Персональные данные собственника

Помощь по теме: "Персональные данные собственника" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.

Статья 14 . Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

2. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных.

3. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя. Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, а также обрабатываемые персональные данные были предоставлены для ознакомления субъекту персональных данных по его запросу, субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, и ознакомления с такими персональными данными не ранее чем через тридцать дней после первоначального обращения или направления первоначального запроса, если более короткий срок не установлен федеральным законом, принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом или договором, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

5. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в части 3 настоящей статьи, должен содержать обоснование направления повторного запроса.

6. Оператор вправе отказать субъекту персональных данных в выполнении повторного запроса, не соответствующего условиям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи. Такой отказ должен быть мотивированным. Обязанность представления доказательств обоснованности отказа в выполнении повторного запроса лежит на операторе.

7. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

8. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если:

1) обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-разыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;

5) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Источник: http://base.garant.ru/12148567/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Использование персональных данных при проведении общего собрания собственников

При подготовке и проведении общего собрания собственников инициатор собрания использовал персональные данные собственников, переданные ему управляющей компанией. Данные были им получены и в дальнейшем обрабатывались в электронном виде, а содержащий их файл включал сведения о фамилии, имени, отчестве собственников, адреса, номера свидетельств о собственности, доле в праве собственности и кадастровые номера объекта собственности. Согласие на обработку, включая передачу или распространение, персональных данных, никто из собственников не давал. Нарушают ли действия УК и инициатора ОСС права собственников? Какие действия со стороны собственников необходимо предпринять для устранения нарушений, если таковые имеются?

На основании ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных).

В силу ст. 2 Закона о персональных данных целью этого закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Читайте так же:  Сроки кассационного обжалования по гражданскому делу гпк

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о персональных данных персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона о персональных данных оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора.

Обработка допускается с согласия субъекта персональных данных или в иных случаях, предусмотренных п. 2–11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. В то же время необходимо учитывать, что согласно ст. 5 этого же закона обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных.

В соответствии со ст. 7 рассматриваемого закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие должно быть конкретным, информированным, осознанным.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 данного закона согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Из толкования приведенных норм следует, что отсутствие письменного согласия субъекта на обработку его персональных данных образует действия, направленные на нарушение установленного порядка обработки персональных данных в соответствии с требованиями Закона о персональных данных.

Согласно ст. 13.11 КоАП РФ разглашение персональных данных наказывается административным штрафом.

Каждый собственник вправе написать в прокуратуру жалобу по факту разглашения его персональных данных.

Источник: http://pravo.rg.ru/rubrics/question/5395/

Согласие собственников на обработку персональных данных

Считается, для того, чтобы работать с персональными данными собственников, необходимо с каждого из них собрать согласие на обработку персональных данных. Это и верно, и нет, — зависит от ситуации.

Сегодня мы расскажем, в каких случаях согласие на обработку персональных данных нужно получить и что делать, если собственник его не даёт.

Персональные данные собственников

1 июля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Теперь есть 7 составов правонарушений, за которые управляющие компании могут привлечь к административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных.

Ужесточилась административная ответственность за нарушение требований ст. 13.11 КоАП РФ – суммарный размер штрафа может составить 275 000 рублей. Многие управляющие компании не знают, как правильно работать с ПД.

Для них 4 октября мы провели вебинар «7 ошибок при работе с персональными данными, за которые УО получит штраф». Мы рассказали об обязанностях оператора ПД, дали рекомендации по выполнению требований статьи 13.11 КоАП РФ и отдельно внимание уделили вопросу получения согласия на обработку ПД.

Когда нужно получить согласие на обработку ПД

Если вы управляющая компания и у вас нет согласия на обработку ПД от собственников, но вы их обрабатываете внутри организации и не отдаёте их в сторонние организации, в таком случае согласие на обработку персональных данных не требуется.

Если вы будете передавать персональные данные собственников третьим лица, согласие на обработку нужно обязательно получить. При этом лицо, которое обрабатывает персональные данные по поручению оператора, не обязано получать отдельное согласие субъекта ПД на обработку его персональных данных. Ответственность в этой ситуации несёт управляющая организация.

В № 152-ФЗ перечислены случаи, когда согласие на обработку ПД для передачи третьим лицам не требуется:

  1. Если это разрешает Федеральный закон. Так, например, для размещения информации в ГИС ЖКХ согласия на обработку ПД не нужно.
  2. Если вы передаёте данные платёжному агенту и расчётным центрам (ч. 16 ст. 155 ЖК РФ).

Когда вы привлекаете представителя для расчётов с собственниками и нанимателями жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги, согласие субъектов ПД на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Но в договоре между вами и представителем необходимо закрепить положение о конфиденциальности персональных данных (ч. 10 ст. 3, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 7 № 152-ФЗ).

Каким должно быть согласие на обработку ПД

Субъект передаёт управляющей компании согласие на обработку персональных данных в любой форме, позволяющей подтвердить факт получения:

  • в договоре управления,
  • в договоре ресурсоснабжения,
  • в уставе товарищества собственников жилья.

Роскомнадзор советует оформлять его в письменной форме отдельным документом. Единственный минус такой позиции – управляющая компания может физически не собрать со всех субъектов персональных данных такое согласие.

Субъект ПД принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Полные требования к содержанию согласию описаны в ч. 4 ст. 9 № 152-ФЗ.

Согласие должно быть:

  • конкретным,
  • информированным,
  • осознанным.

Независимо от того, как вы оформите согласие на обработку ПД, в нём обязательно должны быть:

  • ФИО, адрес субъекта персональных данных или его представителя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
  • наименование или ФИО и адрес оператора, получающего согласие субъекта ПД;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень ПД, на обработку которых дают согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, обрабатывающего ПД по поручению оператора;
  • перечень действий с ПДн, на совершение которых даётся согласие;
  • общее описание используемых оператором способов обработки ПД;
  • срок действия согласия субъекта ПД;
  • подпись субъекта ПД;
  • условия прекращения работы с персональными данными.

Согласие на обработку ПД в договоре управления МКД

Согласие на обработку персональных данных можно включить в приложение к договору управления МКд. Договор управления МКД собственники заключают с управляющей компанией в письменной форме. Составляется один документ и подписывается сторонами (ст. 162 ЖК РФ).

Читайте так же:  Возмещение ущерба усн доходы

Решение ОСС в МКД, принятое по вопросам, отнесённым к компетенции такого собрания, обязательно для всех собственников помещений в МКД, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Условия договора управления МКД одинаковы для всех собственников помещений в МКД (ч. 4 ст. 162 ЖК РФ). Согласно пп. «б» п. 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, УО собирает, обновляет и хранит информацию о собственниках и нанимателях помещений в МКД.

Эта позиция не единственно правильная, судебной практики по этому вопросу нет.

Согласие обработку ПД в договоре о предоставлении КУ

Согласие на обработку персональных данных можно прописать в договоре о предоставлении коммунальных услуг.

Договор, содержащий положения о предоставлении КУ (договор управления МКД в том числе), можно заключить с исполнителем (п. 6 и пп. «а» п. 9 Правил № 354):

  • в письменной форме;
  • путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять КУ или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Договор считается заключённым с момента, когда потребитель начал пользоваться коммунальными услугами и оплачивать их. Это значит, что потребитель согласен со всеми условиями договора, в том числе на обработку персональных данных.

Если собственник не даёт согласия на обработку ПД

Заставить собственника дать согласие на обработку персональных данных нельзя. Но можно пытаться убедить. Здесь всё зависит от красноречия представителей управляющей компании.

Но перед этим советуем прочитать определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 № 100-О. Конституционный Суд сделал ряд заключений, которые в будущем могут повлиять на работу управляющих компаний в целом.

Например, для исполнения договора управления управляющая организация обязана заручиться согласием собственников на обработку персональных данных. Согласие может быть включено в качестве условия в договор управления.

Но всё равно, бремя доказывания наличия согласия на обработку ПД лежит на операторе персональных данных. Это значит, что если субъект заявляет, что не давал вам согласие, вы должны доказать, что в какой-то форме его получили, например, это условие было было включено в качестве условия в договор управления МКД.

Возможность предоставления оператором персональных данных третьему лицу согласия субъекта ПД, нельзя рассматривать как нарушение конституционного права на получение юридической помощи.

Источник: http://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/8236/soglasie-sobstvennikov-na-obrabotku-personalnyh-dannyh

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.

Таблица 1. «Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных»

Вид ответственности

Нарушение

Санкция

Норма

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие

  • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них

  • на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

  • на граждан – от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ

Ш траф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 360 ч асов , либо исправительны е работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового ) , либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет )

То же деяние, совершенное с использованием служебного положения

Видео (кликните для воспроизведения).

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. , либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового ) , либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет )

Читайте так же:  Надзорная жалоба по трудовым спорам

Незаконное публичное распространение информации, указывающей на личность лица, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительны е работ ы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового ), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет )

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан

Ш траф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование

Ш траф до 200 тыс. руб. , либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительны е работ ы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок

Причинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных.

Под убытками при этом понимаются:

  • расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
  • утрата или повреждение его имущества;
  • неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.

Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных

Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)

Разглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей

Иные нарушения в области персональных данных при их обработке

Источник: http://www.garant.ru/actual/persona/otvetstvennost/

Появятся ли персональные данные собственников помещений в МКД в открытом доступе?

В одной из предыдущих статей мы освещали проект Приказа Минстроя “Об утверждении правил оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах”, который можно посмотреть на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. Обсуждение проекта длилось с 29 октября и по 12 ноября текущего 2015 года. Сейчас законопроект находится на стадии принятия.

Персональные данные станут достоянием общественности

Ещё на стадии общественного обсуждения данный документ вызывал много недовольства среди управляющих компаний. Особенно это касается опубликования в открытом доступе персональных данных собственников помещений в МКД. Напомним, что согласно проекту Приказа Минстроя, в ГИС ЖКХ должны быть загружены сканы протоколов ОСС с указанием не только их ФИО, но и паспортных данных, номеров принадлежащих им квартир (комнат), а также реквизитов права собственности на недвижимое имущество в данном жилом доме.

Если документ будет принят, то общедоступными станут все персональные сведения о собственниках помещений в МКД. Под общественным доступом подразумеваются все источники раскрытия информации согласно законодательству. Сюда относятся сайт УК и портал Реформа ЖКХ, информационные стенды в офисе управляющих компаний (ПП РФ №731). Также эти персональные данные будут публиковаться в ГИС ЖКХ (ФЗ №209).

Почему граждане против публикации своих персональных данных в открытом доступе?

Дело в том, что раньше собственники помещений в МКД указывали свои личные данные только в решениях общего собрания, но не в протоколе. Тогда как протокол ОСС содержал лишь итоговый подсчёт голосов по вопросам повестки дня. Теперь же персональные сведения будут дублироваться и в решениях, и в протоколе ОСС.

Отметим также, что решения собственников не подлежат публикации в открытом доступе в отличие от протоколов общего собрания согласно жилищному законодательству (ст.47.1 ЖК РФ). В итоге все персональные данные об участниках общего собрания собственников помещений в МКД, которые по ФЗ №152 являются конфиденциальными, станут общедоступными.

К чему это приведёт? Понятное дело, что собственники помещений в МКД неохотно делятся своими персональными данными с управляющими компаниями, не говоря уже о разрешении на публикацию их в открытом доступе. По всей видимости принятие данного законопроекта приведёт к тому, что жильцы дома просто перестанут собираться на общие собрания, чтобы обезопасить себя от публикации сведений в открытом доступе. Необходимо сделать небольшую ремарку, что и сейчас собственники помещений с огромной неохотой идут на голосование по вопросам повестки дня на ОСС. Поэтому можно сделать вывод, что данный проект Приказа Минстроя их не обрадует.

Комментарий от Минстроя

По заявлению замглавы Минстроя Андрея Чибиса, протоколы ОСС по жилищному законодательству хоть и подлежат размещению в ГИС ЖКХ, но это не значит, что они будут доступны широкой общественности. Всем пользователям системы будут выдаваться разные права и полномочия в зависимости от их статуса. А информация будет публиковаться либо в открытой, либо в закрытой части системы.

Следовательно, и доступ к персональным сведениям будут иметь далеко не все пользователи, а лишь определённая группа лиц. Например, данные о платежах смогут увидеть только потребители ЖКУ и управляющие компании либо товарищества. Остальные пользователи системы их увидеть не смогут, поскольку персональные данные, содержащиеся в соответствующих документах, при размещении в ГИС ЖКХ, будут скрыты.

По словам Чибиса, именно поэтому принятие проекта закона ни коим образом не нарушает прав граждан по охране персональных данных. Напротив, утверждённые нормы в законопроекте позволят собственникам помещений в МКД и управляющей компании, а также ГЖИ судить о легитимности протокола ОСС. Подробная информация о собственниках помещений в МКД и их квартирах необходима для подтверждения результатов голосования.

Когда допускается обработка персональных данных граждан без их согласия

Бывают случаи, когда управляющую компанию о персональных данных жильцов дома запрашивают собственники/наниматели помещений в МКД или различные органы. В таких ситуациях нужно определить, на каком основании и с какой целью осуществляется данный запрос физическими или юридическими лицами.

По ст.7 ФЗ №152 от 27.07.2006 года «О персональных данных» операторы и другие лица, получившие доступ к персональным данным, не имеют права раскрывать третьим лицам или распространять персональные данные без согласия их владельцев, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, в ст.9 ФЗ №152 сказано, что владелец персональных данных принимает самостоятельное решение о предоставлении своих персональных данных и даёт добровольное согласие на их обработку. Но и здесь есть исключения.

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

По ст.24 ФЗ №152 лица, нарушившие требования данного закона, несут предусмотренную законодательством РФ дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Поэтому оператор персональных данных: сотрудники управляющих компаний, — не имеют права предоставлять третьим лицам информацию, содержащую персональные данные, без согласия их владельцев.

Например, если собственники помещений в МКД не согласны с результатами проведённого голосования и требуют от его инициатора предоставить им для ознакомления все материалы по проведению собрания, включая листы регистрации, решения и протоколы ОСС, то управляющая компания не вправе предоставлять им такие материалы.

Читайте так же:  Оспаривание решения суда вступившего в законную силу

Несогласные с результатами ОСС собственники помещений в МКД должны действовать через ГЖИ или суд с требованием о признании итогов голосования не легитимными. В таких случаях органы ГЖИ правомерны проверить документы, содержащие персональные данные собственников помещений в доме.

Подытоживая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что, в случае принятия проекта Приказа Минстроя, все персональные данные станут публичными, но лишь для тех групп лиц, которые будут иметь к ним доступ в источниках раскрытия информации.

Источник: http://roskvartal.ru/gis-zhkh/6125/poyavyatsya-li-personalnye-dannye-sobstvennikov-pomescheniy-v-mkd-v-otkrytom-dostupe

Новое в блогах

НАЕЗД на УК и ЕРЦ по направлению — ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

После публикации Марии Климовой

я просто обязан был скомпоновать макет для обращения

ВСЕМ ВСЕМ ВСЕМ

Очень рекомендуем

подать

В Федеральную cлужбу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций субъекта РФ

КОПИЯ — В прокуратуру района (для сведения)

от Дмитрия Витальевича

адрес, телефон, эмэйл

ЗАЯВЛЕНИЕ о совершенном правонарушении

Я проживаю по указанному выше адресу в многоквартирном доме. Считается, что дом находится под управлением управляющей организации УК (адрес, ИНН). Без моего согласия УК передала мои персональные данные Расчетно-Информационному Центру (адрес, ИНН), а последний незаконно занимается обработкой моих персональных данных для составления платежных документов, выставляемых за якобы предоставленные услуги ЖКХ. Хотя само требование оплаты услуг, предоставляемых в обход закона, не может восприниматься иначе как поборы и открытое противопоставление закону.

Со мною никаких договоров никто не заключал; согласия на обработку моих персональных данных и на передачу моих персональных данных я никому никогда не давал(а). Это означает, что каждой из названных организаций нарушено положение ч. 4 ст. 9 Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», согласно которого передача персональных данных осуществляется без письменного согласия собственников на обработку (передачу) их персональных данных. Кроме того сама процедура передачи не содержат описания используемых оператором способов обработки персональных данных; срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва.

Определением Конституционного суда РФ от 28.01.2016 № 100-О постановлено

Согласно ст. 13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

На основании изложенного
ПРОШУ

привлечь к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.13.11 КоАП РФ

1. Управляющая Компания

ИНН 662602055

2. Расчетно-информационный Центр

ИНН 6659190553

О Вашем решении прошу уведомить

Со своей стороны для понуждения неисправного участника рынка услуг ЖКХ к устранению нарушений своих законных прав объявляю о приостановлении оплаты по счетам за услуги по содержанию общего имущества и коммунальные услуги до полного устранения описанного нарушения права.


Источник: http://maxpark.com/community/1574/content/5786167

ФИО и номер квартиры — это персональные данные? Можно ли их распространять без ведома лица, кому они принадлежат?

Председатель распространяет информацию: ФИО и номер квартиры разных жителей нашего дома. Является ли это нарушением закона «О персональных данных» или какого-нибудь ещё закона?

Да, является. Именно этого закона.

Благодарю за ответ!

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Таким образом, сведения о фамилии, об имени, отчестве, а также адресе физического лица, составе его семьи и др. являются персональными данными, не относящимися к общедоступным. Их распространение возможно только с согласия в письменной форме субъектов персональных данных.

За нарушение данного правила установлена ответственность.

В соответствии со ст. 24 Закона №152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность.

В частности, ст. 13.11 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей, на юридические лица — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152 — ФЗ «О персональных данных», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является Роскомнадзор, в полномочия которого входит осуществление контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Обращения о фактах нарушения законодательства о персональных данных следует направлять в Управление Роскомнадзора.

Источник: http://www.9111.ru/questions/16510647/

Согласие собственников на передачу персональных данных

«В отношениях, где нет согласия, добра не бывает».

Верно ли данное изречение по отношению к собственникам помещений МКД в ситуации при смене способа управления или управляющей организации рассмотрим ниже.

Исходя из требований ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управляющая организация (далее — УО) в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую и иную документацию на многоквартирный дом, связанную с управлением таким домом вновь выбранной УО.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ Правительство Российской Федерации 15.05.2013 г. Постановлением № 416 утвердило Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила 416).

В силу п. 20 Правил 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.

В состав иных документов, подлежащих передаче при смене управляющей организации (далее – УО) включается также реестр собственников помещений в МКД, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) (пп. «д(1)» п. 26 Правил 491 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2018 № 1090).

Положениями части 3.1 статьи 45 ЖК РФ установлено, что УО обязана вести реестр собственников помещений в МКД, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать их ФИО, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является данное лицо, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При этом, данная норма позволяет не получать согласие собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре в случае, установленном настоящей статьей, а именно, при поступлении запроса о предоставлении такого реестра в целях созыва и организации проведения ОСС.

За отказ либо уклонение от передачи технической документации и иных связанных с управлением многоквартирным домом документов статьей 7.23.2. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно пп. «б» п. 4 Правил 416 сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров, включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных рассматриваются как стандарт управления МКД.

Читайте так же:  Жалоба на действия прокурора в суд

Как следует из вышеприведенных норм, при смене УО обязанность по передаче реестра собственников помещений в МКД возлагается на ранее управлявшую МКД организацию.

Стоит отметить, что отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон 152-ФЗ).

По общему правилу обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона 152-ФЗ).

Под обработкой персональных данных (далее — ПД) понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (ст. 3 Закона 152-ФЗ).

В силу требований ст. 7 Закона 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, обработка персональных данных допускается в том случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (пп. 5 п. 1 ст. 6 Закона 152-ФЗ).

Как следует из содержания данной нормы закона, согласие субъекта персональных данных на обработку указанных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.

Данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Апелляционным определением Пермского краевого суда от 14.10.2015 по делу № 33-11127/2015 по спору между заемщиком и банком.

Аналогичный вывод содержится также в Апелляционном определении Ленинградского областного суда от 21.02.2018 № 33-337/2018 по делу № 2-2350/2017:

«Из изложенного следует, что обработка персональных данных допускается или с согласия субъекта персональных данных или в случаях необходимости исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, то есть одной из сторон является лицо, осуществляющее в соответствии с заключенным договором в дальнейшем обработку персональных данных субъекта, а другой стороной договора (или выгодоприобретателем, поручителем) является субъект персональных данных.

Таким образом, названные положения (п/п 1 и п/п 5 пункта 1 статьи 6 Закона) защищают субъектов персональных данных от несанкционированного доступа к их данным со стороны других граждан, криминальных структур, представителей государственных органов, служб, организаций и учреждений, не имеющих на то соответствующих полномочий, путем регулирования порядка доступа субъектов к персональным данным».

Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит прямого указания на получение от собственников помещений МКД согласия на передачу их персональных данных в случаях если такие данные требуются третьему лицу во исполнение договора, стороной по которому будут выступать все те же собственники помещений МКД, в некоторых регионах позиция контролирующих органов сводится к тому, что даже в рассматриваемой ситуации управляющим организациям необходимо заручиться согласием собственников на передачу их данных новой УО.

Об отсутствии обязанности УО на получение согласия собственников при переходе МКД в другую УО свидетельствует следующая судебная практика.

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу № А12-47509/2015 по делу о рассмотрении заявления УО о признании незаконным и отмене постановления ГЖИ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.2. КоАП РФ.

При проведении проверки Инспекцией, в том числе, были выявлены нарушения, выразившиеся в том, что сведения о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также использующих общее имущество в МКД на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая актуальные списки в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, в ООО «МУК г. Волгограда» из ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» переданы не были.

«Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем соответственно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раздела V Правил, подпункта «б» пункта 4, пункта 19 Правил.

Административный орган квалифицировал по части 1 статьи 7.232 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допущенные нарушения…

В соответствии с апелляционной жалобой заявитель считает, что не нарушил требования части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в части передачи технической документации и иных связанных с управлением многоквартирными домами документов (информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также использующих общее имущество в многоквартирных домах на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая актуальные списки в электронном виде и (или) на бумажных носителях, поскольку документы не переданы в связи с необходимостью соблюдения требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из доказанности события административного правонарушения и вины ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» на основании следующего:

«По мнению апелляционной коллегии, выводы суда первой инстанции законны и обоснованы, доводы апелляционной жалобы — несостоятельны.

Передача в адрес ООО «МУК г. Волгограда» сведений о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирных домах на основании договоров, не нарушает требований действующего законодательства о защите персональных данных.

Обязанность по передаче сведений о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирных домах на основании договоров, закреплена в подпункте «б» пункта 4, пункте 19 Правил.

Обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем (подпункт 5 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Документация на многоквартирный дом, в том числе сведения о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также о лицах, использующих общее имущество в домах на основании договоров, необходима для корректного и правомерного начисления платы за жилищно-коммунальные услуги с учетом сведений о количестве зарегистрированных граждан, наличии (отсутствии) приборов учета и т.д.

ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда», нарушив требования Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил , совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал в удовлетворении требования».

Компания «Бурмистр.ру» создает сайты для управляющих компаний и ТСЖ. Ресурсы отвечают всем требованиям законодательства. Более подробная информация о сервисе тут.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или воспользуйтесь формой ниже.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika51303298/soglasie-sobstvennikov-na-peredachu-personalnykh-dannykh/

Персональные данные собственника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here