Порядок подачи жалобы в надзорный суд

Помощь по теме: "Порядок подачи жалобы в надзорный суд" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

(действующая редакция ст. 391.1 ГПК РФ, комментарий статьи кодекса)

1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) -2) утратили силу;

3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

6) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Комментарии статьи 391.1 ГПК РФ в действующей редакции кодекса

Гражданский процессуальный кодекс предусматривает три вида пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, а именно: пересмотр в кассационном порядке, пересмотр в порядке надзора и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.

В последнее время надзорный пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, переживает период кардинального реформирования. Можно выделить основные направления, по которым идет реформирование данной стадии процесса.

Во-первых, это установление временного отрезка, в рамках которого возможен пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу. Ранее законодательство предусматривало возможность бессрочного опротестования в надзорном порядке судебных актов, вступивших в законную силу. Данное положение, будучи определенной гарантией проверки законности вступивших в законную силу судебных актов, тем не менее не могло способствовать стабильности судебных постановлений.

Во-вторых, предоставление права на надзорное обжалование судебных постановлений, вступивших в законную силу, не только перечисленным в законе должностным лицам, но и лицам, участвующим в деле. Здесь отражается общая тенденция к сокращению полномочий прокуратуры в гражданском процессе, в том числе в надзорном производстве.

В-третьих, законодательному регулированию подвергается деятельность различных субъектов до вынесения решения о пересмотре судебного постановления, вступившего в законную силу. Речь идет о принесении надзорной жалобы и ее проверке, об истребовании дела для решения вопроса о необходимости пересмотра судебного постановления в судебном порядке.

Все перечисленные выше тенденции нашли свое отражение и в комментируемом Кодексе. Несмотря на новое видение содержательной части пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в надзорном порядке значимость данной стадии процесса осталась прежней: это гарантия вступления в законную силу и исполнения законных судебных актов и возможности исправления допущенных судебных ошибок, обеспечения единства судебной практики.

Надзорное производство сохраняется в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений. Полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора сохраняются исключительно за Президиумом Верховного Суда РФ.

Право на обращение в суд надзорной инстанции является проявлением конституционного принципа права на судебную защиту. В связи с этим комментируемая статья полностью соответствует названному принципу, предусматривая широкий круг субъектов, обладающих данным правом.

В ч. ч. 1, 2 настоящей статьи 391.1 ГПК РФ указано на объекты пересмотра в надзорном порядке и субъекты, наделенные правом инициирования пересмотра судебных актов в порядке надзора. Перечень объектов пересмотра в порядке надзора носит исчерпывающий характер. Приведенный перечень судебных актов, которые могут быть проверены Президиумом Верховного Суда РФ, свидетельствует о том, что предметом надзорной проверки может стать не любое судебное решение, обжалованное заинтересованными лицами. Согласно Рекомендациям Комитета министров Совета Европы и прецедентной практике Европейского суда по правам человека в суде надзорной инстанции должны рассматривать только те дела, которые «заслуживают третьего судебного разбирательства», поэтому «их круг может быть ограничен делами, которые касаются вопросов права, имеющих значение для общества в целом».

Судебные постановления, принятые по первой инстанции (п. п. 1 — 3 ч. 2 комментируемой ст. 391.1 ГПК РФ в действующей редакции) и подлежащие обжалованию в надзорном порядке, должны вступить в законную силу. Это обязательное требование. В противном случае, т.е. если они не вступили в законную силу, они могут быть обжалованы в апелляционном порядке.

Часть 1 комментируемой статьи 391.1 ГПК РФ также определяет субъектов, которым предоставлено право принесения надзорной жалобы. К ним закон отнес лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Указанные лица (за исключением прокурора) обращаются с жалобой. Если в рассмотрении дела участвовал прокурор, то в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда вправе обращаться Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Согласно действующему законодательству к лицам, участвующим в деле, отнесены: стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. ст. 4, 46 и 47 настоящего Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. 34 ГПК РФ). К моменту обжалования судебного постановления в порядке надзора возможно возникновение правопреемства. Правопреемник лица, участвующего в деле, также обладает правом обжалования судебного постановления, вступившего в законную силу, в надзорном порядке.

Помимо лиц, участвующих в деле, закон предоставляет право обратиться с надзорной жалобой другим лицам, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Из сказанного следует, что названные лица не выступали в процессе в качестве участвующих в деле, но судебным постановлением затронуты их права и законные интересы.

Поскольку лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, вправе действовать через представителя, то последний может быть наделен полномочием на принесение в соответствующий суд надзорной жалобы. При этом полномочия представителя на обжалование судебных постановлений ГПК РФ относит к специальным полномочиям, о которых необходима оговорка в доверенности (ст. 54 ГПК РФ).

Читайте так же:  Отзыв на исковое заявление о расторжении брака
Обратите внимание!

Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика на основании ст. 50 ГПК РФ, вправе обжаловать решение суда в порядке надзора, поскольку он имеет полномочия не по соглашению с ответчиком, а в силу закона и указанное право объективно необходимо для защиты прав ответчика, место жительства которого неизвестно.

Из комментируемой статьи 391.1 ГПК РФ в действующей редакции исключено положение о том, что производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений как дополнительный способ обеспечения правосудности судебных постановлений предполагает возможность его использования только в том случае, если заинтересованными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу (ч. 2 ст. 376, ст. 377 ГПК РФ).

Если дело рассматривалось в апелляционном или кассационном порядке, то судебные постановления по делу могут быть обжалованы в порядке надзора не только лицом, по жалобе которого дело проверялось судом второй инстанции, но и другим участвующим в деле лицом, не подававшим апелляционную или кассационную жалобу. Это положение относится и к лицам, не принимавшим участия в деле, чьи права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Часть 3 комментируемой ст. 391.1 ГПК РФ содержит специальное правило, относящееся к прокурорам. Ранее определенные в законе должностные лица прокуратуры (так же как и суда) наделялись правом принесения протеста на вступившие в законную силу судебные постановления. На основании данных протестов проводилось рассмотрение дела в порядке надзора. В соответствии с ГПК РФ прокуратура не обладает таким полномочием. Правом на подачу представлений о пересмотре судебных постановлений в Президиум Верховного Суда РФ обладает только Генеральный прокурор РФ или его заместители при условии, что в рассмотрении дела участвовал прокурор независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

Дополнительный комментарий к статье

Объект надзорного производства лишь на первый взгляд остался неизменным. Как это было до 2012 г., вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора. В этом проявляется их единственное сходство с современным производством в суде кассационной инстанции. Тем не менее отличительной чертой, которая отграничивает компетенцию судов кассационной инстанции от компетенции Президиума ВС РФ, являются решения, определения, постановления, вынесенные судебными органами, указанными в ч. 2 ст. 391.1 ГПК.

Нововведением для надзорного производства стало существенное сужение перечня судебных актов, которые могут быть обжалованы в порядке надзора. Формулировка ст. 391.1 ГПК РФ в действующей редакции позволяет выделить их признак: все они должны быть предварительно рассмотрены в ВС РФ или в соответствующей коллегии ВС РФ.

Постановлением Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 10 утвержден новый Регламент ВС РФ, что стало следствием принятия ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». В частности, скорректирована структура ВС РФ. Таким образом, в состав ВС РФ вошли новые коллегии.

Право на обращение в Президиум ВС РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора существует также у Генерального прокурора РФ и его заместителя, если они участвовали в рассмотрении дела.

Судебная практика к статье 391.1 ГПК РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»

7. Лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых суд принял судебный акт, лица, чьи права, свободы и законные интересы нарушены судебным актом, при обжаловании этих судебных актов пользуются правами и исполняют обязанности лиц, участвующих в деле, в том числе связанные с возмещением судебных издержек (часть 3 статьи 320, часть 1 статьи 376, часть 1 статьи 391.1 ГПК РФ, часть 2 статьи 295, часть 1 статьи 318, часть 1 статьи 332, часть 1 статьи 346 КАС РФ, статья 42 АПК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

2. В соответствии с частью 1 статьи 376, частью 2 статьи 377 ГПК РФ в кассационном порядке могут быть обжалованы вступившие в законную силу:

решения, определения районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей, принятые ими по первой инстанции, судебные приказы;

апелляционные определения, вынесенные судами по результатам рассмотрения дел по апелляционным и частным жалобам, представлениям, за исключением апелляционных определений Верховного Суда Российской Федерации (пункты 4 — 5 части 2 статьи 391.1 ГПК РФ);

определения, вынесенные судами апелляционной инстанции, указанными в пунктах 1 и 2 статьи 320.1 ГПК РФ, об оставлении без рассмотрения по существу апелляционных жалобы, представления на основании пункта 4 статьи 328 ГПК РФ и другие определения;

постановления президиумов областных и равных им судов.

6 комментариев к “ Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора ”

везде отказ. подана жалоба председателю В С. Получена им 16.04.19. 17.04. истекает срок обращения в кассацию. когда можно подать надзорную жалобу и можно ли ?

В вашем случае надзорная жалоба не подается.

16 мая 2019г. Определение Верховного суда РФ получено 29.5.19. в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам отказано. Когда истекает срок на подачу надзорной жалобы?

3-месячный срок считается с момента вынесения кассационного определения.

Какой срок установлен для подачи надзорной жалобы на решение, вступившее в законную силу, по гражданскому делу

Статья 391.2 ГПК РФ — судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Источник: http://vseiski.ru/statya-391-1-gpk-rf.html

Обжалование в порядке надзора

Последняя инстанция для отмены любого судебного решения по гражданскому делу – это обжалование в порядке надзора.

ГПК РФ позволяет обжаловать вступившие в силу судебные постановления при условии, что пройдены стадии апелляционного и кассационного обжалования. Обжалованию в порядке надзора посвящена глава 41.1 ГПК РФ. Как проходит эта стадия, узнаете ниже.

Читайте так же:  Размер госпошлины жалоба на определение суда

Содержание и сроки обжалования в порядке надзора

Надзорная жалоба по гражданскому делу подается сразу в Верховный Суд РФ. Она должна содержать данные инициатора пересмотра дела с указанием его гражданско-процессуального статуса в деле: истец, ответчик, третье лицо, и адресом местожительства, данные всех лиц, участвующих в деле, их адреса, перечень и краткое содержание всех судебных решений, постановлений или определений суда апелляционной инстанции, принятых по делу, основания и доводы для их пересмотра, просьбу инициатора надзора. Такая просьба должна выражаться в указании на точное решение, которое по мнению заявителя надлежит суду принять. О подсудности при обжаловании в порядке надзора – статья 391.1 ГПК РФ.

Жалобу обычно направляют посредством почтовой связи. Если по каким-то причинам пропущен срок обжалования в порядке надзора, в тексте жалобы необходимо просить о восстановлении срока по надзорной жалобе (или подать отдельное заявление о восстановлении срока по надзорной жалобе). Причины должны быть уважительными и подтверждены документально. Подписывается документ либо инициатором жалобы, либо его представителем – в доверенности на представление интересов в суде специально должно быть оговорено такое полномочие.

Жалоба в порядке надзора со всеми материалами и копиями (по числу участвовавших в деле лиц) подается в течение 3 месяцев с даты вступления в силу судебного постановления. Принятые по делу решение и постановления являются обязательной частью надзорной жалобы (приложение).

Государственная пошлина оплачивается в размере 300 руб., если заявитель – физическое лицо, 6 000 руб. – если организация. Можно подготовить заявление об освобождении от уплаты или о предоставлении отсрочке госпошлины.

Обжалование в порядке надзора: кто заявитель

В порядке надзора в Верховный Суд РФ вправе обратиться участники гражданского дела, прокурор – когда его участие было обязательно в суде 1 инстанции.

Обжаловать судебное постановление в порядке надзора могут и иные лица, в случае, если вынесенные судебные постановления нарушают их права и интересы. Только такие обстоятельства придется доказывать в общем порядке. То есть представлять доказательства по гражданскому делу, отсутствие судебных извещений (так как не привлекались ни соответчиком, ни третьим лицом) и просить отменять решения по причине не участия в деле.

Как проходит обжалование в порядке надзора

После подачи жалобы в надлежащую судебную инстанцию определяется ее судьбу: при нарушении сроков подачи, содержания, ненадлежащем заявителе жалоба возвращается. Верховным Судом РФ по указанному вопросу будет вынесено определение суда в течение 10 дней с даты поступления материалов. Аналогичное решение принимается, если заявитель подаст ходатайство о возвращении жалобы.

Судья примет решение: передать ли жалобу и все материалы на рассмотрение по существу или отказать заявителю в передаче дела. Дело направляется в соответствии с определением суда, копия которого направляется также всем лицам, участвующим в деле. Рассмотрение жалобы происходит в Президиуме Верховного Суда РФ в течение 2-3 месяцев в судебном заседании с участием явившихся извещенных лиц.

Основания для отмены судебного постановления установлены также ГПК РФ:

  • нарушение постановлением конституционных прав или прав, охраняемых нормами международного права,
  • нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ,
  • при применении норм материального права в указанном случае нарушено единообразие в толковании норм права.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы по гражданскому делу суд вправе:

  • отменить все или часть судебных решений и постановлений по делу,
  • направить его на новое рассмотрение, возможно, в новом составе,
  • прекратить производству по делу и т.п.

Результатом обжалования в порядке надзора станет вынесение Верховным Судом РФ постановления, которое вступит в силу немедленно после оглашения и обжалованию не подлежит, кроме случаев пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Источник: http://iskiplus.ru/obzhalovanie-v-poryadke-nadzora/

Что нужно знать при подаче надзорной жалобы на решение суда

Видео (кликните для воспроизведения).

Уважаемые посетители!
Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.
Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Ну а лучше, позвоните нам по телефонам!
Это быстрее и бесплатно !

Настойчивость в достижении цели часто вознаграждается. Это же высказывание применимо и к гражданскому процессу.

Так как иногда удаётся добиться ожидаемого от суда результата только в надзоре, когда все судебные постановления по делу уже вступили в силу.

Что же нужно знать при подаче надзорной жалобы на вступившие в законную силу судебные акты? Какой порядок подачи надзорной жалобы по гражданскому делу?

Как и куда подается надзорная жалоба

Надзор, является только очередной ступенью для тех перед кем стоит конкретная цель. А надзорная жалоба является, в сущности, воплощением данной цели и содержит чёткое пожелание об изменении ранее состоявшихся судебных решений, определений и постановлений.

Правомочия по подаче надзорной жалобы вкладываются в руки тех, кто участвовал в рассмотрении дела на предыдущих стадиях или так или иначе заинтересован в исходе дела.

Вместе с тем, при этом одной лишь заинтересованности мало. Требуется проявление инициативы, которая будет выражена в надзорной жалобе как таковой.

Порядок обжалования в надзоре также четко оговорен действующим процессуальным законодательством. Надзорная жалоба подлежит рассмотрению непосредственно Верховным Судом РФ. И именно в этот орган она должна быть подана.

Закон предусматривает и требования к содержанию надзорной жалобы по гражданскому делу. Предлагаемый образец жалобы в надзорную инстанцию содержит всю необходимую информацию.

Напомним, в ней не только следует указать полное наименование того судебного органа, куда она направляется и указать всех участников процесса.

В жалобе на решение суда обязательна ссылка на тот судебный акт, который подлежит обжалованию и полное раскрытие и обоснование тех обстоятельств по которым судебный акт подлежит отмене или изменению.

Подача надзорной жалобы является началом для рассмотрения высшей судебной инстанцией изложенных в ней позиций. И для успеха в надзорной инстанции потребуется максимальное внимание ко всем деталям процесса.

Хотелось бы отметить, при всем этом нельзя забывать и о некоторых юридических формальностях, таких как, соблюдение процессуальных сроков и ссылки на положения Гражданского процессуального кодекса РФ.

Читайте так же:  Предварительное решение суда по гражданскому делу

Срок подачи надзорной жалобы

Кроме описанных выше требований законодательно установлен конкретный временной промежуток в течение, которого возможна подача надзорной жалобы. Начальной точкой данного временного отрезка будет являться момент вступления в законную силу судебного решения.

Срок подачи надзорной жалобы ограничивается 3 месяцами. Обжалование по окончании данного периода времени повлечёт возвращение жалобы заявителю, но при этом существует возможность восстановления срока подачи надзорной жалобы.

Образец надзорной жалобы в Верховный Суд РФ

К составлению надзорной жалобы по гражданскому делу следует подойти с особой тщательностью, так как в рамках Российской судебной системы она является последним шансом на исправление ситуации.

В ней необходимо не только сформировать позицию и грамотно обосновать её, но и соблюсти требования закона. Для того чтобы оформление было на высоте можно ознакомиться с представленным образцом надзорной жалобы в Президиум Верховного суда. Он поможет применить на деле юридические формулировки и полностью проследовать существующей форме.

Кроме этого образец надзорной жалобы в Верховный Суд РФ покажет правильно сформулированные просьбы к суду. А значит, повысит шансы на успех обращения в высшую судебную инстанцию.

Не стоит искать на просторах интернета образец надзорной жалобы, его можно скачать на данном сайте, для этого нужно просто воспользоваться предлагаемой ссылкой.

Источник: http://sud-isk.ru/nadzor/chto-nuzhno-znat-pri-podache-nadzornoj-zhaloby-na-reshenie-suda.html

Надзорная жалоба по гражданскому делу

​Надзорная жалоба в Верховный суд РФ по гражданскому делу – последняя возможность обжаловать судебный акт. Правда, учитывая очень ограниченный перечень оснований для обращения с жалобой, лишь единицы гражданских дел доходят до этой стадии пересмотра решений нижестоящих судов. Формально подготовить и подать обращение в Верховный суд – несложно. Но очень трудно найти основание и доказать его наличие. Именно на этом и необходимо делать акцент при составлении жалобы.

Какие судебные акты обжалуются в порядке надзора

В Президиум Верховного суда РФ обжалуются:

  1. Принятые в первой инстанции решения судов субъектов федерации (областных, краевых и т.п.), окружных (флотских) военных судов и Верховного суда РФ при условии, что такие решения были рассмотрены в апелляционном порядке на уровне Верховного суда РФ.
  2. Определения Апелляционной коллегии ВС РФ.
  3. Апелляционные и кассационные определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ.

Таким образом, пересмотру в порядке надзора судебные акты районных судов и мировых судей не подлежат. Чтобы дела, по которым принимались эти решения, дошли до Президиума ВС РФ, они должны пройти все этапы обжалования – от апелляции до второй кассации в Судебной коллегии по гражданским делам. Однако и в этом случае предметом пересмотра будет не решение местного суда, а последнее решение (решения), принятые на уровне Верховного суда РФ.

Основания для обжалования

Все основания для подачи надзорной жалобы носят принципиальный характер – нарушения должны затрагивать фундаментальные основы права и правоприменения. Здесь несогласие с обжалуемым актом – вторично. Необходимо, чтобы было как минимум одно из трех возможных нарушений:

  • нарушены конституционные или закрепленные международными актами права (свободы) человека и гражданина;
  • нарушены публичные интересы или права неограниченного круга лица;
  • нарушено единообразие толкования и применения правовых норм – в обжалуемом судебном акте есть противоречия разъяснениям Пленума или Президиума Верховного суда РФ.

В надзоре обжалуются исключительно вступившие в силу решения. При этом обратиться в Президиум ВС РФ можно, если не прошло 3 месяца с момента вступления судебного акта в законную силу. Срок восстанавливается, если его пропуск связан с уважительными причинами и их можно подтвердить.

Учитывая практику надзорного обжалования, в большинстве случаев в качестве основания используется нарушение единообразия толкования норм и правоприменения. Этот аспект часто встречается и его, как правило, проще доказать, чем наличие других оснований. Нередко самостоятельно или дополнительно к указанному основанию в жалобах идет ссылка на нарушение публичных интересов. Что касается первого основания, то при его наличии обычно первоначально ставится вопрос, куда обращаться – либо в Верховный суд с надзорной жалобой, либо в Конституционный суд РФ.

Как составить и направить жалобу

Жалоба составляется в письменном виде. И это последний этап подготовки обращения, которому предшествуют:

  1. Изучение материалов гражданского дела, его хода, всех принятых по делу решений, в том числе апелляционного и кассационных.
  2. Определение, какой именно судебный акт требует пересмотра в порядке надзора и в чем должен заключаться пересмотр – отмена этого акта или внесение в него изменений, в полном объеме или в какой-то части.
  3. Определение основания (оснований) для надзорного обжалования – с точки зрения формальных требований ст. 391.9 ГПК РФ и с позиции того, в чем конкретно заключаются нарушения.
  4. Определение возможности доказать наличие оснований для жалобы, перечня и содержания доказательств.
  5. Определение всей совокупности доводов, которые должны присутствовать в жалобе и смогут подтвердить ее законность и обоснованность.

Немаловажно изначально понять, какие цели и задачи должна решать жалоба. Самый очевидный вариант – добиться пересмотра обжалуемого акта путем его отменены или изменения. Однако именно эта цель далеко не всегда ставится в числе приоритетных.

Количество жалоб и дел, рассматриваемых в порядке надзора, невелико. Ничтожно мало, соответственно, и количество удовлетворенных жалоб. Основной массив жалоб по гражданским делам приходится на апелляцию и кассацию, при этом по мере продвижения по стадиям обжалования количество обращений и их удовлетворений кратно сокращается. Это связано не только с тем, что жалобы необоснованы или недостаточно обоснованы. Во многом это связано с тем, что изначально не ставится цель добиться полного удовлетворения жалобы. Очень многие юристы и адвокаты, а также прокуратура обращаются с жалобами (представлениями) в Президиум ВС РФ только для того, чтобы в спорных вопросах, при неоднозначной судебной практике поставить окончательную точку и получить четкую позицию (мнение) высшей судебной инстанции. Так рождаются прецеденты. Так поднимаются и разрешаются вопросы, которые потом становятся предметом разъяснений Президиума и Пленума Верховного суда РФ.

Что должно быть в жалобе:

  1. Наименование суда.
  2. Данные заявителя – ФИО/название организации, процессуальный статус, сведения о месте жительства/нахождении, другая контактная информация.
  3. Данные других участников процесса (по аналогии с заявителем).
  4. Перечисление всех судов, ранее рассматривавших дело, и всех принятых по делу решений, а также их содержание (основные моменты).
  5. Перечисление судебных актов, которые обжалуются в порядке надзора.
  6. Указание оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов.
  7. Доводы и доказательства, подтверждающие обоснованность жалобы, наличие оснований для пересмотра судебных решений и другие аспекты, на которые заявитель ссылается в жалобе.
  8. Просьба, которая адресуется надзорной инстанции – чего хочет добиться заявитель.
  9. Перечень приложений к жалобе.
  10. Дата и подпись.
Читайте так же:  Фуд сити без патент грузчик работа

Если нужно восстановить срок обжалования, ходатайство об этом можно указать в тексте жалобы. Но если это займет много места, нарушит логическую последовательно изложения, усложнит текст, то ходатайство рекомендуется готовить в виде отдельного документа. К этом ходатайству или к жалобе необходимо приложить документы, которые подтверждают наличие уважительных причин пропуска срока.

Для подготовки жалобы часто используются образцы. Как правило, они носят типовой характер, в них нет как такового предметного содержания по существу дела, и есть только основные формулировки, отвечающие процессуальным требованиям. Это своего рода шаблоны. При поиске образцов обязательно обращайте внимание на их актуальность. Основное содержание жалобы нужно будет излагать самостоятельно. Если с этим есть проблемы, вы не знаете, как и чем аргументировать жалобу, сомневаетесь, что все сделаете по правилам – нет смысла работать над документом самостоятельно. В этом случае необходимо обратиться к юристам (адвокатам), которые подготовят только текст жалобы или все материалы по ней.

Жалобу направляют непосредственно в Президиум Верховного суда РФ. Если вы намерены делать это в электронной форме, предварительно ознакомьтесь с правилами на сайте ВС РФ. Жалобу также можно представить лично – в Приемную Верховного суда РФ (Москва, ул. Поварская, д. 13, подъезд № 2). Или направить Почтой РФ (121260, Москва, ул. Поварская, д. 15).

Источник: http://urlaw03.ru/ip/article/nadzornaya-zhaloba-po-grazhdanskomu-delu

Обжалование судебного акта в порядке надзора в гражданском судопроизводстве

Особенности пересмотра судебных актов в порядке надзора

Пересмотр судебных актов в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса, существование которой обусловлено необходимостью предоставления гражданам и организациям дополнительных гарантий защиты их прав и интересов, а также для обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права. Понимание сущности данного института гражданского процессуального права имеет немаловажное значение как для законодателя, так и для правоприменителя, а многочисленная судебная практика только подтверждает актуальность рассмотрения данной темы.

Пересмотр судебных актов – решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, в порядке надзора имеет свою специфику, которая выражается в следующем.

Во-первых, в наличии особого субъекта пересмотра (согласно поправкам, внесенным в ГПК РФ в 2010 году (ФЗ от 09.12.2010 № 353-ФЗ) им может являться только Президиум Верховного Суда РФ (далее по тексту – ВС РФ).

Во-вторых, в специфике предмета пересмотра, в рамки которого включены решения судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу и бывшие предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ, а также вступившие в законную силу акты ВС РФ – определения Верховного суда и его коллегий (ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ).

Следует пояснить, что закрепленный законодателем порядок подачи жалобы в надзорную инстанцию, минуя кассационное производство, не является нарушением процессуального движения дела по стадиям. Это объясняется тем, что дело уже было в ВС РФ на апелляционном рассмотрении, по нему было вынесено постановление, а кассационный порядок пересмотра, согласно ч. 1 ст. 376 ГПК РФ, исключает пересмотр постановлений ВС РФ (Определения Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 2210-О; от 17.07.2014 № 1598-О)

В-третьих, следует обратить внимание на срок подачи надзорной жалобы, представления – это три месяца с момента вступления в законную силу судебного постановления. Он подлежит восстановлению по уважительной причине (если таковой ее признает суд первой инстанции, которым и разрешается вопрос о восстановлении срока).

В-четвертых, Президиум ВС РФ имеет право проверять правильность применения и толкования норм права только в пределах обжалуемой надзорной жалобы, представления (или в их обжалуемой части), выйти за которые он вправе лишь в исключительных случаях в интересах законности.

Еще одна немаловажная особенность надзорного производства выражается в том, что в рассматриваемом порядке пересмотра не применяется институт оставления без движения жалобы, представления.

Надзорная жалоба, представление

Жалоба на определенный судебный акт подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле (их перечень приведен в ст. 34 ГПК РФ) или другими лицами, права, законные интересы которых были нарушены судебными постановлениями, вступившими в законную силу. В надзорной жалобе такого лица, не участвующего в деле, должно быть указано, какие именно права, свободы или его законные интересы нарушены. Эта норма является обязательной для доказательства наличия у лица права на обращение в суд надзорной инстанции и избежания риска возвращения жалобы без рассмотрения по существу.

Представление о пересмотре судебных актов может быть подано одним из следующих лиц: Генеральным прокурором РФ, его заместителем, Председателем ВС РФ, его заместителем (последними — в порядке особого производства).

Ст. 391.3 ГПК РФ устанавливает требования к содержанию жалобы, представления, обязательность ееего подписания лицом, подающим жалобу, представление (либо его представителем), а также необходимость предоставления копий судебных постановлений, принятых по делу, которые обязательно должны быть заверены в соответствующем суде. Надзорная жалоба, представление также дополняются документом (квитанцией), подтверждающим уплату государственной пошлины в размере 300 рублей (для физических лиц) и 6000 рублей (для организаций).

Надзорная жалоба, представление могут в некоторых установленных законом случаях (ст. 391.4 ГПК РФ) возвращаться лицу без рассмотрения по существу, если они не соответствуют требованиям, установленным в законе. Тогда заинтересованное лицо вправе: с одной стороны — исправить существенные недостатки и в пределах установленного законом срока направить новое обращение в надзорную инстанцию; или же, в иной ситуации — вновь обратиться с жалобой, представлением уже непосредственно на имя Председателя ВС РФ или его заместителя, если лицо, повторно обращающееся в суд, не согласно с ранее сделанным выводом судьи о допущенных недостатках. Однако, следует отметить, что практика применения данного института фактически отсутствует, что говорит о спорной необходимости его наличия в российском гражданском процессе.

Читайте так же:  Судебная военно врачебная экспертиза

Если же надзорная жалоба, поданы в срок и соответствуют требованиям закона, то они принимаются к производству.

Особенности предварительного рассмотрения дела судьей единолично

Рассмотрение надзорной жалобы, представления на предмет возможности передачи ее/его в надзорную инстанцию для рассмотрения по существу осуществляется судьей ВС РФ единолично по материалам, которые прилагаются к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. Несмотря на то, что на данную стадию – стадию «фильтрации» надзорных жалоб, представлений – не распространяются некоторые процессуальные правила (об извещении и вызове сторон, о проведении судебного заседания) обязательные для иных судебных процедур, это не противоречит конституционным принципам правосудия, а, наоборот, способствует исключению явно необоснованных обращений и повышению оперативности и эффективности пересмотра. (См. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 № 2-П)

Определением судьи, которое он выносит после изучения материалов дела, может быть отказано в передаче надзорной жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании Президиума ВС РФ (если основания, необходимые для пересмотра в порядке надзора, в материалах отсутствуют), либо на основании его определения жалоба, представление принимаются и передаются в Президиум ВС РФ. В случае же упомянутого выше отказа, Председатель ВС РФ, его заместитель имеют право не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче, вынести определение об отмене такого отказа и самостоятельно передать надзорную жалобу, представление для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ (ч. 3 ст. 381 ГПК РФ). Однако, если Председатель Президиума ВС РФ или его заместитель откажут заявителю в передаче жалобы/представления, такой отказ не может быть признан произвольным, так как данная норма закреплена законодательно и регулирует порядок рассмотрения надзорных жалоб в ВС РФ, исключая вынесение немотивированных решений по результатам рассмотрения надзорной жалобы, представления. (Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2012 № 363-О-О)

Практика свидетельствует о том, что такой порядок, при котором жалоба не всегда может быть передана на дальнейшее рассмотрение или на рассмотрение коллегиальным составом суда, по мнению заявителей, нарушает право каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство. Однако Конституционный Суд РФ опровергает такую позицию, мотивируя это тем, что пересмотр вступивших в законную силу постановлений имеет резервное значение и применяется в случае, когда уже исчерпаны все обычные первоначальные средства правовой защиты, реализация которых и должна обеспечивать гражданам конституционные права и гарантии (Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 № 429-О).

Порядок производства в надзорной инстанции

В рамках надзорного производства деятельность суда начинается в два этапа: изначально надзорная жалоба, представление принимаются к производству суда, а затем рассматриваются на предмет возможности передачи ее/его в надзорную инстанцию для дальнейшего рассмотрения по существу.

Общий срок рассмотрения дел в порядке надзора в ВС РФ составляет не более двух месяцев. Если дело истребуется — не более трех месяцев с возможностью продления максимум на два месяца. К сожалению, на практике, эти сроки соблюдаются не всегда, что, отчасти, объясняется загруженностью судей, хотя это и не соответствует законному принципу осуществления судопроизводства в разумный срок. По общему положению, не допускается приостановление исполнения решения суда, однако, в случае истребования дела, и при наличии просьбы в ходатайстве заинтересованных лиц это возможно.

После предварительного рассмотрения дела судьей единолично Президиум ВС РФ рассматривает поступившее дело в своем судебном заседании, о проведении которого лица, участвующие в деле, извещаются надлежащим образом, однако их неявка не будет препятствовать рассмотрению дела в порядке надзора. Указанные лица также получают копии определения о передачи надзорных жалобы, представления с делом и копии самих надзорных жалобы, представления, которые в обязательном порядке должен направить им суд надзорной инстанции.

Что касается представления новых доказательств, то на стадии пересмотра дела в порядке надзора закон не допускает такую возможность. Верховный Суд не может оценивать, устанавливать какие-либо обстоятельства или считать их доказанными, если вопрос об их актуальности уже был разрешен судом предыдущей инстанции.

Решение всех вопросов в рамках пересмотра дела в надзорном порядке решается в Президиуме большинством голосов. Срок, установленный для принятия постановления в судебном заседании Президиума ВС РФ – максимально два месяца. В ГПК РФ указания на возможность его продления или приостановления не содержится. Исчисляется данный срок со дня вынесения судьей определения.

Полномочия суда надзорной инстанции

По завершении процесса пересмотра в порядке надзора Президиум ВС РФ вправе осуществить одно из полномочий, предусмотренных ГПК РФ: оставить постановление суда предыдущей инстанции без изменения, а надзорную жалобу, представление, соответственно, без удовлетворения, или же отменить или изменить постановление суда предыдущей инстанции полностью или в части. В последнем указанном случае возможно несколько вариантов последующих действий: дело направляется в соответствующий суд на новое рассмотрение; либо заявление остается без рассмотрения; либо же суд, в целом, прекращает производство по делу. Если в оспариваемом судебном акте будет выявлена допущенная ошибка в применении и/или толковании норм материального права, то суд надзорной инстанции вправе отменить или изменить постановление суда предыдущей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение. Наконец, суд надзорной инстанции вправе оставить надзорные жалобу, представление, в целом, без рассмотрения по существу.

Пересматриваемые судебные постановления подлежат отмене/изменению лишь по некоторым основаниям, круг которых определен в ГПК РФ. Прежде всего, возможна отмена/изменение судебного постановления, если Верховный Суд установит, что оно нарушает права, свободы человека и гражданина, закрепленные как на внутригосударственном уровне Конституцией РФ, так и соответствующими актами на уровне международном. Вторым основанием является нарушение оспариваемым судебным актом прав и законных интересов неопределенного круга лиц, либо если такой акт серьезно стесняет иные публичные интересы. И, в-третьих, судебное постановление также подлежит отмене/изменению, если оно нарушает единообразие в толковании и применении норм права.

Перечисленные полномочия Президиум ВС РФ реализует посредством вынесения соответствующих постановлений, которые принимаются им по результатам рассмотрения материалов дела, вступают в силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/343-obzhalovanie-sudebnogo-akta-v-poryadke-nadzora-v-grazhdanskom-sudoproizvodstve

Порядок подачи жалобы в надзорный суд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here