Система профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних

Помощь по теме: "Система профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица и Рекомендации по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность (направлены письмом Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. N 07-7453)

См. также Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, направленные письмом Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. N ВФ-1376/06

О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними см. приказ Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. N 147/481

Источник: http://base.garant.ru/12116087/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Читайте так же:  Получение родового сертификата при платном ведении беременности

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12116087/

Система предупреждения преступности несовершеннолетних

Вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних посвящены Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы) 1990 г., а также резолюция комиссии ООН «О правах человека при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних» 2002 г.

Среди множества российских законодательных актов необходимо отметить прежде всего Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В результате последних внесенных изменений в стране появились Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Профилактика преступности несовершеннолетних — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Читайте так же:  Основания и правовые последствия недействительности сделок

Под социально опасным положением понимается обстановка, представляющая опасность для жизни несовершеннолетних, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, либо способствующая совершению правонарушения или иного антиобщественного действия.

Государственная система профилактики преступности несовершеннолетних состоит: 1) из комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; 2) органов управления социальной защитой населения; 3) органов управления образованием; 4) органов опеки и попечительства; 5) органов управления здравоохранением; 6) органов службы занятости; 7) органов внутренних дел.

Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две особенности: 1) большая роль общественной системы профилактики;

2) исключительно важное значение специальных мер (раннее предупреждение правонарушений).

Общественная система включает: 1) исполнение законодательства о социальной поддержке молодежи; 2) решение семейных проблем;

3) сокращение подростковой и молодежной преступности; 4) материальное обеспечение детского спорта; 5) нравственно-духовную работу с подростками; 6) усиление медико-психологической работы с подростками, имеющими психические аномалии; 7) прекращение пропаганды культа насилия.

Основными направлениями совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних являются:

Таким образом, в программе борьбы с преступностью несовершеннолетних должны быть предусмотрены: формирования ювенальной юстиции; разработка нормативных документов, запрещающих передачу коммерческим структурам помещений для обучения несовершеннолетних без контроля со стороны специальных органов, предусмотренных в законе; разработка и внедрение спецкурса по методике работы с детьми, входящими в группу риска; разработка методики выхода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи, употребление наркотиков, любовные неудачи); общественная работа с объединениями по интересам (спортивные и музыкальные «фанаты»).

Субъекты предупредительной деятельности представляют собой единую, связанную общностью целей и задач систему. К сожалению, Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272, не пересматривалось более 25 лет, и очевидно нуждается в обновлении.

Координацию действий осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Представляется, что в эту работу должен включиться и Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. Впрочем, взаимодействие осуществляется и на конкретном, более низком уровне. Так, на практике действует приказ Минздрава России и МВД России от 20 августа 2003 г. № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел».

Специализированные субъекты имеют цель бороться с преступностью несовершеннолетних.

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних являются:

  • 1) социально-реабилитационные центры, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию;
  • 2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетним, нуждающимся в экстренной социальной помощи;
  • 3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • 4) специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов органов управления образованием;
  • 5) центры органов внутренних дел для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

К другим органам и учреждениям, осуществляющим профилактику преступности несовершеннолетних, относятся:

  • 1) органы и учреждения культуры, организации досуга, спорта и туризма;
  • 2) уголовно-исполнительные инспекции;
  • 3) федеральные органы исполнительной власти.

Неспециализированными субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних являются общественные и религиозные организации, политические партии и движения, уличные домовые комитеты, товарищества собственников жилья и др. Главное направление деятельности таких субъектов — это организация досуга несовершеннолетних. Например, религиозные организации активно воссоздают воскресные школы.

Необходимо сокращать формальные правила поведения и развивать позитивную инициативу у несовершеннолетних, поскольку обилие правил лишь увеличивает вероятность их нарушения. Чаще всего жесткость только способствует эскалации насилия. Наши законы жестки. Действующим законодательством предусматривается более 130 видов преступлений, за которые несовершеннолетние могут нести уголовную ответственность.

Особую роль играют подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Их работа проводится по следующим направлениям:

  • 1) ограничение влияния негативных социальных факторов на детей и подростков;
  • 2) последовательное выявление причин и условий преступности несовершеннолетних, их профилактика;
  • 3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (индивидуальная профилактика);
  • 4) выявление групп антиобщественной направленности с целью антикриминогенного воздействия.

В последнем случае методами воздействия на антиобщественные группы несовершеннолетних являются ликвидация, изоляция, разобщение и переориентация группы. Деятельность по разобщению группы необходимо строить, привлекая несовершеннолетних в группы с социально одобряемыми видами деятельности. Решающее значение при этом имеет выявление взрослых участников (наставников) группы и привлечение их к уголовной ответственности.

Органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, проводят комплексные проверки, рейды и другие мероприятия.

Первостепенное значение имеет индивидуальная профилактика. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего правонарушителя, так и на окружающую его среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении личности несовершеннолетнего, выработке рациональных методов организации контрпреступной мотивации, социально значимого контроля за его поведением и определения эффекта индивидуальной профилактики.

Содержание индивидуальной профилактики составляют: выявление потенциально неустойчивых несовершеннолетних; изучение и устранение источников негативного влияния на них, включая прежде всего семью, находящуюся в социально опасном положении; исследование возможностей создания благоприятной обстановки для несовершеннолетних; осуществление контроля; анализ полученных результатов и коррекция методов и способов проведения работы по предупреждению совершения преступлений. Особое внимание уделяется несовершеннолетним, ведущим антиобщественный образ жизни; входящим в группировки криминальной направленности; вернувшимся из специальных школ; осужденным условно или к наказаниям, не связанным с лишением свободы; освобожденным из мест лишения свободы.

В каждом конкретном случае индивидуальной профилактике должна предшествовать психолого-педагогическая экспертиза несовершеннолетнего.

Основным и часто, к сожалению, единственным приемом воздействия на несовершеннолетнего является беседа с ним сотрудника органов внутренних дел.

Прямое отношение к предупреждению имеют быстрое и качественное расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними; установление истинных виновных и соразмерное, справедливое наказание; правильное в тактическом отношении применение мер пресечения на стадии расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего.

Читайте так же:  Пдд возмещение ущерба

Использовать наказание в виде лишения свободы следует в минимальной степени. При этом о каждом таком случае необходимо широко оповещать несовершеннолетних, вовлеченных в антиобщественную деятельность, в целях их устрашения и удержания от совершения преступлений.

Требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за профилактику преступности несовершеннолетних. Необходимы ротация сотрудников, использование современных обучающих методик, проверка степени их осведомленности о действительном положении дел с преступностью несовершеннолетних на их участке работы.

Кроме того, важно разрушать мифические романтические образы криминального мира, которые оказывают почти магнетическое воздействие на неустойчивую психику несовершеннолетних. Парадоксальным образом оказывается, что чем трагичнее судьба представителя криминального сообщества, тем больше у несовершеннолетних (разумеется, не без участия взрослого наставника) это может вызывать не только сочувствие, но и стремление к подражанию. К сожалению, в этом активную «помощь» им оказывают СМИ, прежде всего современные телевидение и кинематограф.

Источник: http://studref.com/524223/pravo/sistema_preduprezhdeniya_prestupnosti_nesovershennoletnih

Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав представляет собой, деятельность федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов федерации, органов местного самоуправления, входящих в данную систему профилактики, которая направлена на максимальное обеспечение справедливости и защиты интересов несовершеннолетних, создание благоприятных условий для их полного включения в социально-экономическую и культурную жизнь общества, предупреждение и пресечение безнадзорности и правонарушений с их стороны.

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима,

9) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и др.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах: законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства:

— заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; приговор, определение или постановление суда;

— постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

— заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав :

1) обеспечивают защиту от физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

3) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и др.

Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания:

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних.

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь.

3) принимают участие в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания.

Читайте так же:  Уточнение апелляционной жалобы апк

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность:

1) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

2) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях

3) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних и др.

Органы внутренних дел, органы опеки и попечительства проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних.

Сначала о социальном воспитании вообще.Если в вопросе говорится осоциальном воспитании, надо вставить в ответ этот отрывок. Понятие «социальное воспитание» появилось на перепутье 19 и 20 века. В этом понятии воспитание рассматривается с точки зрения того, как влияет социум на воспитание. Сегодня оно употребляется для характеристики воспитания разных эпох, отличающихся друг от друга общественными и межличностными отношениями. То есть общественные отношения средних веков, эпохи Просвещения, 19 века, 20 века различаются. Соответственно, различается влияние общества на воспитание по целям, по содержанию и методам воспитания.

Основные тенденции благотворения и социального воспитания в Древней Руси. Социальная и педагогическая составляющая милосердной практики.

Эпоха средних веков охватывает время от крещения Руси в 10 веке до 18 столетия. Главная структура, организующая практику помощи нуждающимся людям, – церковь. Благотворение. Церковь опирается на религиозное учение, согласно которому, чтобы заслужить райскую жизнь после смерти, надо нравственно вести себя на земле. Нравственность выражается в молитве и ДОБРЫХ ДЕЛАХ. Доброе дело – каждодневная милостыня человеку, протянувшему руку за помощью.

Социальная составляющая милосердия . Поскольку каждый человек должен был творить милостыню, в обществе появилась новая «сетка» отношений: индивидуальных (подача милостыни), но безличных (дающий и принимающий не знают друг друга).

Педагогическая составляющая милосердия . Церковь называла эту практику «учительной», то есть приучающей к добрым делам. Позже в 19 веке ученые писали, что «река милостыни» приучила русского человека к братолюбию, милосердию, добродеянию, состраданию. Так милостыня воспринималась вплоть до 20 века.

Однако в более позднее время милостыня стала профессиональной. Поэтому она перестала учить добродеянию, то есть утратила свои учительные свойства, Ближе к 16 веку количество нищих было так велико, что они составили угрозу обществу. То есть изменилась социальная составляющая милостыни. Поэтому против нее стали активно бороться государи, которым требовались рабочие руки.

Социальное воспитание. Социальное воспитание эпохи средних веков – это воспитание религиозное по целям, содержанию и методам. Оно «вписано» в религиозный контекст жизни. Отклонения от религиозного воспитания осуждаются и сурово наказываются. Церковь учила, что ребенка надо воспитывать «яко послушника». Это значит, что ребенок не может уклоняться от молитвы, что он должен приучаться к творению милостыни, что он должен во всем подчиняться родителям.

Детство было коротким, смысл социального воспитания заключался в том, чтобы как можно раньше подготовить ребенка к взрослой жизни. Поэтому в 7-8 лет ребенок считался взрослым. В своей воспитательной деятельности церковь опирается на семью. Жизнь семьи строится так, как она описана средневековым священником Сильвестром в Домострое. Некоторые авторы употребляют термины «евангелическое воспитание» — это теплое воспитании и «ветхозаветное» воспитание – суровое, связанное с наказаниями за проступки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9632 —

| 7393 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/4_52864_gosudarstvennaya-sistema-profilaktiki-beznadzornosti-i-pravonarusheniy-nesovershennoletnih.html

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Раскрываются основные научные подходы построения комплексной системы превенции социальных отклонений несовершеннолетних, изучаются специализированные государственные и общественные органы и учреждения, основной задачей которых является профилактика правонарушений не достигших совершеннолетия лиц, защита их прав, и органы, которые осуществляют профилактическую деятельность наряду с иными функциями.

Ключевые слова: административные и иные правонарушения несовершеннолетних, система профилактики правонарушений несовершеннолетних, классификация субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних, специальные субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Превенция [1] безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по своей сути является сложным и неоднозначным явлением, которое можно рассматривать и как одну из задач социального управления, и как вид предупредительной деятельности соответствующих субъектов, и как комплекс профилактических мер общего и специального характера. В то же время разветвленная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является частью или подсистемой существующей в нашем государстве многоуровневой системы борьбы с преступностью и предупреждения административных правонарушений, которая, в свою очередь, входит в систему более высокого уровня — социального регулирования общественной жизни.

По общей классификации субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних их принято разделять на специализированные государственные и общественные органы и учреждения, основной задачей которых является профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав, и органы, которые осуществляют профилактическую деятельность наряду с иными функциями.

К специальным субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних относятся:

Ко второй группе субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних можно отнести:

  • — органы государственной власти и местного самоуправления общей компетенции, организующие программирование, планирование, ресурсное обеспечение этой деятельности, контроль за ее результатами и призванные устранить правовой вакуум в сфере регламентации наименее урегулированных нормами права общественных отношений по профилактике правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия;
  • — правоохранительные органы в целом, включая органы прокуратуры и суда;
  • — институты социального воспитания — семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры, спорта и досуга;
  • — учреждения здравоохранения и социального обслуживания;
  • — государственная служба занятости;
  • — негосударственные учреждения (общественные объединения, религиозные организации, ассоциации, фонды), которые в соответствии с их уставами осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних и способствуют утверждению у них здорового образа жизни, содействуют их социальной реабилитации и ресоциализации, взаимодействуют с государственными учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Читайте так же:  Необходимые документы для оформления второго загранпаспорта

В указанных органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений не достигших восемнадцатилетия лиц. Участие в данной деятельности других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и(или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в широком смысле следует считать совокупность государственных и негосударственных организаций и учреждений, осуществляющих в качестве основной или одной из своих функций деятельность, направленную на формирование позитивной среды социализации молодежи, защиту и охрану ее прав и свобод, коррекцию отклоняющего поведения, реагирование на правонарушения несовершеннолетних предусмотренными законодательством мерами.

На данном этапе деятельности государственной модели профилактики социальных отклонений детей и подростков к субъектам профилактики законодательно отнесены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости и органы внутренних дел [2] .

Должностным лицом, координирующим комплексную деятельность в сфере надзора за соблюдением законных прав и интересов лиц, не достигших восемнадцатилетия, является уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка. Необходимость появления федерального института уполномоченного по правам ребенка, вытекающая из целого комплекса международных обязательств России, давно обсуждали специалисты, работающие с детьми и в интересах детей. К настоящему моменту жизнь потребовала его создания ввиду огромного количества вопросов, связанных с обеспечением прав детей, которые находятся на стыке разных ведомств и поэтому трудно решаются.

Итак, с 1 сентября 2009 года в соответствии с указом президента Российской Федерации № 986 [3] в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка.

В функции уполномоченного по правам ребенка входит:

  • — рассмотрение обращений несовершеннолетних правонарушителей;
  • — проведение проверок в местах принудительного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
  • — мониторинг ситуации по обеспечению прав несовершеннолетних правонарушителей;
  • — анализ нормативной правовой базы и правоприменительной практики в субъекте в отношении несовершеннолетних правонарушителей;
  • — инициирование нормативных правовых актов по закреплению дополнительных гарантий защиты прав несовершеннолетних правонарушителей;
  • — поддержка общественных инициатив по реализации проектов, направленных на защиту прав несовершеннолетних правонарушителей;
  • — просветительская деятельность по проблемам защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.

Президентом Российской Федерации рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить на местах должность уполномоченного по правам ребенка.

Немаловажная роль в процессе профилактики безнадзорности, административных правонарушений и преступлений лиц, не достигших совершеннолетия, отводится органам внутренних дел в целом и инспекторам по делам несовершеннолетних в частности. Их основными задачами являются:

  • — выявление дезадаптированных несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, нуждающихся в социальной реабилитации, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;
  • — выявление и пресечение деятельности лиц, негативно влияющих на поведение несовершеннолетних, жестоко обращающихся с детьми, вовлекающих их в совершение антиобщественных и противоправных действий;
  • — выявление и проведение индивидуальной профилактической работы с социально неблагополучными семьями;
  • — выявление обстоятельств, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, административных правонарушений, и принятие мер к их устранению;
  • — привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

Профилактическая функция органов внутренних дел — не только их право, но и прямая обязанность, установленная законом. Например, в федеральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (принят Государственной думой 28 января 2011 года, одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года) в ст. 2 в числе основных направлений деятельности полиции названы «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений», правда, безотносительно к категории правонарушителей. Ст. 12, где перечисляются обязанности полиции, предписывает участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществлять розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием.

Помимо этого, в ведомственных нормативных документах МВД России профилактика и предупреждение правонарушений органами внутренних дел детализируется и относится к числу приоритетных направлений их деятельности.

Обладая специфическими возможностями по пресечению противоправных действий, сотрудники полиции наделены правом применения целого комплекса самых разнообразных по правовой силе воздействия мер профилактики — от общепрофилактических мер убеждения до специальных мер принуждения. Тем самым органы внутренних дел имеют возможность активно воздействовать на множество негативных криминогенных факторов только им присущими методами.

Подводя итог, выскажемся, что, по нашему мнению, система превенции административных и иных правонарушений несовершеннолетних не может быть унифицированно-стандартизированной для всех субъектов России и должна по возможности максимально учитывать социальные, демографические, национальные и иные особенности регионов Российской Федерации, их кадровый и экономический потенциал.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studref.com/365098/pravo/elementy_sistemy_profilaktiki_beznadzornosti_administrativnyh_inyh_pravonarusheniy_nesovershennoletnih

Система профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here