Постановление конституционного суда по положениям конституции

Помощь по теме: "Постановление конституционного суда по положениям конституции" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

КС запретил пересматривать вступившие в силу решения на основании определений Верховного суда

Конституционный суд огласил постановление по жалобе граждан, которые просили признать несоответствующей основному закону норму ГПК, согласно которой постановления Пленума и Президиума ВС являются основанием для пересмотра дела по новым обстоятельствам. Оспоренная норма не противоречит Конституции, но суд дал указания переработать законодательствос тем, чтобы не допустить произвольного толкования норм права.

История вопроса

Жители Кемеровской области Дмитрий Абрамов, Владимир Ветлугаев, Сергей Долгунов, Елена Казаченко и Виктор Печков обращались в суд с исками к кузбасскому отделению Фонда социального страхования (ФСС) об индексации страховых выплат и взыскании пеней, а Михаил Рыбаков – с иском о возмещении вреда здоровью. Любовь Смирнова подавала иск не сама – в ее интересах это сделал прокурор. Он обратился в суд с требованием обязать вологодское отделение Фонда социального страхования предоставить Смирновой путевку на санаторно-курортное лечение.

Все их иски были удовлетворены в судах Кемеровской области. Однако затем положительные для заявителей решения были отменены после принятия коллегией по гражданским спорам Верховного Суда определений по аналогичным делам с противоположными решениями. По некоторым из дел был осуществлен поворот судебного решения, и заявители стали должниками.

В связи с этим они просили Конституционный суд признать несоответствующей основному закону норму, установленную в п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК, – именно в ней закреплено, что изменение Верховным судом практики применения нормы является новым обстоятельствам и позволяет пересматривать дела. Заявители считают, что указанная норма противоречит сразу 11 статьям Конституции.

В ходе открытого заседания представители заявителей, Ирина Фаст и Алексей Нестеров, доводы и жалобы поддержали и отметили, что правовая позиция Конституционного суда может остановить волну случаев, когда дела необоснованно пересматриваются по новым обстоятельствам в ущерб заявителям.

Представители власти заявили, что сама по себе норма не противоречит Конституции, но сошлись во мнении, что компетентные органы уже работают над исправлением сложившейся ситуации.

Позиция Конституционного суда

Конституционный суд, принимая решение по данному делу, сослался на позицию ЕСПЧ по множеству дел, согласно которой отступление от принципа правовой определенности возможно лишь для исправления фундаментального нарушения, свидетельствующего о ненадлежащем отправлении правосудия.

Когда КС признавал возможность пересмотра дел на основании правовой позиции Пленума и Президиума ВС, он указал на недопустимость придания обратной силы толкованию норм, ухудшающих положение слабой стороны в публичном правоотношении. Однако законодатель при внесении изменений в ГПК эту правовую позицию не учел. Также на недопустимость пересмотра решений в случае ухудшения положения слабой стороны в публичном правоотношении указывал и Пленум ВС.

Особое внимание суд уделил объяснению того факта, что судебный акт, вынесенный судебной коллегией ВС, не может являться основанием для пересмотра по новым обстоятельствам, так как такие акты не обладают свойством окончательности – то есть, могут быть отменены. Другими словами, пересмотреть вступившие в силу решений можно, только если Пленум и Президиум ВС изменят практику применения нормы.

Конституционный суд признал оспариваемые положения соответствующими основному закону, но в то же время предписал законодательным органам внести изменения в ГПК в соответствии со следующими позициями:

1. Пересмотреть вступившие в силу решения можно только в том случае, если в постановлении Пленума или Президиума ВС сделано указание на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы по делам со схожими обстоятельствами.
2. Необходимо предусмотреть срок, в течение которого допускается подача в суд заявления о пересмотре решений в связи с таким новым обстоятельством, как изменение практики применения правовой нормы в постановлении Пленума или Президиума ВС.
3. Законодатель должен учесть недопустимость ухудшения положения граждан в их правоотношениях с органами власти – например, пенсионных, жилищных, трудовых, по социальному обеспечению.

Кроме того, КС постановил – дела заявителей подлежат пересмотру.

Ирина Фаст, комментируя для «Право.ru» решение Конституционного суда, отметила – оно имеет исключительную правовую и социальную значимость. «Заявителями жалобы выступили семь граждан, но фактически данная жалоба касалась судеб тысяч человек, – отметила она. При этом постановление КС направлено на защиту не только прав граждан, пострадавших в результате трудовых увечий. Исходя из анализа судебной практики, пересмотр по новым обстоятельствам на основании определений судколлегий ВС имеет место еще по некоторым категориям дел, среди которых споры о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и другие.

Решение суда превзошло наши ожидания. По сути, оно защищает социальные, трудовые, жилищные, пенсионные и другие права простых граждан в спорах с органами власти и ограничивает права судебных инстанций в пересмотре решений. Суд также обязал установить пресекательный срок для таких пересмотров. Это очень важно для предотвращения таких ситуаций в будущем.

Фаст также добавила, что защита слабой стороны в процессе презюмируется во многих нормативных актах, но этого, как показывает сложившаяся ситуация, недостаточно. «Сегодня Конституционный суд поставил точку в данном вопросе, фактически наложив запрет на такой вид воздействия на простых граждан», – сказала она.

Кроме того, она отметила, что в настоящий момент ведется работа по обращению в Конституционный суд по другой проблеме – повороту судебных решений по делам о возмещении вреда здоровью, которые имеют место в правоприменительной практике, несмотря на императивный запрет, установленный ГПК.

Источник: http://pravo.ru/news/view/145148/

ВОПРОС № 31 ПОСТАНОВЛЕНИЯ КС О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РФ (12)

Постановление – основной вид итогового решения Конституционного Суда. Именно постановления принимаются при осуществлении большинства полномочий Конституционного Суда РФ: при проверке конституционности правовых актов, разрешении споров о компетенции, толковании Конституции РФ.

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — официальное разъяснение Конституционным Судом РФ содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).

Целью толкования является юридически точное указание, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции РФ. Юридическим способом снятия существующей неопределенности является в этом случае официальное толкование.

Толкование К. РФ Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений.

Читайте так же:  Жалоба на незаконное задержание сотрудниками

Право толкования К. РФ Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125) это возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Постановления о толковании статей Конституции:

ст. 66 (понятие вхождения автономного в состав края области),

71 (о составе федеральных органов исполнительной власти),

91,92 (порядок прекращения полномочий президента в связи со стойкой нетрудоспособностью),

99 (момент прекращения осуществления полномочий Государственной Думой в случае ее роспуска),

103 (понятие общего числа Государственной Думы и Совета Федерации),

105, 106 (срок рассмотрения Федерального закона в Совете Федерации),

107 (понятие «принятый федеральный закон», направление закона на подписание президенту),

111 (предложение кандидатуры председателя правительства),

135 (о порядке голосования и заседаний Государственной Думы и Совета Федерации),

136 (статус Закона о поправке),

137 (внесение нового наименования субъекта Российской Федерации в ст. 65 конституции).

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П

По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия:

«Содержание и назначение статьи 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в статье 91 Конституции Российской Федерации положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации».

2.Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П

По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации:

«1. Из положений статей 71 (пункт «г») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 10, 11, 72 (пункт «н»), 77, 78 (часть 1) и 110 следует, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

2. Из статьи 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «г»), 83 (пункт «д»), 110, 111, 114 и 115 следует, что содержащееся в ней понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента Российской Федерации.

3. Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (статья 90, часть 3, Конституции Российской Федерации). При этом, по смыслу статей 106 (пункт «а»), 114 (пункт «а» части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год».

3.Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. N 10-П

По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации:

«1. Предусмотренное частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации положение о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, перечисленные в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, а также на иные исключительные случаи, когда Президент Российской Федерации своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом Российской Федерации решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации.

2. Из положения части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации во взаимосвязи с положением части 2 данной статьи о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации следует, что Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

3. При досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, указанным в части 2 статьи 92Конституции Российской Федерации, проводятся выборы нового Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации».

4.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П

По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации

5.Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П

По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации

6.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П

По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации

7.Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П

По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области

8.Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П

По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации

9.Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П

По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации

10.Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П

По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П

По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10345 —

| 7639 — или читать все.
Читайте так же:  Мировое соглашение реферат

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/6_115349_vopros—postanovleniya-ks-o-tolkovanii-konstitutsii-rf-.html

КС запретил пересматривать вступившие в силу решения на основании определений Верховного суда

Конституционный суд огласил постановление по жалобе граждан, которые просили признать несоответствующей основному закону норму ГПК, согласно которой постановления Пленума и Президиума ВС являются основанием для пересмотра дела по новым обстоятельствам. Оспоренная норма не противоречит Конституции, но суд дал указания переработать законодательствос тем, чтобы не допустить произвольного толкования норм права.

История вопроса

Жители Кемеровской области Дмитрий Абрамов, Владимир Ветлугаев, Сергей Долгунов, Елена Казаченко и Виктор Печков обращались в суд с исками к кузбасскому отделению Фонда социального страхования (ФСС) об индексации страховых выплат и взыскании пеней, а Михаил Рыбаков – с иском о возмещении вреда здоровью. Любовь Смирнова подавала иск не сама – в ее интересах это сделал прокурор. Он обратился в суд с требованием обязать вологодское отделение Фонда социального страхования предоставить Смирновой путевку на санаторно-курортное лечение.

Все их иски были удовлетворены в судах Кемеровской области. Однако затем положительные для заявителей решения были отменены после принятия коллегией по гражданским спорам Верховного Суда определений по аналогичным делам с противоположными решениями. По некоторым из дел был осуществлен поворот судебного решения, и заявители стали должниками.

В связи с этим они просили Конституционный суд признать несоответствующей основному закону норму, установленную в п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК, – именно в ней закреплено, что изменение Верховным судом практики применения нормы является новым обстоятельствам и позволяет пересматривать дела. Заявители считают, что указанная норма противоречит сразу 11 статьям Конституции.

В ходе открытого заседания представители заявителей, Ирина Фаст и Алексей Нестеров, доводы и жалобы поддержали и отметили, что правовая позиция Конституционного суда может остановить волну случаев, когда дела необоснованно пересматриваются по новым обстоятельствам в ущерб заявителям.

Представители власти заявили, что сама по себе норма не противоречит Конституции, но сошлись во мнении, что компетентные органы уже работают над исправлением сложившейся ситуации.

Позиция Конституционного суда

Конституционный суд, принимая решение по данному делу, сослался на позицию ЕСПЧ по множеству дел, согласно которой отступление от принципа правовой определенности возможно лишь для исправления фундаментального нарушения, свидетельствующего о ненадлежащем отправлении правосудия.

Когда КС признавал возможность пересмотра дел на основании правовой позиции Пленума и Президиума ВС, он указал на недопустимость придания обратной силы толкованию норм, ухудшающих положение слабой стороны в публичном правоотношении. Однако законодатель при внесении изменений в ГПК эту правовую позицию не учел. Также на недопустимость пересмотра решений в случае ухудшения положения слабой стороны в публичном правоотношении указывал и Пленум ВС.

Особое внимание суд уделил объяснению того факта, что судебный акт, вынесенный судебной коллегией ВС, не может являться основанием для пересмотра по новым обстоятельствам, так как такие акты не обладают свойством окончательности – то есть, могут быть отменены. Другими словами, пересмотреть вступившие в силу решений можно, только если Пленум и Президиум ВС изменят практику применения нормы.

Конституционный суд признал оспариваемые положения соответствующими основному закону, но в то же время предписал законодательным органам внести изменения в ГПК в соответствии со следующими позициями:

1. Пересмотреть вступившие в силу решения можно только в том случае, если в постановлении Пленума или Президиума ВС сделано указание на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы по делам со схожими обстоятельствами.
2. Необходимо предусмотреть срок, в течение которого допускается подача в суд заявления о пересмотре решений в связи с таким новым обстоятельством, как изменение практики применения правовой нормы в постановлении Пленума или Президиума ВС.
3. Законодатель должен учесть недопустимость ухудшения положения граждан в их правоотношениях с органами власти – например, пенсионных, жилищных, трудовых, по социальному обеспечению.

Кроме того, КС постановил – дела заявителей подлежат пересмотру.

Ирина Фаст, комментируя для «Право.ru» решение Конституционного суда, отметила – оно имеет исключительную правовую и социальную значимость. «Заявителями жалобы выступили семь граждан, но фактически данная жалоба касалась судеб тысяч человек, – отметила она. При этом постановление КС направлено на защиту не только прав граждан, пострадавших в результате трудовых увечий. Исходя из анализа судебной практики, пересмотр по новым обстоятельствам на основании определений судколлегий ВС имеет место еще по некоторым категориям дел, среди которых споры о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и другие.

Решение суда превзошло наши ожидания. По сути, оно защищает социальные, трудовые, жилищные, пенсионные и другие права простых граждан в спорах с органами власти и ограничивает права судебных инстанций в пересмотре решений. Суд также обязал установить пресекательный срок для таких пересмотров. Это очень важно для предотвращения таких ситуаций в будущем.

Фаст также добавила, что защита слабой стороны в процессе презюмируется во многих нормативных актах, но этого, как показывает сложившаяся ситуация, недостаточно. «Сегодня Конституционный суд поставил точку в данном вопросе, фактически наложив запрет на такой вид воздействия на простых граждан», – сказала она.

Кроме того, она отметила, что в настоящий момент ведется работа по обращению в Конституционный суд по другой проблеме – повороту судебных решений по делам о возмещении вреда здоровью, которые имеют место в правоприменительной практике, несмотря на императивный запрет, установленный ГПК.

Источник: http://pravo.ru/news/view/145148/

ВОПРОС № 31 ПОСТАНОВЛЕНИЯ КС О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РФ (12)

Постановление – основной вид итогового решения Конституционного Суда. Именно постановления принимаются при осуществлении большинства полномочий Конституционного Суда РФ: при проверке конституционности правовых актов, разрешении споров о компетенции, толковании Конституции РФ.

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — официальное разъяснение Конституционным Судом РФ содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).

Целью толкования является юридически точное указание, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции РФ. Юридическим способом снятия существующей неопределенности является в этом случае официальное толкование.

Толкование К. РФ Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений.

Право толкования К. РФ Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125) это возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Читайте так же:  Претензия на возмещение ущерба юридическому лицу образец

Постановления о толковании статей Конституции:

ст. 66 (понятие вхождения автономного в состав края области),

71 (о составе федеральных органов исполнительной власти),

91,92 (порядок прекращения полномочий президента в связи со стойкой нетрудоспособностью),

99 (момент прекращения осуществления полномочий Государственной Думой в случае ее роспуска),

103 (понятие общего числа Государственной Думы и Совета Федерации),

105, 106 (срок рассмотрения Федерального закона в Совете Федерации),

107 (понятие «принятый федеральный закон», направление закона на подписание президенту),

111 (предложение кандидатуры председателя правительства),

135 (о порядке голосования и заседаний Государственной Думы и Совета Федерации),

136 (статус Закона о поправке),

Видео (кликните для воспроизведения).

137 (внесение нового наименования субъекта Российской Федерации в ст. 65 конституции).

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П

По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия:

«Содержание и назначение статьи 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в статье 91 Конституции Российской Федерации положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации».

2.Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П

По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации:

«1. Из положений статей 71 (пункт «г») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 10, 11, 72 (пункт «н»), 77, 78 (часть 1) и 110 следует, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

2. Из статьи 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «г»), 83 (пункт «д»), 110, 111, 114 и 115 следует, что содержащееся в ней понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента Российской Федерации.

3. Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (статья 90, часть 3, Конституции Российской Федерации). При этом, по смыслу статей 106 (пункт «а»), 114 (пункт «а» части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год».

3.Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. N 10-П

По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации:

«1. Предусмотренное частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации положение о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, перечисленные в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, а также на иные исключительные случаи, когда Президент Российской Федерации своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом Российской Федерации решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации.

2. Из положения части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации во взаимосвязи с положением части 2 данной статьи о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации следует, что Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

3. При досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, указанным в части 2 статьи 92Конституции Российской Федерации, проводятся выборы нового Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации».

4.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П

По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации

5.Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П

По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации

6.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П

По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации

7.Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П

По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области

8.Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П

По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации

9.Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П

По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации

10.Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П

По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П

По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9007 —

| 7278 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Читайте так же:  Реквизиты госпошлины апелляция областной суд

Источник: http://studopedia.ru/6_115349_vopros—postanovleniya-ks-o-tolkovanii-konstitutsii-rf-.html

КС запретил пересматривать вступившие в силу решения на основании определений Верховного суда

Конституционный суд огласил постановление по жалобе граждан, которые просили признать несоответствующей основному закону норму ГПК, согласно которой постановления Пленума и Президиума ВС являются основанием для пересмотра дела по новым обстоятельствам. Оспоренная норма не противоречит Конституции, но суд дал указания переработать законодательствос тем, чтобы не допустить произвольного толкования норм права.

История вопроса

Жители Кемеровской области Дмитрий Абрамов, Владимир Ветлугаев, Сергей Долгунов, Елена Казаченко и Виктор Печков обращались в суд с исками к кузбасскому отделению Фонда социального страхования (ФСС) об индексации страховых выплат и взыскании пеней, а Михаил Рыбаков – с иском о возмещении вреда здоровью. Любовь Смирнова подавала иск не сама – в ее интересах это сделал прокурор. Он обратился в суд с требованием обязать вологодское отделение Фонда социального страхования предоставить Смирновой путевку на санаторно-курортное лечение.

Все их иски были удовлетворены в судах Кемеровской области. Однако затем положительные для заявителей решения были отменены после принятия коллегией по гражданским спорам Верховного Суда определений по аналогичным делам с противоположными решениями. По некоторым из дел был осуществлен поворот судебного решения, и заявители стали должниками.

В связи с этим они просили Конституционный суд признать несоответствующей основному закону норму, установленную в п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК, – именно в ней закреплено, что изменение Верховным судом практики применения нормы является новым обстоятельствам и позволяет пересматривать дела. Заявители считают, что указанная норма противоречит сразу 11 статьям Конституции.

В ходе открытого заседания представители заявителей, Ирина Фаст и Алексей Нестеров, доводы и жалобы поддержали и отметили, что правовая позиция Конституционного суда может остановить волну случаев, когда дела необоснованно пересматриваются по новым обстоятельствам в ущерб заявителям.

Представители власти заявили, что сама по себе норма не противоречит Конституции, но сошлись во мнении, что компетентные органы уже работают над исправлением сложившейся ситуации.

Позиция Конституционного суда

Конституционный суд, принимая решение по данному делу, сослался на позицию ЕСПЧ по множеству дел, согласно которой отступление от принципа правовой определенности возможно лишь для исправления фундаментального нарушения, свидетельствующего о ненадлежащем отправлении правосудия.

Когда КС признавал возможность пересмотра дел на основании правовой позиции Пленума и Президиума ВС, он указал на недопустимость придания обратной силы толкованию норм, ухудшающих положение слабой стороны в публичном правоотношении. Однако законодатель при внесении изменений в ГПК эту правовую позицию не учел. Также на недопустимость пересмотра решений в случае ухудшения положения слабой стороны в публичном правоотношении указывал и Пленум ВС.

Особое внимание суд уделил объяснению того факта, что судебный акт, вынесенный судебной коллегией ВС, не может являться основанием для пересмотра по новым обстоятельствам, так как такие акты не обладают свойством окончательности – то есть, могут быть отменены. Другими словами, пересмотреть вступившие в силу решений можно, только если Пленум и Президиум ВС изменят практику применения нормы.

Конституционный суд признал оспариваемые положения соответствующими основному закону, но в то же время предписал законодательным органам внести изменения в ГПК в соответствии со следующими позициями:

1. Пересмотреть вступившие в силу решения можно только в том случае, если в постановлении Пленума или Президиума ВС сделано указание на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы по делам со схожими обстоятельствами.
2. Необходимо предусмотреть срок, в течение которого допускается подача в суд заявления о пересмотре решений в связи с таким новым обстоятельством, как изменение практики применения правовой нормы в постановлении Пленума или Президиума ВС.
3. Законодатель должен учесть недопустимость ухудшения положения граждан в их правоотношениях с органами власти – например, пенсионных, жилищных, трудовых, по социальному обеспечению.

Кроме того, КС постановил – дела заявителей подлежат пересмотру.

Ирина Фаст, комментируя для «Право.ru» решение Конституционного суда, отметила – оно имеет исключительную правовую и социальную значимость. «Заявителями жалобы выступили семь граждан, но фактически данная жалоба касалась судеб тысяч человек, – отметила она. При этом постановление КС направлено на защиту не только прав граждан, пострадавших в результате трудовых увечий. Исходя из анализа судебной практики, пересмотр по новым обстоятельствам на основании определений судколлегий ВС имеет место еще по некоторым категориям дел, среди которых споры о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и другие.

Решение суда превзошло наши ожидания. По сути, оно защищает социальные, трудовые, жилищные, пенсионные и другие права простых граждан в спорах с органами власти и ограничивает права судебных инстанций в пересмотре решений. Суд также обязал установить пресекательный срок для таких пересмотров. Это очень важно для предотвращения таких ситуаций в будущем.

Фаст также добавила, что защита слабой стороны в процессе презюмируется во многих нормативных актах, но этого, как показывает сложившаяся ситуация, недостаточно. «Сегодня Конституционный суд поставил точку в данном вопросе, фактически наложив запрет на такой вид воздействия на простых граждан», – сказала она.

Кроме того, она отметила, что в настоящий момент ведется работа по обращению в Конституционный суд по другой проблеме – повороту судебных решений по делам о возмещении вреда здоровью, которые имеют место в правоприменительной практике, несмотря на императивный запрет, установленный ГПК.

Источник: http://pravo.ru/news/view/145148/

ВОПРОС № 31 ПОСТАНОВЛЕНИЯ КС О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РФ (12)

Постановление – основной вид итогового решения Конституционного Суда. Именно постановления принимаются при осуществлении большинства полномочий Конституционного Суда РФ: при проверке конституционности правовых актов, разрешении споров о компетенции, толковании Конституции РФ.

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — официальное разъяснение Конституционным Судом РФ содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).

Целью толкования является юридически точное указание, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции РФ. Юридическим способом снятия существующей неопределенности является в этом случае официальное толкование.

Толкование К. РФ Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений.

Право толкования К. РФ Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125) это возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Читайте так же:  Получение загранпаспорта сроки оформления

Постановления о толковании статей Конституции:

ст. 66 (понятие вхождения автономного в состав края области),

71 (о составе федеральных органов исполнительной власти),

91,92 (порядок прекращения полномочий президента в связи со стойкой нетрудоспособностью),

99 (момент прекращения осуществления полномочий Государственной Думой в случае ее роспуска),

103 (понятие общего числа Государственной Думы и Совета Федерации),

105, 106 (срок рассмотрения Федерального закона в Совете Федерации),

107 (понятие «принятый федеральный закон», направление закона на подписание президенту),

111 (предложение кандидатуры председателя правительства),

135 (о порядке голосования и заседаний Государственной Думы и Совета Федерации),

136 (статус Закона о поправке),

137 (внесение нового наименования субъекта Российской Федерации в ст. 65 конституции).

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П

По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия:

«Содержание и назначение статьи 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в статье 91 Конституции Российской Федерации положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации».

2.Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П

По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации:

«1. Из положений статей 71 (пункт «г») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 10, 11, 72 (пункт «н»), 77, 78 (часть 1) и 110 следует, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

2. Из статьи 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «г»), 83 (пункт «д»), 110, 111, 114 и 115 следует, что содержащееся в ней понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента Российской Федерации.

3. Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (статья 90, часть 3, Конституции Российской Федерации). При этом, по смыслу статей 106 (пункт «а»), 114 (пункт «а» части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год».

3.Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. N 10-П

По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации:

«1. Предусмотренное частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации положение о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, перечисленные в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, а также на иные исключительные случаи, когда Президент Российской Федерации своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом Российской Федерации решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации.

2. Из положения части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации во взаимосвязи с положением части 2 данной статьи о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации следует, что Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

3. При досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, указанным в части 2 статьи 92Конституции Российской Федерации, проводятся выборы нового Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации».

4.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П

По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации

5.Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П

По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации

6.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П

По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации

7.Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П

По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области

8.Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П

По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации

9.Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П

По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации

10.Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П

По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П

По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10345 —

| 7639 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/6_115349_vopros—postanovleniya-ks-o-tolkovanii-konstitutsii-rf-.html

Постановление конституционного суда по положениям конституции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here