Примирительные процедуры в гражданском процессе мировое соглашение

Помощь по теме: "Примирительные процедуры в гражданском процессе мировое соглашение" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Новые виды примирительных процедур: что именно изменится и как отразится на судебном процессе?

Ведущий юрист, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

С 25 октября в процессуальном законодательстве грядут важные изменения, которые коснутся одновременно арбитражного, гражданского и административного процессов (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 197-ФЗ).

С указанной даты, за исключением отдельных положений закона, устанавливаются новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Так, Закон № 197-ФЗ вносит в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства новые нормы, устанавливающие виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур, требования к судебным примирителям, а также нормы, касающиеся процедуры удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении медиации (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; далее – закон о медиации).
Рассмотрим данные новеллы подробнее.


Новые виды примирительных процедур

В рассматриваемом законе законодатель указал, что примирение сторон возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, если не предусмотрено иное.

При этом в Законе № 197-ФЗ перечислены следующие виды примирительных процедур:

  • переговоры (новый вид примирительной процедуры);
  • медиация;
  • судебное примирение (новый вид примирительной процедуры).

Замечу, что этот перечень является открытым.

Наибольший интерес вызывает новая процессуальная процедура – судебное примирение. Одновременно с этим появляется и новое процессуальное лицо – судебный примиритель. Выполнять эту функцию вправе только судьи в отставке. Список судебных примирителей после вступления Закона № 197-ФЗ в силу будет формировать и утверждать Пленум Верховного Суда РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших соответствующее желание. Напомним, основные положения закона вступят в силу 25 октября.

Судебный примиритель вправе:

  • вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле;
  • изучать представленные сторонами документы;
  • знакомиться с материалами дела с согласия суда;
  • осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения деловых отношений.

Стоит, однако, отметить, что судебный примиритель не считается участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.


Нотариальное удостоверение медиативного соглашения

Стоит также обратить внимание на новую процедуру удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами.

Согласно новым процессуальным нормам медиативное соглашение будет удостоверяться при участии медиатора, медиаторов, медиатора-представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Такое нотариально заверенное медиативное соглашение приравнено к числу исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю (п. 5 ст. 12 закона о медиации в ред. Закона № 197-ФЗ).

Это совершенно новый для действующего в настоящее время процессуального законодательства вид исполнительного документа.


Введение примирения в административных делах

Помимо прочего, новые правила устанавливают возможность использовать примирительные процедуры и при рассмотрении административных дел.
Действующее законодательство такого порядка не предусматривает.


***

Перечисленные нововведения призваны разгрузить работу судов первой инстанции, так как правильное и качественное урегулирование спора в примирительном порядке должно существенно снизить огромную нагрузку судей.

Как юрист, постоянно участвующий в судах в силу своей специализации, могу сказать, что фактически судьи рассматривают в день более 20-30 дел, что влияет на качество итоговых судебных решений.

С учетом этого в данном случае, по моему мнению, новые нормы о судебном примирении не только помогут облегчить работу судейского аппарата, но и должны повлиять на более качественный подход к судебному процессу и составлению актов со стороны суда.

В настоящее время на практике спорящие стороны редко разрешают свои вопросы в порядке медиации.

Два основных способа разрешения конфликта:

  • досудебный (в результате переговоров сторон);
  • судебный (путем вынесения судебного решения либо заключения мирового соглашения).

Законодатель же в рассматриваемом Законе № 197-ФЗ пробует размыть четкую границу между «досудебным» и «судебным» этапами разрешения спора, вводя условие именно о судебном примирении.

Такое положение о судебном примирении с большой долей вероятности должно увеличить количество разрешения судебных дел в мировом порядке, так как, по сути, устанавливает государственное начало такого примирения, в отличие от медиации, где примирителем выступает частное лицо.

Именно частный характер медиаторства часто отпугивает стороны от использования такого порядка разрешения конфликта.

Наиболее перспективной нормой при этом видится приравнивание нотариально удостоверенного медиативного соглашения к исполнительному документу, так как она призвана значительно упростить взыскание участниками дела потенциального долга, позволяя миновать судебный орган.

В то же время следует с осторожностью применять данную норму, так как введение нового вида исполнительного документа с более простой процедурой получения, чем проведение судебного процесса, может повлечь злоупотребление правами со стороны недобросовестных участников спора.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/gavrilenko/1294287/

Порядок заключения мирового соглашения

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Заключение мирового соглашения способствует быстрейшему разрешению спорной ситуации, возникшей между участниками конфликта. Стороны конфликта могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, если это не противоречит Федеральному закону (п.2 ст.138 АПК РФ).

Порядок оформления мирового соглашения в гражданском судопроизводстве регламентируется ст.39,43,45,46,54,101,150,173,220, 326.1,439 ГПК РФ, в арбитражном процессе – главой 15 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение» АПК РФ.

Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного или гражданского процесса и при исполнении судебного акта.

Таким образом, заключение мирового соглашения допускается по судебным спорам, связанным как с участием физических лиц, так и юридических лиц по различной категории споров (возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и иных правоотношений).

Как правило, мировое соглашение заключается при разрешении корпоративных споров.

Форма и содержание мирового соглашения

Мировое соглашение обязательно подлежит заключению в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения (ст.140 АПК РФ). Несоблюдение письменной формы влечет недействительность мирового соглашения.

Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой (абз.1 п.2 ст.140 АПК РФ).

В мировом соглашении могут устанавливаться и дополнительные условия, такие как отсрочка или рассрочка исполнения обязательств ответчиком, об уступке прав требования, о полном или частичном прощении либо признании долга (абз.2 п.2 ст.140 АПК РФ).

Распределение судебных расходов может быть предусмотрено условиями мирового соглашения. При отсутствии такого условия в мировом соглашении арбитражный суд разрешает этот вопрос в общем порядке, т.е. пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ст.110 АПК РФ).

Процедура заключения мирового соглашения

1 этап. Инициатива заключения мирового соглашения.

Инициатором заключения мирового соглашения может быть истец, ответчик и третье лицо, участвующее в деле. На первом же заседании суд извещает остальных участников дела об их праве на заключение мирового соглашения.

Читайте так же:  Мировое соглашение может быть заключено на стадии

2 этап. Составление мирового соглашения.

Участники судебного процесса составляют текст мирового соглашения и подписывают его. Один экземпляр подписанного мирового соглашение передается судье, рассматривающему дело.

3 этап. Вынесение определения об утверждении либо об отказе в утверждении мирового соглашения.

Арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (п.6 ст.141 АПК РФ).

4 этап. Исполнение определения.

Определение суда об утверждении мирового соглашения должно быть исполнено немедленно.

5 этап. Обжалование определения.

Определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции любым из участников судебного процесса в течение месяца со дня вынесения определения (п.8 ст.141 АПК РФ).

Недействительность мирового соглашения

На практике возникает немало споров, касающихся обжалования утвержденного судом мирового соглашения и признания его недействительным. В одном из таких споров мировое соглашение было утверждено определением суда после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (п.6 ст.141 АПК РФ).

Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 г. №63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — постановление №63), если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы полагают, что их права и законные интересы нарушены мировым соглашением, утвержденным судом по другому делу в исковом процессе, то на этом основании они, а также арбитражный управляющий вправе обжаловать определение об утверждении такого мирового соглашения.

Из разъяснений ВАС РФ следует, что основанием для отмены определения суда об утверждении мирового соглашения является наличие в кассационной жалобе убедительных аргументов, свидетельствующих о возможной недействительности мирового соглашения по заявленным основаниям. Кроме того, временный управляющий должен доказать факт нарушения мировым соглашением прав и законных интересов кредиторов должника.

Так, в рассматриваемом случае отдельному кредитору оказано предпочтение перед другими кредиторами должника в виде полного удовлетворения его требований, что свидетельствует о возможном несоответствии мирового соглашения требованиям законодательства о несостоятельности (банкротстве).

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для утверждения мирового соглашения между должником и одним из кредиторов (постановление АС Уральского округа от 22.01.2016 г. №А60-46458/2014).

В другом рассматриваемом деле утвержденное судом мировое соглашение нарушило права и законные интересы должника и его кредиторов, поскольку размер неустойки, выплачиваемой одной стороной по условиям мирового соглашения, явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства. Рассмотрев доводы кассационной жалобы, суд также отменил определение суда первой инстанции об утверждении мирового соглашения (постановление АС Уральского округа от 02.02.2016 г. №А60-2966/2015).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a51/879320.html

Кубанское агентство судебной информации

кафедрой гражданского процесса

и международного права ФГБОУ

ВПО «Кубанский государственный

университет, доктор юридических

наук, профессор, заслуженный

юрист РФ, почетный работник

Примирительные процедуры в гражданском процессе и роль суда в их реализации

Опубликовано: Альтернативные формы урегулирования гражданско-правовых споров: материалы Всероссийской научно-практической конференции (17 декабря 2014 г.) / Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия. Краснодар, 2015. С. 108-116.

На сайте Кубанского агенства судебной информации статья размещена с разрешения автора.

О необходимости содействовать примирению сторон в судопроизводстве в целях сокращения количества рассматриваемых судами дел и улучшения качества отправления правосудия указано в Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (86) 12 о мерах по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды, принятой еще в 1986 году [1] . Здесь предложено в качестве одной из основных задач возложить на судей обязанность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам на любой стадии судебного процесса.

Что же касается медиации, то это слово происходит от латинского «mediare» – посредничать и представляет собой процедуру «урегулирования разногласий между спорящими при помощи независимого участника (медиатора), который содействует сторонам в ведении переговоров и достижении соглашения» [2] . Медиацию принято условно делить на внесудебную, досудебную и судебную. Говоря и о судебной медиации, мы имеем в виду случаи, когда процедура медиации может проводиться в рамках гражданского судопроизводства, стороны имеют право на любой его стадии прервать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд возлагается обязанность предложить сторонам использовать процедуру медиации.

Сегодня никто не станет спорить с тем, что примирение сторон как форма урегулирования спора и медиация являются составной частью гражданского судопроизводства. Объективно это подтверждается принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)» [3] (далее – Закон о медиации) с одновременным внесением изменений в ст. 150 ГПК РФ, в соответствии с п. 5 ч. 1 которой при подготовке дела к судебному разбирательству судья принимает меры к заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства.

В силу ст. 172 ГПК РФ в начале рассмотрения дела по существу председательствующий выясняет «не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения или провести процедуру медиации.

При этом в силу п. 1 ст. 169 ГПК РФ суд может по их ходатайству отложить разбирательство дела на срок до шестидесяти дней.

Термин «процедура медиации» нашел отражение не только в нормах процессуального, но и материального права. Так, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны отношений заключили соглашение о проведении процедуры медиации в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». При этом согласно п. 4 ст. 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается с момента заключения сторонами отношения соглашения о проведении процедуры медиации до момента прекращения процедуры медиации.

Процедура медиации может быть применена и к спору, который находится на разрешении в третейском суде. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения [4] .

В силу ст. 12 Закона о медиации медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Поэтому В.А. Хохлов пришел к обоснованному выводу, что медиативное соглашение представляет собой сделку, и поэтому отношения медиации являются исключительно материально-правовыми, а не процессуальными, как иногда ошибочно полагают. Основанием и последствием медиации являются именно материально-правовые явления и категории [5] . Развивая эту мысль, И. Калинин совершенно справедливо отметил, что обязательным субъектом любых процессуальных правоотношений всегда является суд, и процессуальные правоотношения возникают только между судом и лицами, участвующими в деле (в споре) [6] . Суд, как известно, непосредственно в процедуре медиации не участвует, даже тогда, когда медиация проводится в ходе гражданского процесса. Как уже отмечалось, в силу п. 1 ст. 169 ГПК РФ суд может по ходатайству сторон отложить разбирательство дела на срок до шестидесяти дней для проведения процедуры медиации.

Читайте так же:  Копия апелляционной жалобы в арбитражный суд

Таким образом, можно сказать, что термин «процедура медиации» существует как в гражданском праве, так и в гражданском и арбитражном процессуальном праве и даже в третейском разбирательстве с конца июля 2010 г., то есть уже более четырех лет. Казалось бы, что уже можно подводить первые итоги, рапортовать об эффективности процедуры медиации в гражданском процессе, но победных реляций от правоприменителей не слышно, потому что в реалии медиация в гражданском процессе применяется очень редко. Между тем, основные примирительные функции в гражданском процессе принадлежат суду, в некоторых случаях это видно даже из его названия – «мировой судья». Поэтому примирительная функция может быть отнесена к числу основных устойчивых характеристик мировой юстиции [7] .

В отличие от ГПК РФ, АПК РФ содержит целую главу 15 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение», в п. 2 ст. 138 которой указано: стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону.

В п. 5 ст. 148 ГПК РФ примирение сторон выделено в качестве одной из пяти задач подготовки дела к судебному разбирательству. Однако в ст. 2 ГПК РФ задача примирения сторон для всего гражданского судопроизводства уже не ставится. Аналогичным образом регулируется этот вопрос и АПК РФ, где, также как и в ГПК РФ, задачей подготовки дела к судебному разбирательству указано примирение сторон (ч.1 ст. 133 АПК РФ), но в качестве задачи судопроизводства в арбитражных судах (ст. 2 АПК РФ) примирение сторон не указано. Однако, как отмечено в п. 2 постановления № 50 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2014 г. «О примирении сторон в арбитражном процессе» [8] , арбитражным судам следует иметь в виду, что с учетом положений части 2 статьи 138 и части 1 статьи 139 АПК РФ стороны могут использовать любые примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта, при этом предполагаются добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий.

Очевидно, что как в ГПК РФ, так и в АПК РФ должно быть в качестве задачи гражданского судопроизводства, а не только стадии подготовки дела к судебному разбирательству, установлено примирение сторон [9] , прописаны более конкретные действия суда по их примирению. В этой связи С.К. Загайнова совершенно правильно пишет, что для формирования практической медиации в качестве реальной альтернативы судебному рассмотрению споров необходимо решить целый ряд достаточно сложных задач, главными из которых являются формирование в стране корпуса профессиональных медиаторов и разработка процессуальных механизмов взаимодействия медиации с судопроизводством [10] .

Д.И. Бекяшева также обоснованно отмечает, что сегодня в законе нет четко обозначенной и регламентированной процедуры примирения в рамках уже возникшего процесса. Не решен вопрос о характере процедуры примирения (добровольность или принудительность) как в досудебном порядке, так и уже в рамках образовавшейся судебной тяжбы [11] .

И это одна из важнейших задач разрабатываемого в настоящее время единого Гражданского процессуального кодекса РФ. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 N 124(1) [12] (далее – Концепция) . Во Вступительном слове к Концепции в качестве одной из ее задач предложено укрепить альтернативные способы разрешения споров, примирительных процедур.

Глава 15 Концепции, называется «Примирительные процедуры. Мировое соглашение» (также называется глава 15 АПК РФ). Данной главой Кодекса должны определяться возможные пути поиска общих точек соприкосновения сторонами для их возможного примирения, а также возможные результаты примирения и способы их фиксации судом. Кроме того, должны быть сформулированы общие принципы примирения.

Концепцией предложены способы поиска путей примирения: переговоры; сверка расчетов; медиация; судебное примирение. Обращается внимание на то, что судебное примирение не должно подменять собой процедуру медиации.

Авторы Концепции считают, что судебным примирителем может выступать судья в отставке, помощник судьи, не принимающие участие в рассмотрении дела, работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование.

Функция судебного примирителя предполагалась в проведении пере­говоров со сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При этом судебный примиритель был бы вправе изучать предоставленные сторонами документы, с согласия арбитражного суда знакомиться с материалами дела, а также осуществлять другие действия, необ­ходимые для эффективного урегулирования спора, в том числе да­вать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Представляется, что названые функции судебного примирителя могли бы реально способствовать примирению сторон, особенно, если судебными примирителями станут судьи в отставке. Для этого необходимо пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст. 2399; 2008, № 52, ст. 6229; 2009, № 26, ст. 3124, № 39, ст. 4533) после слов «субъекта Российской Федерации» дополнить словами «осуществлять полномочия третейского судьи, быть медиатором, судебным примирителем», что также предлагалось Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2012 г. № 45 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершен­ствованием примирительных процедур».

По смыслу Закона о статусе судей отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности, поэтому судьи, находящиеся в отставке, люди с огромным опытом судебного правоприменения, с высоким уровнем правосознания и правовой культуры, доказавшие свою человеческую и юридическую состоятельность, пользующиеся заслуженным авторитетом в обществе.

К тому же статус судьи в отставке служит гарантией надлежащего осуществления судебного примирения, дает основания для предъявления к судьям в отставке как к судебным примирителям высоких требований и «позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности» [15] .

Если судебный примиритель видится как участник гражданского судопроизводства, лицо, аффилированное с судебной системой, то медиатор ориентирован исключительно на интересы сторон. Представляется, что спорящим в суде должно предлагаться и то и другое по их выбору. Тем более, что, по сути своей, и та и другая процедуры являются разновидностью примирения сторон.

В заключение отметим, что развитие альтернативных процедур уре­гулирования споров способствует решению задачи, поставленной в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» [16] , заявляющей о необходимости созда­ния условий, при которых российским компаниям было бы выгод­но оставаться в российской юрисдикции (а не регистрироваться в оффшорах) и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему.

Источник: http://pro-sud-123.ru/science/publications/primiritelnye-protsedury-v-grazhdanskom-protsesse-i-rol-suda-v-ikh-realizatsii/

Институт примирения, альтернативное регулирование гражданских споров и конфликтов в суде

Дата публикации: 03.05.2016 2016-05-03

Статья просмотрена: 299 раз

Библиографическое описание:

Видео (кликните для воспроизведения).

Абай Д. А. Институт примирения, альтернативное регулирование гражданских споров и конфликтов в суде // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 787-789. — URL https://moluch.ru/archive/113/29463/ (дата обращения: 07.02.2020).

В статье отмечены виды примирительных процедур в гражданском процессе Казахстана. Описывается важность и необходимость института примирения, а также его формы и содержание в гражданском процессе.

Ключевые слова: спор, примирение сторон, мировое соглашение, медиация, партисипативная процедура

В современном мире, жизнь людей неизбежно связана со стрессами и спорами, возрастает число конфликтов в обществе, все чаще граждане направляются в суд для урегулирования своих споров и конфликтов. Ежегодное число людей вовлеченных в судебные процессы растет из года в год.

Читайте так же:  Надзорная жалоба в городской суд

Основная проблема правосудия — это перегруженность гражданских судов и высокая нагрузка на судей. Судьи сталкиваются с проблемой массовости процессов и сопутствующих бумагах, что непосредственно влияет на качество выносимых решений.

Уровень доверия к органам власти находится не на самом высоком уровне.

В большинстве стран мира при регулировании споров, большая роль отводится именно примирительным процедурам и альтернативным способам разрешения споров, различным формам посредничества. Преимущества таких способов разрешения споров очень наглядны: возникший конфликт не становится достоянием общественности, его разрешение не требует больших расходов и времени, учитываются интересы обеих сторон, достигнутые соглашения исполняются чаще, чем судебные решения, сохраняются нормальные человеческие и партнерские отношения, репутация и уважение в деловой среде.

Внедренный в 2011 году институт медиации должен был изменить ситуацию в стране, но как оказалось должного эффекта достичь, не удалось.

В новом Гражданском процессуальном кодексе от 31 октября 2015, законодателем учтен международный опыт, а также начальный опыт внедрения института медиации. Так в новом ГПК РК примирению сторон отведена отдельная глава, в которой указаны формы и порядок примирительных процедур.

В сфере гражданских правоотношений подразумевается использовать подготовку дела к судебному разбирательству в качестве основной платформы для примирительных процедур и мирного разрешения дела.

Судья в гражданском судопроизводстве, разъясняет сторонам право разрешить спор примирительными процедурами, и всячески содействует им в урегулировании споров на всех стадиях процесса. В статье 48 нового ГПК РК под примирительными процедурами подразумеваются: заключение мирового соглашения, соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, соглашение урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству, судья разъясняя права сторонам, сообщает им о возможности разрешить дело мировым соглашением, в порядке партисипативной процедуры или разрешить в порядке медиации. Мировое соглашение заключается на условиях взаимных уступок между двумя сторонами, определяются права и обязанности сторон по спорному правоотношению, сведения об условиях, размере и сроках выполнения обязательств. В тексте соглашения могут содержаться условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств ответчиком, о полном или частичном прощении либо признании долга. Согласно ст. 177 суд до принятия соответствующих процессуальных действий разъясняет сторонам их последствия. Согласно пп. 5 ст. 277 ГПК РК суд прекращает производство по делу, если стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом. В определении должны быть указаны условия, утверждаемого судом мирового соглашения сторон. Спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям повторно, не допускается по ГПК РК.

Мировые соглашения могут заключаться сторонами в исковом производстве на любой стадии гражданского процесса, начиная с рассмотрения дела в первой инстанции до исполнительного производства. Только субъекты спорного материального правоотношения (истец, ответчик, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора) могут заключать мировое соглашение. Заключается оно в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями.

Текст мирового соглашения должен быть оговорен сторонами и содержать четкие и ясные условия. В нем не могут содержаться положения, которые ставят исполнение сторонами обязательств в зависимость от каких-либо обстоятельств, которые порождают действия, противоречащие закону или нарушающие чьи-либо права, свободы и законные интересы. Подробно изложенные условия в содержании мирового соглашения позволяют в случае их неисполнения требовать выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение, так как определение суда об утверждении мирового соглашения, являясь судебным актом, приравнивается к судебному решению.

В случае заключения письменного соглашения, суд выносит определение об утверждении данного соглашения. Не смотря на то, что партисипативная процедура похожа с процедурой медиации, основные различия заключаются в целях этих процедур. В соответствии со ст. 3 Закона РК «О медиации», целями медиации являются 1) достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации 2) снижение уровня конфликтности сторон. Иными словами, стороны в медиации не только решают свой спор путём переговоров, но и стараются сохранить дружественные отношения после медиации. Следовательно, в отличии от партисипативной процедуры, при разрешении спора в процедуре медиации, стороны не стараются доказать свою правоту или обосновать свои требования и возражения, а наоборот стараются достичь такого разрешения конфликта, которое устраивало бы обе стороны спора.

Если дело закончилось соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации или партисипативной процедуры сумма государственной пошлины подлежит возврату в судах первой и апелляционной инстанций —в полном объеме, в суде кассационной инстанции — в размере50 процентов.

Соглашение об урегулировании спора, достигнутое сторонами при проведении партисипативной процедуры и медиации, заключенное до рассмотрения гражданского дела в суде (т. е. вне суда), представляет собой сделку, направленную на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей сторон.

Соглашение об урегулировании спора, достигнутое сторонами при проведении партисипативной процедуры и медиации в ходе гражданского процесса, утверждается судом, в производстве которого находится гражданское дело.

  1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V. — Алматы: ЮРИСТ, 2016. — 216 с.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 412-I. — Алматы: ЮРИСТ, 2012. — 176 с.
  3. Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года № 401-IV «О медиации»

Источник: http://moluch.ru/archive/113/29463/

Примирительные процедуры в гражданском и арбитражном процессе. Мировое соглашение сторон

Мировое соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый сторонами спора на взаимосогласованных ими условиях и подлежащий обязательному утверждению судом. В отличие от АПК в ГПК не допускается урегулирование споров из публичных правоотношений путем примирения сторон. Мировое соглашение допускается на любой стадии гражданского процесса, включая исполнительное производство. В соответствии с ГПК мировое соглашение подлежит контролю со стороны суда, который должен проверить, не противоречат ли оно закону или не нарушает ли оно права и законные интересы других лиц. При наличии указанных обстоятельств суд должен отказать в утверждении мирового соглашения. До принятия определения об утверждении мирового соглашения суд должен разъяснить сторонам его последствия, которые сводятся к следующему. Мировое соглашение прекращает производство по делу, в связи с чем вторичное обращение в суд будет не допустимым. По своему процессуальному значению определение суда об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу приравнивается к судебному решению и в случае неисполнения его сторонами подлежит принудительному исполнению.

Примирительные процедуры имеют цель урегулировать спор на основе добровольного волеизъявления самих сторон. Способствование примирению сторон, содействие в урегулировании спора, уже принявшего форму иска или заявления, является одной из основных задач арбитражных судов как на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, так и на стадии судебного разбирательства.

Виды примирительных процедур: переговоры, претензионный порядок разрешения споров, посредничество, мировое соглашение.

Посредничество(медиация)– направлено на урегулирование правового спора и выработку приемлемого решения самими сторонами с участием третьей стороны (посредника) Стороны имеют возможность выбора посредника, а также возможность активно участвовать в урегулировании конфликта. Они сами приходят к компромиссному решению, а не получают его в качестве императива от другой стороны. Применение посредничества материально выгодно. Посредничество имеет место только при наличии соглашения сторон об его использовании. Соглашение о прекращении спора с помощью посредника не подлежит принудительному исполнению.

Читайте так же:  Предупреждение и пресечение полицией правонарушений несовершеннолетних

Претензионный порядок разрешения спора – это мера, способствующая дать спорящим сторонам возможность урегулировать возникший спор до обращения в суд. Данный порядок реализуется путем направления одной стороной другой претензии, в которой содержится требование о надлежащем исполнении условий договора, либо какие-то иные компромиссные решения возникшего спора. Претензионный порядок обязателен, если данный порядок предусмотрен ФЗ, договором или соглашением сторон. несоблюдение обязательного претензионного порядка является основанием для рассмотрения заявления без рассмотрения.

Переговоры – спор разрешается сторонами самостоятельно. При проведении переговоров стороны должны сформулировать свои и выяснить позиции другой стороны по спорным вопросам; уяснить существо спорных проблем; обсудить доводы каждой из сторон и найти компромиссное решение и пути его реализации. Переговоры между сторонами могут проводиться как до, так и после возбуждения дела в арбитражном суде. В случае успеха переговоры сторон, проведенные после возбуждения дела в арбитражном суде, могут завершиться путем заключения мирового соглашения или отказа истца от иска.

Мировое соглашение — это способ разрешения гражданско-правовых споров, прекращения производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных сторонами условиях. Мировое соглашение может быть заключено сторонами по любому делу, если иное не предусмотрено АПК и др ФЗ, и на любой стадии арбитражного процесса, в том числе и при исполнении судебного акта. Мировое соглашение составляется в письменной форме и подписывается сторонами. В нем должны содержаться сведения об условиях, размере и о сроках исполнения обязательств сторон.

Мировое соглашение утверждается АС, о чем выносится определение. Правовыми последствиями утверждения арбитражным судом мирового соглашения являются установление прав и обязанностей, решение спора, прекращение производства по делу либо исполнительного производства и, как следствие, невозможность повторного обращения с тождественным иском, возможность принудительного исполнения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/9_120188_primiritelnie-protseduri-v-grazhdanskom-i-arbitrazhnom-protsesse-mirovoe-soglashenie-storon.html

Глава 14.1. Примирительные процедуры. Мировое соглашение (ст.ст. 153.1 — 153.11)

Информация об изменениях:

Кодекс дополнен главой 14.1 с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

Глава 14.1. Примирительные процедуры. Мировое соглашение

>
Примирение сторон
Содержание
Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12128809/9d42958c5b7b39abecd5bb14d1f1e920/

Глава 14.1. Примирительные процедуры. Мировое соглашение (ст.ст. 153.1 — 153.5)

Информация об изменениях:

Кодекс дополнен главой 14.1. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

Глава 14.1. Примирительные процедуры. Мировое соглашение

  • Статья 153.1. Примирение сторон
  • Статья 153.2. Заключение мирового соглашения
  • Статья 153.3. Форма и содержание мирового соглашения
  • Статья 153.4. Утверждение судом мирового соглашения
  • Статья 153.5. Исполнение мирового соглашения
>
Примирение сторон
Содержание
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/77670921/9d42958c5b7b39abecd5bb14d1f1e920/

Глава 15. Примирительные процедуры. мировое соглашение

15.1. Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц — это основная задача суда. Вместе с тем, не менее важной является задача по содействию становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Решение спора самими сторонами миром позволяет не только снизить нагрузку на судей, но и сохранить партнерские отношения между сторонами на будущее, минимизировать вероятность возникновения дальнейших противоречий между ними и в целом снижает конфликтность в обществе.

Следует более активно развивать и стимулировать досудебное примирение между сторонами, в том числе путем введения по отдельным, точно выверенным категориям дел обязательного претензионного порядка разрешения спора по аналогии со спорами в сфере перевозки. Так, например, по делам о пресечении действий, нарушающих исключительное право автора или иного правообладателя, не исключается возможность добровольного урегулирования спора при направлении претензии. Судебный порядок должен применяться по таким категориям дел лишь в случае, если досудебный порядок оказался неэффективным. Необходимо также определить, при каких условиях претензионный порядок считается соблюденным.

В случае же, если спор стал судебным, суд также должен предпринимать меры к примирению сторон.

На необходимость содействовать примирению сторон на стадии судебного разбирательства в целях сокращения количества рассматриваемых судами дел и улучшения качества отправления правосудия обращено внимание в принятой в 1986 году Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (86) 12 о мерах по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды. При этом предложено в качестве одной из основных задач возложить на судей обязанность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам на любой стадии судебного разбирательства.

Данной главой Кодекса должны определяться возможные пути поиска общих точек соприкосновения сторонами для их возможного примирения, а также возможные результаты примирения и способы их фиксации судом.

15.2. Кроме того, должны быть сформулированы общие принципы примирения.

В частности, должно быть определено, что любые лица, содействовавшие примирению сторон (например, медиаторы, лица, участвовавшие в переговорах и т.п.), должны сохранять конфиденциальность любой процедуры примирения (не только, например, медиации). Также должно быть предусмотрено, что примирение осуществляется на добровольных началах с учетом принципов равноправия и сотрудничества.

Для того чтобы примирительные процедуры не использовались в качестве способа затягивания судебного разбирательства, целесообразно предусмотреть сроки проведения примирительных процедур и последствия искусственного заявления ходатайства о намерении провести примирительную процедуру (в данном случае могут использоваться механизмы реагирования на злоупотребление процессуальными правами).

Целесообразно также предусмотреть и в Налоговом кодексе Российской Федерации стимулы примирения в виде возможности возврата определенной части уплаченной государственной пошлины, если примирительная процедура увенчалась успехом.

15.3 Перечень способов поиска путей примирения должен быть открытым, вместе с тем основные из них должны быть определены в законе.

Переговоры должны быть указаны в законе как основная примирительная процедура, которая осуществляется по воле сторон, без каких-либо посредников или иного «внешнего» участия. Правила ведения переговоров при этом не должны определяться процессуальным законодательством.

15.3.2. Сверка расчетов

Данная процедура, как представляется, в исключение из общего правила может быть признана судом обязательной. Она должна применяться в случаях представления сторонами документов финансового характера, которые одна из сторон не имела возможности изучить до начала судебного разбирательства.

Аналогичным образом следует в обязательном порядке назначать примирительную процедуру и в случае поступления в суд иных новых документов по существу заявленных требований, с которыми другая сторона не имела возможности ознакомиться заблаговременно.

Представляется, что одной возможности в данном случае представить отзыв недостаточно, поскольку внимательное изучение обеими сторонами таких документов может привести к полному или частичному признанию иска или к полному или частичному отказу от иска.

Стороны вправе урегулировать спор путем применения процедуры медиации. Представляется нецелесообразным определять правила медиации (кроме общих принципов проведения примирительных процедур) в кодексе, учитывая наличие специального закона в данной сфере.

15.3.4. Судебное примирение

Имея в виду возможную активную роль суда в примирительных процедурах, а также задачу суда помочь найти сторонам общие точки соприкосновения интересов, следует предусмотреть и такую процедуру, как судебное примирение.

Читайте так же:  Госпошлина при подаче иска моральный вред

При этом не следует судебного примирителя рассматривать в роли своего рода непрофессионального медиатора, работающего в суде, поскольку судебное примирение не должно подменять собой процедуру медиации. Судебное примирение может рассматриваться как своего рода взгляд на рассматриваемое судом дело «со стороны» с указанием сторонам спора на возможные пути разрешения конфликта миром в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Судебным примирителем может выступать судья в отставке, помощник судьи, не принимающего участие в рассмотрении дела, работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование.

Судебное примирение должно осуществляться на основе принципов независимости, беспристрастности, нейтральности и добросовестности судебного примирителя.

Судебный примиритель не является участником арбитражного процесса и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

При этом судебный примиритель не вправе давать заключение о перспективе разрешения спора в судебном заседании.

15.3.5. Результатами проведенных примирительных процедур могут быть мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела.

15.3.6. При частичном или полном отказе от иска, его частичном или полном признании суд должен исследовать дело лишь в части, позволяющей определить, не противоречит ли закону и не нарушает ли права других лиц такие отказ или признание.

Если таких противоречий не выявлено, то производство по делу при частичном или полном отказе от иска подлежит прекращению полностью или в части, а при частичном или полном признании иска — принимается решение об удовлетворении заявленных требований в соответствующей части.

При этом если о признании требований заявляет по делу, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, административный орган (например, соглашаясь с неправильностью своего решения), целесообразно определить, что в таком случае суд не принимает решение по существу вопроса, разрешавшегося административным органом, а направляет вопрос для его разрешения административным органом повторно.

15.3.7. Признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения может быть как в форме одностороннего заявления о согласии с позицией другой стороны, так и в результате заключения сторонами соглашения по обстоятельствам дела.

Признанные сторонами обстоятельства должны приниматься судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

При этом возможно считать признанными обстоятельства, которые не оспариваются другой стороной без явно выраженного признания. Вместе в тем представляется целесообразным применять такой подход лишь в ситуации, когда между сторонами есть спор по каким-либо обстоятельствам дела, а по части обстоятельств стороны не высказываются. В таком случае суд должен расценивать обстоятельства, по которым иная сторона, нежели указывавшая на них, молчит, как признанные.

Вместе с тем следует отметить, что признание обстоятельств может быть искусственным. В связи с этим следует определить, что не должно приниматься признание стороной обстоятельств, если суд располагает доказательствами, дающими основание полагать, что признание такой стороной указанных обстоятельств совершено в целях сокрытия определенных фактов или под влиянием обмана, насилия, угрозы, заблуждения.

15.3.8. Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии рассмотрения дела и при исполнении судебного акта.

Оно, являясь институтом процессуального законодательства, представляет собой сделку, к которой могут применяться также правила гражданского законодательства, например: о договорах, в том числе правила о свободе договора, об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда.

Мировое соглашение по общему правилу заключается по предмету заявленных требований. Вместе с тем нельзя исключать включение в мировое соглашение положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства. Как правило, при заключении мирового соглашения стороны готовы идти на взаимные уступки, которые могут не ограничиваться лишь заявленными требованиями.

Следует указать, что мировое соглашение в обязательном порядке должно содержать согласованные сторонами сведения о его условиях, которые должны быть четкими, ясными и определенными, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой с тем, чтобы не было неясностей и споров по поводу его содержания при исполнении, а само мировое соглашение было исполнимым с учетом правил о принудительном исполнении судебных актов.

Мировое соглашение утверждается судом. При этом оно не утверждается судом лишь в том случае, если оно нарушает права и законные интересы других лиц и (или) противоречит закону.

С этой точки зрения следует определить, что суд при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в части проверки соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц (в том числе с точки зрения искусственности спора и мирового соглашения по нему). Иные обстоятельства дела исследоваться не должны.

Не должна проводиться проверка мирового соглашения по иным основаниям — например, по равноценности взаимных уступок сторон (если такие уступки совершены по свободной воле обеих сторон, то суд не должен вмешиваться в результаты примирения).

Также суд не вправе утверждать соглашение в части, изменять или исключать из него какие-либо условия, согласованные сторонами. Вместе с тем он вправе предложить сторонам исключить из мирового соглашения отдельные условия, противоречащие закону или нарушающие права и законные интересы других лиц.

Следует определить порядок утверждения мирового соглашения, в частности определить, в каких случаях каким судом такое мировое соглашение утверждается (имея в виду возможность примирения на любой стадии процесса, при рассмотрении дела в любой инстанции, а также при исполнении судебного акта. Также необходимо определить порядок обжалования определения об утверждении или об отказе в утверждении мирового соглашения.

Следует определить, что неутвержденное судом мировое соглашение не порождает правовых последствий.

Учитывая, что мировое соглашение является результатом добровольных примирительных процедур сторон, исполняться оно должно добровольно. Вместе с тем, учитывая, что оно утверждается судебным актом, следует предусмотреть и допустимость принудительного его исполнения при неисполнении соглашения добровольно.

15.3.9. Следует предусмотреть особенности применения примирительных процедур по делам, возникающим из административных или иных публичных правоотношений. Возможно предусмотреть, что результатами примирения по таким делам могут быть только частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела.

В отношении мирового соглашения возможно предусмотреть, что по таким делам оно возможно, только если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральным законом прямо отнесено заключение мировых соглашений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9632 —

| 7393 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/19_258384_glava—primiritelnie-protseduri-mirovoe-soglashenie.html

Примирительные процедуры в гражданском процессе мировое соглашение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here