваются не только информация о жизненном пути человека, но и биометрические данные, такие как отпечатки пальцев, генетический код или фотография сетчатки глаза. На этой правовой основе может осуществляться дактилоскопическая экспертиза государственных служащих.

Персональная информация (персональные данные) государственного служащего — это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни государственного служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле либо подлежащие включению в личное дело.

Персональные данные отнесены к категории конфиденциальных. Обработка персональных данных возможна только с согласия их субъекта. Обеспечение конфиденциальности данных не требуется в случае их обезличенного использования.

Наряду с персональными данными используется понятие «кадровая информация». В данное понятие входят сведения о человеке, работающем или готовящемся к поступлению на службу в федеральном органе власти, органе власти субъекта РФ или органе местного самоуправления, собранные для обеспечения функционирования данного органа, в том числе для формирования кадрового резерва, организации дополнительного образования, проектирования структуры должностей и т.д.

Кадровая информация представляет собой сведения, принадлежащие организации, в то время как персональные данные — это достояние гражданина. Часть персональных данных входит в состав кадровой информации.

Требования к предоставлению той или иной информации о человеке зависят от уровня политической культуры государства и особенностей протекающих в нем социальных процессов. Помимо объема и характера этих сведений важно и то, как именно собираются персональные данные.

Особенности работы с персональными данными гражданских служащих урегулированы Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела». Требования к получению, обработке и хранению персональных данных представлены на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Порядок работы с персональными данными государственного служащего

Государственный служащий имеет право получать полную информацию о своих персональных данных и их обработке, иметь бесплатный доступ к ним, получать копии, требовать исправления неполных или ошибочных данных, обжаловать неправомерные действия представителя нанимателя при работе с персональными данными.

Источник: http://studme.org/293606/menedzhment/personalnye_dannye_gosudarstvennyh_sluzhaschih

Положение о защите персональных данных муниципальных служащих

Защита персональных данных
с помощью DLP-системы

П ерсональные данные (ПДн) как понятие правового характера в законодательстве РФ начали рассматриваться не так давно. Их определение появилось впервые в 1993 году в Конституции РФ и позволило установить на законодательном уровне права граждан на неприкосновенность их личной жизни, семейную, частную тайну, возможность защиты собственной чести и достоинства. Такая норма закреплена в части 1 статьи 23 Конституции. Каждый человек имеет право на соблюдение тайны в отношении переписки, получения уведомлений любым другим способом (по телеграфу, с использованием почтовой связи, электронной почты и др.) – часть 2 статьи 23. Не допускается собирать, хранить, применять и распространять сведения о личной жизни граждан без их разрешения – часть 1 статьи 24.

Законодательство о защите персональных данных муниципальных служащих

Ранее действовавший ФЗ от 20.02.1995 г. «Об информации…» трактовал персональные данные как сведения о событиях, жизненных обстоятельствах граждан, фактах, которые позволяют установить их личность. Такое определение подвергалось критике специалистов, так как к персональным данным могли быть отнесены исключительно данные, собираемые для идентификации неустановленного ранее лица, при этом сведения могут собираться о гражданине, личность которого уже установлена. Возможность установления личности требует уточнений, позволяет применять это понятие, когда сведения не содержат данных об имени лица, но идентификация позволяет узнать каким-либо образом эти сведения о служащем, к примеру, с использованием номера телефона или другой информации.

Читайте так же:  Порядок замены электросчетчика в частном доме

В ФЗ № 152 от 27.07.06 года «О персональных данных» учтены недочеты и выбран более правильный подход к этому вопросу. В этом документе ПДн определены как любые сведения, имеющие непосредственное отношение к определенному или устанавливаемому физлицу на основании имеющихся сведений. В состав этих данных входят:

  • ФИО;
  • информация о дате и месте рождения;
  • адресные данные;
  • семейное состояние;
  • социальный статус;
  • сведения о принадлежащем имуществе;
  • информация об образовании;
  • данные, подтверждающие наличие профессии;
  • размер дохода и иные сведения.

Такая конкретизация более совершенная и гармонизирована с Директивой ЕС № 95/46/ЕС, в которой персональные данные включают любые сведения, относящиеся к установленному лицу или к идентифицируемому субъекту.
В статье 29 ч. 1 ФЗ № 152 ПДн субъекта определяются как сведения, которые нужны нанимателю с целью выполнения муниципальным работником своей работы в соответствии с замещаемой им должностью. Эти данные относятся исключительно к конкретному сотруднику. Из этого определения не совсем понятно, что позволительно относить к ПДн муниципальных работников.

Иные документы в данной сфере позволяют считать, что к ПДн муниципальных сотрудников можно отнести:

  • ФИО;
  • сведения о дате и месте рождения;
  • адресную информацию;
  • данные о воинской обязанности;
  • социальное, материальное положение;
  • данные о семье;
  • информацию о полученном образовании;
  • профессию;
  • материальное состояние;
  • информацию о состоянии здоровья, иные данные.

Законодатели используют различные подходы к регулированию в правовом поле вопросов, связанных с ПДн работников государственной и муниципальной служб. По первой категории сотрудников принято, в соответствии со второй частью ст. 29 закона о муниципальной службе, решение выполнять такого характера действия с их персональной информацией:

  • получать;
  • обрабатывать;
  • хранить;
  • комбинировать;
  • передавать;
  • использовать иными способами.

При этом должны соблюдаться требования ТК РФ. Законодатели показывают, что нет принципиальной разницы в действиях по защите ПДн муниципального служащего и других субъектов личной информации. Статья 42 ФЗ о госслужбе РФ содержит положения, конкретно устанавливающие требования к действиям, разрешенным по отношению к ПДн гражданских служащих. В ней определено, что представители кадровых служб государственных органов должны соблюдать во время сбора, обработки, хранения, выполнения иных действий с персональной информацией следующие требования:


  1. выполнять обработку ПДн каждого гражданского служащего для обеспечения выполнения российских конституционных норм, федерального законодательства о муниципальной службе, прочих законодательных, нормативных, правовых документов, действующих в этой сфере;
  2. содействовать субъекту ПДн в работе на службе;
  3. проводить обучение сотрудника;
  4. содействовать в карьерном росте;
  5. обеспечивать личную безопасность непосредственно самого работника, членов его семьи, сохранность его имущества;
  6. учитывать результаты выполнения им своих обязанностей на занимаемой должности;
  7. обеспечивать сохранность госимущества.

Получать сведения личного характера разрешается непосредственно у субъекта этой персональной информации. Если требуется получение такой информации у третьей стороны, необходимо предварительно поставить в известность гражданского работника, взять у него разрешение в письменном виде и уведомить его о целях, преследуемых при получении его ПДн у третьих лиц, а также указать предполагаемые источники их получения.

Запрещаются получение, обработка, приобщение к личным делам данных о гражданских служащих, имеющих отношение к их политических взглядам, религиозным верованиям, другим убеждениям, данным о приватной жизни, членстве в профсоюзе, прочих организациях общественного типа.

Во время принятия каких-либо решений, имеющих отношение к интересам муниципальных служащих, закон не разрешает руководствоваться их личной информацией, полученной в результате работы с такими сведениями с использованием автоматизированных средств или размещенной на носителях электронного типа.

Муниципальный орган обязан обеспечивать постоянную и надежную защиту ПДн своих работников за свои средства в соответствии с ФЗ о госслужбе и прочими федеральными и региональными нормативными документами. Осуществлять передачу ПДн муниципальных работников третьей стороне запрещено, если не получено их разрешение в письменной форме. В виде исключения принимаются случаи, указанные в федеральном законодательстве. Условия, предусмотренные для передачи персональных сведений третьей стороне, конкретно расписаны в соответствующих нормативно-правовых актах РФ.

Содержание Положения

Каждому муниципальному образованию необходимо разработать и внедрить Положение о защите персональных данных муниципальных служащих. Разрабатывать этот внутренний норматив нужно, основываясь на требованиях, внесенных в Указ Президента РФ, которым утверждено Положение о ПДн государственного госслужащего РФ, главе 14 Трудового кодекса РФ, ст. 29, 30 закона о муниципальной службе.

Этот нормативный документ локального характера должен определять порядок реализации всех требуемых законодательством действий с ПДн муниципальных работников.

В Положении нужно предусмотреть такие пункты:

  • Общие положения.
  • Особенности защиты ПДн муниципальных служащих.
  • Обеспечение внутреннего и внешнего доступа к персональным сведениям.
  • Обязанности, возложенные на служебных лиц муниципалитета, отделов, секций – юридических лиц, задействованных в работе с личными делами работников.
  • Организация работы с личными делами.
  • Порядок оформления документации, которая составляет личное дело каждого сотрудника.
  • Процедура ознакомления персонала с личными делами.
  • Ответственность за невыполнение требований конфиденциальности в вопросах, связанных с персональными данными.

Общие положения

В данный раздел включаются основания для разработки и внедрения Положения, в нем указываются законодательные документы, на которых основывается разработанный документ. Здесь же дается определение персональных данных муниципального служащего – сведений о фактах, обстоятельствах, событиях, которые позволяют идентифицировать субъекта или подлежат внесению в личные дела.

Читайте так же:  Нарушение прав человека сотрудниками полиции

В общих положениях важно указать, кто осуществляет защиту ПДн муниципальных служащих от несанкционированной обработки и утери. Такими юридическими лицами являются главы администрации, руководители структурных подразделений.

Требования к защите ПДн муниципальных служащих

В данном разделе указываются обязанности ответственных лиц, допущенных к получению, обработке, хранению и передаче ПДн. Также отдельно прописывается, каким образом необходимо получать личные данные муниципального служащего у третьей стороны. Важно отметить, что при отказе субъекта ПДн дать письменное разрешение на получение такой информации наступают соответствующие последствия.

Доступ к ПДн

В разделе, описывающем доступ к ПДн муниципального служащего, важно разграничить внутренний и внешний доступ. При обеспечении обработки информации с внутренним доступом должны быть реализованы права муниципальных служащих на получение информации об их ПДн, хранение которых осуществляется в личных делах, включая их автоматизированную обработку. Также должны предоставляться бесплатный и свободный доступ к ПДн, возможность получения копий муниципальным служащим какого-либо личного документа, записей с ПДн. В этой части документа также нужно прописывать информацию о возможности муниципального служащего требовать исключить, исправить неправильные, неполные сведения или обработанные с нарушениями.

Также важным правом муниципального служащего является возможность подачи заявления в письменном виде о несогласии ответственных лиц внести исправления или изменения и требования обосновать такой отказ.

Следует указать о возможности муниципального служащего обратиться в суд при неправомерных действиях или допущенном бездействии во время обработки ПДн.

При внешнем доступе к персональной информации также должны быть указаны ПДн, которые могут быть доступными для опубликования:

  • данные о назначении на определенную должность;
  • сведения об освобождении с занимаемой должности;
  • служебный адрес, номер телефона, иные персональные данные.

Иные ПДн служащего муниципалитета запрещено разглашать, не получив его письменного согласия. Исключения составляют ситуации, вызванные необходимостью предупреждения угрозы жизни и здоровью служащего, и другие предусмотренные законодательством случаи.
Важным пунктом является запрещенная к публикации в СМИ личная информация муниципального служащего:

  • о членах семьи;
  • позволяющая определить место проживания, адрес, личный номер телефона, прочие средства общения служащего и членов его семьи;
  • позволяющая установить адреса размещения недвижимости, являющейся собственностью служащего или им используемой.

Обязанности

В разделе, описывающем обязанности должностных лиц в отношении обработки ПДн муниципального служащего, указываются виды действий, которые разрешается выполнять конкретным должностным лицам муниципальной организации во время приобщения ПДн к личному делу, выполнение требований по сохранности этой информации и иные действия.

Ведение личного дела

Эта часть Положения о защите данных должна иметь информацию о требованиях к ведению личных дел в части получения, сохранения, обработки, передачи информации, которая в них содержится.

Перечисляются сведения персонального характера, которые должны содержаться в личных делах:

  • анкета муниципального служащего, составленная им собственноручно в качестве претендента на должность;
  • дополнения к анкете;
  • копии дипломов, аттестатов, других документов, подтверждающих квалификацию, профпереподготовку, повышение квалификации, стажировку муниципального служащего;
  • данные о доходах, имуществе претендента на должность и членов его семьи;
  • справка, подтверждающая проверку достоверности поданных данных об имуществе, доходах;
  • медицинское заключение;
  • копии наградных подтверждающих документов;
  • заявление о вступлении в должность и др.

Ответственность

В разделе Положения о защите персональных данных муниципальных служащих, описывающем ответственность за нарушение требований по хранению ПДн, указываются виды ответственности, применяемые при их выявлении. Лица, нарушившие нормы законодательства, несут административную, дисциплинарную и другие виды ответственности, установленные законом.

Источник: http://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannykh/realizaciya-zashchity-personalnyh-dannyh/perechen-dokumentov-po-zashchite-personalnyh-dannyh/polozhenie-o-zaschite-personalnykh-dannykh/munitsipalnykh-sluzhaschikh/

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО. КАДРОВАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

Видео (кликните для воспроизведения).

Положение о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров утверждается руководителем государственного органа

В личное дело гражданского служащего вносятся также письменные объяснения гражданского служащего, если такие объяснения даны им после ознакомления с документами своего личного дела. К личному делу гражданского служащего приобщаются иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Документы, приобщенные к личному делу гражданского служащего, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись. При переводе гражданского служащего на должность гражданской службы в другом государственном органе его личное дело передается в государственный орган по новому месту замещения должности гражданской службы. При назначении гражданского служащего на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации его личное дело передается в государственный орган по месту замещения государственной должности Российской Федерации или государственной должности субъекта Российской Федерации.

Личные дела гражданских служащих, уволенных с гражданской службы, хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в течение 10 лет со дня увольнения с гражданской службы, после чего передаются в архив. Если гражданин, личное дело которого хранится кадровой службой государственного органа, поступит на гражданскую службу вновь, его личное дело подлежит передаче указанной кадровой службой в государственный орган по месту замещения должности гражданской службы. Личные дела гражданских служащих, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне

Обязанности кадровой службы государственного органа по ведению личных дел гражданских служащих — перечень функциональных полномочий кадровой службы государственного органа, касающихся ведения личных дел гражданских служащих. В этот перечень входит:

Читайте так же:  Полное товарищество акционерное общество кооператив

Гражданские служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел гражданских служащих, могут привлекаться в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной и иной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в указанных личных делах, а также за иные нарушения порядка ведения личных дел гражданских служащих

Персональные данные государственного гражданского служащего Российской Федерации — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах службы гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего, сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы, либо сведения, подлежащие включению в его личное дело и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа

Реестр гражданских служащих в государственном органе — официальный документ, содержащий комплекс сведений о гражданских служащих в государственном органе, оформленный в установленном порядке. Реестр гражданских служащих в государственном органе ведется представителем нанимателя. В реестр гражданских служащих в государственном органе включаются сведения из личного дела гражданского служащего. Реестр гражданских служащих в государственном органе хранится на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Умерший (погибший) гражданский служащий, а также гражданский служащий, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим решением суда, вступившим в законную силу, исключается из реестра гражданских служащих в день, следующий за днем смерти (гибели) гражданского служащего или днем вступления в законную силу решения суда (ст. 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Сведения о гражданских служащих, предоставляемые по обращениям средств массовой информации, — состав персональных данных, который передается средствам массовой информации для опубликования по их запросам, касающихся доходов, имущества и обязательств имущественного характера гражданских служащих с одновременным информированием об этом гражданских служащих. Персональные данные, внесенные в личные дела гражданских служащих, иные сведения, содержащиеся в личных делах гражданских служащих, относятся к сведениям конфиденциального характера (за исключением сведений, которые в установленных федеральными законами случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации), а в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, — к сведениям, составляющим государственную тайну.

Государственным органом по обращениям средств массовой информации могут предоставляться для опубликования следующие сведения: а) декларированный годовой доход; б) перечень объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них; в) перечень транспортных средств и суммарная декларированная стоимость ценных бумаг, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности. Сведения предоставляются на основании данных, имеющихся в кадровой службе государственного органа на дату получения обращения соответствующего средства массовой информации.

В предоставляемых средствам массовой информации сведениях запрещается указывать: а) иные данные о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего; б) данные о супруге, детях и иных членах семьи гражданского служащего; в) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации гражданского служащего, а также его супруги (ее супруга), детей и иных членов его семьи; г) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании; д) информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной

Требования при обработке персональных данных гражданского служащего и ведении его личного дела — документально зафиксированная совокупность действий по получению, использованию, комбинированию, передаче, хранению и защите персональных данных гражданских служащих. Представитель нанимателя в лице руководителя государственного органа обеспечивает защиту персональных данных гражданских служащих, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты, а также определяет лиц, как правило, из числа работников кадровой службы государственного органа, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных гражданских служащих в государственном органе и несущих ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты этих персональных данных.

Условия передачи персональных данных гражданского служащего третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами. Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела утверждается Президентом Российской Федерации

Вопросы для самопроверки Тест по материалам темы Темы рефератов Рекомендуемая литература Схемы 41-43

Источник: http://studref.com/364457/pravo/personalnye_dannye_grazhdanskogo_sluzhaschego_kadrovaya_sluzhba_gosudarstvennogo_organa

Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа.

При обработке персональных данных гражданского служащего кадровая служба госоргана обязана соблюдать следующие требования:

Лицо, виновное в нарушении норм, регулирующих обработку персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность в соответствии с ФЗ о ГГС и другими ФЗ. В личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа. Положение о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела утверждается Президентом России.

Читайте так же:  Защита прав потребителей возмещение ущерба

Представителем нанимателя ведется реестр гражданских служащих. Сведения из личного дела гражданского служащего включаются в реестр гражданских служащих в госоргане и хранятся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования.

Умерший (погибший) гражданский служащий, а также гражданский служащий, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим решением суда, вступившим в законную силу, исключается из реестра гражданских служащих в день, следующий за днем смерти (гибели) гражданского служащего или днем вступления в законную силу решения суда.

Кадровая работа включает в себя:

Положение о подразделении государственного органа по вопросам госслужбы и кадров утверждается руководителем государственного органа.

Источник: http://studref.com/501627/pravo/personalnye_dannye_grazhdanskogo_sluzhaschego_kadrovaya_sluzhba_gosudarstvennogo_organa

Персональные данные государственных служащих

Защита персональных данных
с помощью DLP-системы

Г осслужащие являются субъектами персональных данных (ПДн). Это конфиденциальные сведения, которые должны передаваться третьим лицам без нарушений законодательства, с выполнением соответствующих норм ТК РФ. Об этом говорится в статье 88 данного норматива. Работодатель является оператором ПДн и должен беспрекословно придерживаться требований законодательных норм в отношении сбора, обработки и выполнения других действий с персональной информацией госслужащего.

Нормы законодательства о защите персональных сведений

В трудовом праве определение защиты ПДн каждого работника, включая и пребывающего на госслужбе, появилось не так давно – с принятием нового ТК РФ, который начал действовать с 01.02.2002 года. Необходимость защиты персональной информации госслужащих была вызвана многими причинами, одной из которых считаются требования договоров международно-правового характера.

Во Всеобщей декларации, призванной регулировать основные права и свободы граждан, действующей с 10.12.1948 года, в статье 12 предусмотрено требование: никто не должен быть объектом вмешательства в его семейную, личную жизнь, подвергаться противозаконным посягательствам на честь гражданина и его репутацию. Также каждый субъект ПДн имеет право быть защищенным от подобного рода вмешательств.

В Конвенции «О защите прав человека…» в первом пункте указывается на право каждого гражданина на уважение его семейных отношений, вероисповедания, личной жизни, на защиту его переписки, жилья. Это также касается государственных служащих. Этот важный принцип подтверждается пунктом 1 ст. 9 указанной выше Конвенции, подписанной 26.05.95 г. Содружеством Независимых Государств.

В статье 85 ТК РФ определяется понятие персональных данных субъекта, их обработки. ПДн любого человека, также и государственного служащего, это в первую очередь сведения, касающиеся непосредственно определенного гражданина. Эти данные нужны работодателю для реализации требования ТК РФ при заключении трудового договора и во время выполнения рабочих обязанностей каждым нанятым на государственную службу сотрудником.

Из всех сведений, имеющих отношение к конкретному государственному служащему, относятся к персональным только те из данных, которые необходимы для реализации трудовых взаимоотношений.

Статья 65 ТК России определяет ПДн как:

  • личные сведения субъекта, пребывающего на госслужбе;
  • информацию о трудовом стаже на должностях государственного значения;
  • информацию об имеющемся образовании, наличии специальных навыков и знаний, квалификационном уровне;
  • сведения о фактическом состоянии здоровья;
  • персональную информацию;
  • данные о пребывании на воинском учете.

Кроме перечисленной персональной информации, зачастую требуются также другие сведения личного характера, которые заносятся в личные дела каждого госслужащего.

К ним относятся данные о:

  • профессиональном росте;
  • движении по карьерной лестнице;
  • произведенных на госслужбе переводах;
  • прохождении курсов повышения квалификационного уровня;
  • профподготовке;
  • переподготовке;
  • получении новой специальности или квалификации;
  • результатах аттестации;
  • участии в конкурсах и другие данные, имеющие непосредственное отношение к государственному служащему.

Эта информация может относиться к конфиденциальной.

В Трудовом Кодексе РФ в части 6 статьи 89 предусмотрено, что персональные сведения государственного служащего разделены на два вида:

1. Факты, не подлежащие субъективному оцениванию. К примеру, это может быть специальность госслужащего, полученная им по окончании определенного учебного заведения.

2. Информация оценочного характера, содержащаяся, в частности, в характеристике, результатах аттестации, иных документах.

Какая информация относится к персональным данным госслужащего

Информацию, которую можно отнести к персональной в отношении государственных гражданских служащих, можно определить, основываясь на положениях ФЗ «Об информации, информатизации, защите информации», действующего с 20.02.95 г.

Статья 2 этого документа позволяет отнести к персональным данным госслужащего:

  • информацию в документированном виде, к примеру, приказы о предоставлении компенсаций, гарантий, переводе на иную работу;
  • сведения о гражданах, сообщенные, к примеру, работником своему работодателю во время трудоустройства и в процессе выполнения своих трудовых обязанностей.

В соответствии со статьей 88 ТК РФ, такие сведения относятся к конфиденциальным.

Понятие обработки ПДн

  • создании базы информационных ресурсов в результате получения, хранения, документирования сведений о конкретном сотруднике в порядке, оговоренном статьей 86 ТК РФ;
  • применении конкретных документов, другой информации, входящей в состав персональных данных государственного служащего, хранящихся работодателем с соблюдением установленного порядка;
  • передаче иным лицам с соблюдением требований, изложенных в статье 88 ТК РФ, каким-либо другим способом, если такие действия не противоречат требованиям актуальных законодательных документов;
  • предоставлении сотруднику доступа к его ПДн в соответствии с требованиями статьи 86 ТК РФ.

Требования по защите персональной информации госслужащего

  1. Процесс обработки ПДн госслужащего может быть реализован только для обеспечения выполнения требований законодательства и других нормативов в этой сфере; оказания содействия в его трудоустройстве, проведении обучения; повышения по службе; обеспечения личной безопасности; выполнения действий по контролю количественных и качественных показателей в соответствии с выполняемыми госслужащим служебными обязанностями; принятия мер по сохранности имущества.
  2. Требования Конституции РФ, Трудового кодекса, других федеральных законов должны беспрекословно выполняться работодателем во время определения объема, содержания ПДн гражданского госслужащего, подлежащих обработке.
  3. Все ПДн госслужащего разрешается получать непосредственно только от него. В случае невозможности выполнения этого требования по каким-либо причинам возможно получение этой информации от третьих лиц. При этом необходимо в обязательном порядке предварительно уведомить госслужащего и получить от него письменное разрешение на эти действия.
  4. Работодатель обязан сообщить государственному служащему о преследуемых целях, источниках, способах, используемых для получения ПДн. Также нужно уведомить субъекта ПДн о характере получаемых персональных сведений и последствиях, которые ожидают работника в случае отказа от предоставления согласия в письменном виде на предоставление такой информации.
  5. Собственник наделен правом получать ПДн и заниматься их обработкой, если такие сведения касаются вероисповедания, политических, прочих верований сотрудника, а также относятся к его личной жизни. В случаях, связанных с реализацией трудовых отношений, владелец предприятия может получать и заниматься обработкой ПДн работника, касающихся его личной жизни, исключительно при наличии его разрешения, предоставленного в письменной форме.
  6. Работодатель не наделен правом получать, вести обработку ПДн государственного служащего о его участии в деятельности общественных, профсоюзных организаций, объединений. Исключением являются случаи, регламентированные законодательством.
  7. Принимая решения, касающиеся интересов госслужащего, работодатель не может руководствоваться его ПДн, если они получены при их автоматизированной обработке или с помощью электронных средств связи.
  8. Защита ПДн госслужащих от незаконного применения, утраты обеспечивается работодателем за его средства в законном порядке, предусмотренном федеральными законами.
  9. Государственные служащие, лица, их представляющие, обязаны под расписку знакомиться с документацией компании, описывающей порядок обработки ПДн, устанавливающей права, обязанности каждого сотрудника в этом направлении.
  10. Госслужащим не рекомендуется отказываться от своих прав, которые им предоставлены законом, на сохранность и защиту их личной тайны.
  11. Определять средства и меры по защите ПДн собственник и госслужащие обязаны вместе.
Читайте так же:  Судебно психологическая экспертиза морального вреда

В настоящее время четкая процедура, которая бы регламентировала процесс обработки ПДн, законодательно не установлена.

Условия передачи ПДн третьим лицам

  • осуществлять передачу ПДн третьим сторонам разрешается только при наличии письменного разрешения работника. Исключением считают случаи, при которых требуется предупредить угрозу жизни, здоровью субъекта персональной информации, и когда это предусмотрено федеральным законодательством;
  • если отсутствует письменное разрешение госслужащего на предоставление его личных сведений с коммерческими целями;
  • предупреждать третьих лиц, которые получают ПДн госслужащего, о возможности применения этой информации только в заявленных целях. Также необходимо требовать от таких лиц предоставлять подтверждение соблюдения этого требования. Лица, получившие ПДн госслужащего, должны выполнять требования режима конфиденциальности. Это положение не применяется к обмену ПДн госслужащего в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
  • передавать ПДн работника внутри одной компании, руководствуясь локальным нормативным документом компании, ознакомление госслужащего с которым должно в обязательном порядке осуществляться под расписку;
  • разрешать пользоваться ПДн служащего исключительно лицам, уполномоченным на выполнение этих операций. Эти работники должны пользоваться правом получения только тех личных сведений, которые нужны для реализации конкретных функций;
  • не требовать данные о состоянии здоровья сотрудника. Исключение составляет информация, относящаяся к установлению возможности исполнения государственным служащим его служебных функций;
  • передавать ПДн работника другим сотрудникам можно с соблюдением порядка, предусмотренного ТК РФ. Такие данные должны быть ограничены только теми сведениями, которые нужны для выполнения этими членами коллектива их рабочих функций.

Права госслужащего на защиту ПДн

  • получение полной информации по собственным ПДн и используемым способам их обрабатывания;
  • неоплачиваемый и беспрепятственный доступ к личным сведениям, получение копий, сделанных на основе информации, в которой содержатся персональные сведения субъекта. Исключением из этого требования считают случаи, оговоренные законодательством;
  • выбор представителей с целью защиты личной информации;
  • возможность доступа к ПДн медицинского характера с использованием услуг медицинского работника на свое усмотрение;
  • возможность требовать исключения или исправления некорректных, неверных, неполных личных сведений, данных, обработанных с нарушениями норм законодательства о труде.

Если собственник предприятия отказывается исключать, вносить изменения в ПДн госслужащего, он может подать заявление в письменном виде работодателю, что не согласен с такими действиями, и обосновать такое несогласие. Личные сведения оценочного характера государственный служащий может дополнить соответствующим заявлением, в котором будет выражена его точка зрения.

Госслужащий может требовать от работодателя известить всех лиц, получивших ранее неверные или неполные сведения личного характера о субъекте, а также обо всех выполненных в них исключениях, дополнениях, исправлениях.

Субъект ПДн также имеет право обратиться в суд с жалобой на неправомерность действий или бездействие со стороны работодателя во время обработки его личной информации, требуя защиты своих персональных сведений.

Трудовое законодательство содержит также требования по применению определенных мер ответственности за нарушение работодателем и его представителями норм, обеспечивающих регулирование обработки и защиты ПДн. Но данная норма (ст. 90 ТК РФ) имеет бланкетный (отсылочный) характер и не является предметом для отдельного рассмотрения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannykh/subekt-personalnyh-dannyh/personalnye-dannye-gosudarstvennykh-sluzhaschikh/

Персональные данные государственных гражданских служащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here