Система воспитания гражданской ответственности

Помощь по теме: "Система воспитания гражданской ответственности" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Модели гражданского воспитания старшеклассников

Модели гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении государством.

Выпускник школы демократического государства в процессе обучения должен овладеть знаниями о правах человека, о государственных и общественных институтах, обладать умением критически мыслить, анализировать политическую ситуации, сотрудничать с другими людьми, приобщаться к ценностям современной цивилизации, включая уважение к правам других и терпимость, воспитывать в себе желание участвовать в общественно-политической жизни. Все это заложено в задачах воспитывающих сред воспитательной системы школы.

Гражданское воспитание тесно связано с другими аспектами воспитательного процесса, в первую очередь, с правовым. Процесс правового воспитания может быть представлен как процесс правовой социализации, обеспечивающий присвоение индивидом социального опыта, в результате которого личность приобретает социальные ценности, осваивает способы социально-адаптированного поведения.

Педагогическая деятельность по организации социальной практики и опыта с учетом национальных и культурных особенностей должна позволять ребенку познавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение к себе и своим поступкам, приобретать и осмыслять личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми. Все это должно складываться в единую воспитательную систему. [2, с.78]

На мой взгляд, воспитательная система, имеющая гражданскую направленность — это система социальная. Ее ядро — люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Все это работает на воспитание гражданина и прослеживается через идеи и принципы гражданского воспитания.

Воспитательная система — это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения воспитательных задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы и ее составной части — модели гражданского воспитания.

Воспитательная система школы — это система ценностно-ориентированная. В концепции воспитательной системы заложены три группы ценностей, которые выделились из опыта работы и традиций школы и определяют суть гражданского воспитания школьников.

Воспитательная система — это система целостная и открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. Расширение воспитательного пространства достигается в воспитательной системе за счет кооперативных связей с учреждениями и организациями и помогает гражданской социализации выпускника школы.

Таким образом, цель гражданского воспитания — подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе демократического правового государства, через создание условий для формирования гражданской компетентности личности, владеющей системой ценностей, которая определяет ее поведение, интересы и поступки и позволяет ей активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности. [7, с.230]

Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы должно опираться на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия:

Земля — общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.

Отечество — единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.

Семья — начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.

Труд — основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.

Знания — результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.

Культура — духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.

Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.

Человек — высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект и результат воспитательной системы школы.

Центральное место в воспитательной системе школы должно занимать формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас.

Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:

  • — идея согласования ценностей поколений,
  • — идея приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности,
  • — идея оптимально организованной деятельности школьников. Лучший воспитатель — это правильно организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать. Только в действии приобретается опыт жизнедеятельности в гражданском обществе.

II группа ценностей — ценности, отражающие культурно-историческую память.

На современном этапе, когда в Беларуси происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений, воспитание патриотизма и гражданственности. Здесь актуализируются цели патриотического воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие истории и культуры наше страны, идентификацию личности с этой культурой и формирование гордости за культурные достижения своей страны. Важно сформировать у старшеклассников опыт активного социального действия, восприятие своих гражданских умений, действий, опыта защиты интересов своей группы.

III группа — личностные ценности.

Принципы гражданско-правового воспитания:

На мой взгляд, реализация модели гражданского воспитания в рамках воспитательной системы школы будет способствовать формированию и развитию гражданской ответственности, социальной активности участников образовательного процесса, если:

  • — в модели гражданского воспитания будут предусмотрены условия для формирования личности, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков, уважением к законам государства;
  • — дополнительное образование будет нацелено на удовлетворение творческих, интеллектуальных, профессиональных и социально-правовых потребностей участников образовательного процесса;
  • — будет уважительное и внимательное отношение к увлечениям, ценностям, культурным приоритетам подростков и старшеклассников, к их субкультуре, к их миру; но вместе с тем будет формироваться позитивное отношение к общекультурным ценностям, традициям и историческому наследию Отечества;
  • — будут созданы оптимальные условия для совместной деятельности педагогов и учащихся по соуправлению школой, совместному созданию норм и правил совместной деятельности, развитию лидерских качеств;
  • — будет учитываться мнение меньшинства при решении общешкольных дел.[8,с.117]

Таким образом, данная модель воспитания гражданственности у старшеклассников предполагает выделение ведущих мировоззренческих направлений, которые составляют основу их миропонимания, определяют отношение к обществу, самому себе и формированию гражданского долга. Сохранение, развитие и обогащение национальных ценностей и традиций во всех сферах духовной культуры общества, особенно в сфере гражданского образования и воспитания, становятся актуальными в свете проблемы их дальнейшего развития на основе единства национальных и общечеловеческих идеалов. Процесс этот перманентный и осуществляется в течение всего периода обучения.

Читайте так же:  Деньги под залог птс по генеральной доверенности

Источник: http://studwood.ru/1887150/pedagogika/modeli_grazhdanskogo_vospitaniya_starsheklassnikov

Гражданское воспитание

Один из важных моментов воспитания ребенка, на который должны обратить внимание не только родители, но и учебные учреждения – это воспитание в человеке гражданина своей страны, осознающего себя единым целым со своей Родиной, готового защищать свое государство и свободу.

Воспитание гражданственности начинается в раннем детстве – с рассказов родителей об истории, культуре, национальных традициях, природе и достижениях своего государства. Именно родители, личным примером, прививают ребенку уважение и чувство гордости за свое отечество, ответственность за судьбу своей страны, бережное отношение к национальным традициям и умение находить общий язык с другими нациями и культурами.

Гражданское воспитание школьников

Не только на семье, но и педагогах учебных учреждений для школьников лежит ответственность за гражданское воспитание учащихся. Для этого современная методика гражданского воспитания школьников включает в себя формирование патриотизма с переходом от конкретных моментов в жизни до абстрактного, общего понимания гражданственности.

Именно с бережного отношения к своему дому, школе, уважения к одноклассникам и учителям, знания и понимания истории своего рода, города, изучения местных традиций и фольклора начинается понимание ценности семьи, малой родины и своей страны. Чувство любви к своему отечеству у ребенка должно быть наполнено личностными эмоциональными переживаниями и связями, а патриотизм должен опираться на осознание себя единым целым со своей нацией и государством. Не стоит забывать, что патриотизма не бывает без уважения к другим странам и народам, обладающим собственной культурой и государственностью, как к равноправным и равноценным по сравнению с собственной культурой.

Гражданское воспитание молодежи

В наш век Интернета молодые люди разных стран имеют возможность общаться между собой, постепенно становясь единым целым с мировой культурой, но иногда теряя ощущение принадлежности к собственной. Молодые люди могут наглядно увидеть и узнать, как живут их сверстники в других странах, но при этом проблемы с самореализацией в собственной стране могут вызвать чувство неудовлетворения своей национальной и гражданской принадлежностью.

И это сложно изменить в молодом возрасте, если в свое время семья и страна, в которой проживает человек, не сумела привить осознание себя, как гражданина своей Родины. Но в этот момент работа может быть направлена на развитие человеческого достоинства, началом которой становится неуважение со стороны других наций к той, что сама себя уважать не научилась. Необходимо развить в человеке гордость за историю, достижения, культуру, язык своей страны, понимание ее самобытности и равной значимости среди других культур, а для этого нужны знания всего, что принес в культуру опыт прежних поколений. Именно на желание получить знания своей культуры, истории, науки должна быть направлена работа по гражданскому воспитанию молодых людей.

Составляющие системы гражданского воспитания

В комплексе гражданского воспитания можно выделить следующие аспекты:

  • воспитание политической культуры (включает воспитание в человеке собственных политических взглядов, убеждений и гражданской позиции);
  • воспитание правовой культуры (включает воспитание уважения к правовым нормам и законам страны, собственные моральные принципы, желание получить элементарную юридическую грамотность).

Для этого используются такие методы, как учебный процесс, самообразование, просветительская работа в СМИ, внеклассные воспитательные занятия, работа семьи и общественных организаций, усилия которых направлены на воспитание в человеке гражданина.

Источник: http://womanadvice.ru/grazhdanskoe-vospitanie

Система воспитания гражданской ответственности

В документах «Конвенция ООН о правах ребенка», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя и педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённых приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1, особое внимание отводится необходимости воспитания граждански-ответственных молодых людей, а также духовно-нравственным обучающим и воспитательным функциям действующей системы образования.

Учитывая тенденции развития современного общества, становится очевидным значимость воспитания граждански-ответственного подростка, возраст которого предрасположен к решению поставленных задач. По мнению В.А. Сухомлинского, подросток наиболее восприимчив к освоению моральных знаний и наиболее открыт к восприятию моральных норм [12]. Согласно мнению К. Муздыбаева, подросток — это равноправный и значимый субъект коммуникации между поколениями, умеющий принимать на себя ответственность за те или иные решения [10]. Б.С. Волков подчеркивает, что подростковый возраст характеризуется развитием нравственного самоконтроля [6].

Несмотря на большой объем теоретических знаний о процессе формирования гражданской ответственности, ее структуре, содержании и функциональных элементах в педагогическом сопровождении, в педагогической науке можно найти немного исследований, посвященных комплексному анализу педагогического сопровождения в вопросах формирования гражданской ответственности школьников.

Исследование процесса педагогического сопровождения формирования гражданской ответственности школьников вызвано также множеством причин, связанных с аксиологическим подходом к его организации, с обезличиванием нравственного воспитания, бездейственными технологиями передачи исторического социокультурного опыта, что ведет к десоциализации молодого поколения, безнравственности, утрате чувства ответственности.

Цель настоящей статьи: раскрыть сущность и представить содержательную характеристику понятия «гражданская ответственность школьников» в контексте аксиологического подхода.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования гражданской ответственности школьников; тестирование; изучение и обобщение передового опыта; наблюдение.

Результаты исследования

В основе аксиологического подхода лежит философская теория ценностей. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей. Этот процесс включает в себя несколько этапов: предъявление ценности в реальных условиях воспитания; ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности; выявление смысла ценности и ее значения; принятие осознанной ценности; включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения школьников; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении подростков. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей [9].

Гражданская ответственность в педагогической литературе рассматривается как интегративное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством и обществом, отстаивание собственных гражданских интересов, интересов общества и их последующая реализация. При определении понятия «гражданская ответственность школьников» основополагающими стали исследования ученых, рассматривающих ответственность как результат волевых, эмоциональных, моральных и интеллектуальных свойств личности со сложной и многогранной природой (И.Ф. Яруллин) [15]; как меру свободы (В.М. Артемов) [2]; как соотношение между собственной нравственной деятельностью и предъявляемыми обществом требованиями надёжности, честности; осознанной готовности взять на себя ответственность за свои поступки, готовности действовать во благо других людей (А.М. Юдинских) [14]; как интегративное личностное качество, определяющее поведение и отношение человека, основанное на нравственных принципах и нормах (Т.Н. Дягтерева) [8].

Читайте так же:  Объем возмещения убытков в гражданском праве

Согласимся с мнением И.Ф. Яруллина, определяющего гражданскую ответственность как целостное интегративное качество личности, являющееся результатом гражданского воспитания [15]. Гражданская ответственность включает в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотизма и культуры межнационального общения. Она определяет социально-деятельностный потенциал личности, характеризующийся:

а) готовностью и способностью выполнять гражданские обязанности;

б) стремлением к самоутверждению в социально-значимой деятельности;

в) умением осуществлять свободный выбор деятельности, обособляться, реализовывать свою конкретную роль в обществе, совершенствовать себя;

г) умением подавать пример, обладать лидерскими качествами через вовлечение других в созидательный труд.

Рассматривая гражданскую ответственность в органической связи с жизненной активностью, можно выделить следующие ее компоненты:

  • социальную активность (готовность выполнять возлагаемые общественные поручения, чувство принадлежности к обществу и коллективу, а также ответственность за порученное дело, готовность предпочесть общественные интересы личным делам и т.д.);
  • мотив (активное, творческое отношение к труду; понимание законов, чувство принадлежности к своей стране);
  • интернациональная позиция (непримиримость к проявлению национализма и шовинизма, готовность защищать свою Родину, уважение к национальным и культурным достижениям);
  • политическая сознательность (выполнение своего гражданского долга и гражданских обязанностей перед государством и обществом).

Результатом формирования гражданской ответственности школьников являются измерения сформированного личностного качества. И.Ф. Яруллин [3], ссылаясь на исследования Л.И. Божович, А.Г. Ковалева и Н.Д. Левитова, говорит об ответственности как о новом качестве личности, приобретенном в результате работы над эмоциональными, волевыми, интеллектуальными свойствами личности.

Для определения уровня сформированности гражданской ответственности школьников предлагаем рассмотреть когнитивный, волевой, деятельностно-поведенческий и мотивационный критерии. Показателями когнитивного критерия является наличие знаний, умений и навыков, получение понятий и представлений о той или иной стороне жизни. Показателями волевого критерия, связанного с организованностью и дисциплиной, являются: умение подростка контролировать себя, способность подчинить свои чувства и желания долгу, способность на самоограничение. В качестве показателей деятельностно-поведенческого критерия рассматривается участие в практических делах, значимых для общества, и принятие на себя дополнительных социальных обязанностей. Для определения мотивационного критерия рассматривается целеустремленность, потребность в социальной активности, желание проявлять инициативу и творчество, главным новообразованием личности здесь является эмоциональная отзывчивость [5].

В процессе формирования гражданской ответственности школьники приобретают способность выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях. В процессе работы у них формируются определенные ценности и личностные характеристики, они становятся способными самостоятельно выстраивать собственное поведение и жизнь на уровне современной культуры и жизни общества.

Ценностные идеалы и ориентации личности являются структурными компонентами гражданской ответственности школьников. Е.В. Бондаревская [4], Л.И. Божович [3], В.Е. Гурин [7] в своих исследованиях пишут об идеале как об источнике формирования целеустремленности, верности, честности, гражданственности, активной жизненной позиции. И.Ф. Яруллин отмечает, что формирование ценностных ориентаций и идеалов личности является важнейшим структурным элементом, объединяющим все составные компоненты гражданской ответственности. Идеал рассматривается как критерий самопознания, связующим звеном между сознанием и поведением, который обеспечивает «иерархию» качеств личности. Идеал — это цель процесса воспитания (идеал гражданина России, идеал всесторонне развитой личности), средство воспитания (воспитание на примере героического наследия и т.д.), а также источник всех видов активности (познавательной, гражданской, трудовой и др.) и регулятором поведения. Среди ценностей воспитательного процесса особое место занимают: патриотические ценности, человеколюбие, способность к состраданию, милосердные качества личности [15].

Приведем результаты исследования по методике ценностных ориентаций М. Рокича среди 60 учащихся старшего возраста от 14 до 16 лет. Наиболее значимыми ценностями подростков являются: «любовь» (средний балл 4,8), «счастливая семейная жизнь», «здоровье» (4,80), «материально обеспеченная жизнь» (4,7). Средние места в иерархии ценностей отведены: «рационализм, умение принимать важные обдуманные решения» (4,4), «интересная работа» (4,3), «нравственность» (4,2), «честность» (4,20) и «чуткость» (4,30), «независимость» (3,4), «высокие запросы» (3,3), «активная деятельность» (3,6). Наименее значимые ценности — «терпимость к мнению других» (3,10), «творческая деятельность» (3,15), «красота природы» (3,30), «широта взглядов» (3,20), «общественное признание» (3,10). Таким образом, мировоззрение подростков больше связано с материальными ценностями, духовная сфера жизни на втором плане. Школьники не считают нравственные ценности основополагающими, а толерантность, творческую деятельность, общественное признание ставят на последние места в иерархии ценностных ориентаций. Подростки считают себя потребителями, стремятся к деятельности, направленной на достижение материальных благ.

Исходя из полученных данных, можно сказать, что воспитательная работа по формированию гражданской ответственности школьников должна быть многоплановой, с использованием глубоких знаний физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей школьников, с применением самых разнообразных методов, форм и средств воздействия на сознание, характер и поведение подростков, а также этапов педагогического сопровождения подростков [13].

Содержание понятия «педагогическое сопровождение» связано с широким кругом социально-педагогических и социально-психологических вопросов и явлений (педагогическая помощь, педагогическая поддержка ребенка и др.) и в научной литературе представлена следующим образом:

  • помощь ребенку в личностном росте, установка на эмпатийное понимание и общение;
  • система деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-значимой деятельности, прививая ему социально-значимые и нравственные ценности, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития;
  • система взаимодействия педагога и ребенка, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему педагогической помощи и поддержки в становлении личностного роста;
  • поддержка и развитие субъектности личности;
  • направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения [1].

Результатом практической реализации педагогического сопровождения формирования гражданской ответственности является личность, принимающая ценности общечеловеческой морали, характеризующаяся способностью самостоятельно осуществлять свою деятельность, основываясь на чувстве гражданского долга, человеколюбия и справедливости как общечеловеческих ценностей, готовая к самоопределению и самореализации.

Рецензенты:

Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Источник: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21491

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

Для формирования гражданской ответственности личности студенческий возраст является наиболее оптимальным, так как это период самоутверждения, стремления к самостоятельности, это время активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку.

Гражданская ответственность — интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию на ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Читайте так же:  Назначение и проведение судебных экспертиз

К компонентам гражданской ответственности можно отнести политическую и правовую компетентность, нравственные качества специалиста, патриотические и интернациональные чувства.

З.П. Красноок сформулировала основные принципы и направления воспитания гражданственности: развитие у студентов познавательной активности и способности к самообразованию; развитие уважения к истории и традициям многонациональной страны, формирование качеств социально-ответственного гражданина Отечества; качественная и интенсивная подготовка будущих специалистов к включению в трудовую деятельность и формирование у них активной жизненной позиции; осознание и принятие нравственных общечеловеческих принципов; реализация субъектной позиции молодого человека посредством активного участия в социально значимых сферах жизни, путем консолидации молодежи во имя интересов общества и решения собственных проблем; преодоление разрыва в ценностной ориентации молодых и взрослых [1].

Воспитание гражданской ответственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, что может выступать в качестве критериев и гражданской ответственности будущих специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между потребностью государства в специалистах, обладающих высоким уровнем сформированности гражданской ответственности как интегративного качества личности и отсутствием системы формирования гражданской ответственности в начальной профессиональной школе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разрешение этого противоречия определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы?

Были изучены подходы к проблеме формирования гражданской ответственности в психолого-педагогической и философской литературе; выявлены факторы, влияющие на формирование гражданской ответственности; разработаны и внедрены мероприятия по формированию гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы.

Экспериментальная работапо формированию гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы в образовательном процессе проводилась на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей №41 г. Краснодара». В исследовании приняли участие учащиеся третьего курса — 20 человек.

Исследование состояло из двух этапов.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ставились задачи: изучить компоненты гражданской ответственности личности будущего специалиста у учащихся начальной профессиональной школы; выявить уровень познавательной активности и информированности о гражданской ответственности у учащихся.

Для изучения осведомленности учащихся о таком интегративном качестве личности как гражданская ответственность была разработана анкета «Гражданская ответственность». Для изучения показателей ответственности личности будущего специалиста у учащихся начальной профессиональной школы использована методика В.П. Прядеина «Ответственность» [2].

Второй этап — формирующий эксперимент. На этом этапе решались следующие задачи: формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для самовоспитания и совершенствования структурных компонентов гражданской ответственности: умения анализировать собственную деятельность, оценивать свои поступки и профессиональные способности, умение реализовать субъектную позицию в социуме, готовность воспринимать критику; формирование активной общественной позиции, осуществляемой посредством участия в массовых мероприятиях, отраженных в программе и в планах начальной профессиональной школы.

Была изучена программа учебно-воспитательной работы лицея. Дополнительно к программе был разработан и внедрен цикл мероприятий по формированию гражданской ответственности, включающий в себя эрудит-марафон «Мой любимый город», коллективное творческое дело, проведенное в форме мозгового штурма, лекцию «Гражданская ответственность», классный час «Государственные символы России.

После внедрения цикла мероприятий в учебный процесс было проведено контрольное исследование.

Формирующий эксперимент показал, что у учащихся наблюдается тенденция к повышению уровня знаний и пониманию гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста.

Возросло количество учащихся, считающих, что гражданская ответственность – это защита Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны, ответственность за последствия своих поступков (рисунок 1).

Рисунок 1 – Понимание гражданской ответственности

Третьекурсники выделили роль семьи, учреждений культуры и лекций о гражданской ответственности в процессе формирования гражданской ответственности. Ответ «образовательное учреждение» получил поддержку большего числа третьекурсников в сравнении с их выбором на констатирующем этапе, поскольку в процессе экспериментальной работы была указана роль лицея в формировании гражданской ответственности (рисунок 2).

Рисунок 2 Кто воспитывает гражданскую ответственность

Отмечено отсутствие респондентов, не знающих, как можно повышать гражданскую ответственность. Повысилось количество учащихся (65%), считающих участие в жизни лицея проявлением своей гражданской ответственности.

Анализ проведенного эксперимента показал положительную динамику процесса решения задач формирования гражданской ответственности учащихся в образовательной деятельности лицея.

Сложилось позитивное мнение о проделанной совместной работе: у учащихся повысилась активность, интерес к окружающим людям и событиям; улучшилась коммуникабельность. Учащиеся лучше узнали друг друга и преподавателей, а преподаватели – учащихся.

Таким образом, решение задач формирования гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы в образовательном процессе будет эффективным, если учащиеся будут убеждены, что они как граждане востребованы в демократическом обществе, их потенциал уникален, а их гражданская позиция и профессиональное мастерство могут стать условием становления правового государства.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1 В процессе целенаправленной и планомерной работы у учащихся повысился уровень знаний и понимание гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста.

2 Возросло количество учащихся, считающих защиту Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны и ответственность за собственные поступки проявлением гражданской ответственности.

5 Возросло количество учащихся, считающих, что воспитывает гражданскую ответственность не только семья, образовательное учреждение, неформальные группы, учреждения культуры, но и они сами, Возросло количество учащихся, понимающих благоприятную роль участия в общественных мероприятиях, проведения лекций о гражданской ответственности, классных часов, соответствующих учебных предметов и чтение соответствующей литературы в формировании гражданской ответственности. Отмечено отсутствие учащихся, не знающих, как можно повышать гражданскую ответственность. Учащиеся рассматривают соблюдение законов и активное участие в жизни лицея проявлением своей гражданской ответственности. Учащиеся считают гражданскую ответственность своим необходимым качеством. Они убеждены, что без позитивной активной позиции гражданина, специалиста их профессиональная деятельность не станет продуктивной и нужной стране. Учащиеся с уверенностью заявили, что от них зависит будущее России.

Таким образом, осуществление интеграции лекции, классных часов, коллективного творческого дела в образовательный процесс содействовало формированию гражданской ответственности у учащихся лицея. Важным результатом эксперимента стала активная познавательная деятельность учащихся.

Список использованных литературных источников

1 Красноок З.П. Ценности и воспитание. –1999. – № 4. – С.13.

2 Прядеин В.П. Половозрастные особенности ответственности личности. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. – 291 с.

Читайте так же:  Административный иск судебные расходы

Источник: http://scienceforum.ru/2013/176/3062

Воспитание гражданской ответственности

Гражданская ответственность личности характеризуется патриотической позицией, ориентацией на духовные ценности, сопричастностью и ответственностью не только за свою судьбу, но и судьбу своей Родины. Воспитание гражданской ответственности начинается с молодого возраста, когда гражданин начинает давать самооценку своему поведению и формируется социально — патриотическая позиция. Понимание юридической, нравственной и политической позиции делает молодого человека дееспособным не только по возрасту, но и по сознанию.

Воспитание гражданской ответственности направлено на повышение правовой и юридической грамотности. Соблюдение законов жизни общества начинается с понимания их логических построений, невозможности и нежелания нарушать права окружающих людей. Правовая компетентность всегда повышает гражданское самосознание. Защита интересов Родины становится не пустым звуком, а внутренней сущностью человека, ответственностью за свою политическую позицию и моральный выбор. Чем выше и осознанней гражданская позиция, тем меньше происходит правовых конфликтов на бытовой почве и больше психологическая готовность решать проблемы законными методами.

В воспитании гражданской ответственности большую роль играет семья, культура и окружение. Видя, как старшее поколение относится к духовным ценностям и своему государству, молодежь учится на их примере. Понимание того, что молодой человек как личность уникален и востребован в демократическом государстве, делает возможным его становление и развитие. Соблюдение законов своей страны, участие и заинтересованность в политических событиях, происходящих в государстве, полномерная ответственность за поступки и действия являются основополагающими факторами гражданской позиции. В последнее время в больших городах, таких как Москва и Московская область, все чаще проходят митинги и манифестации, граждане становятся политически активными и патриотичными.

Принимая активную роль в жизни страны, нельзя забывать о правовой составляющей гражданской позиции. Знание основных законов, несогласие с противоправными действиями должностных лиц, возможность демократически выразить свою точку зрения — это и есть гражданское самосознание. Если у вас есть вопросы по теме или сомнения, то вы можете обратиться на бесплатную онлайн консультацию к юристу. Мы всегда поможем разобраться в проблемах и дадим оперативный ответ.

Источник: http://ruzakon.net/vospitanie-grazhdanskoj-otvetstvennosti/

Воспитание патриотических чувств и формирование гражданской ответственности у обучающихся.

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путем правильного обучения

и воспитания сделались хорошими —

это в нашей власти»

Воспитание — процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский).

Воспитание – старейшее из человеческих дел. Оно кажется нам совершенно несложной работой: все справляются, и мы справимся. Но на самом деле это ощущение довольно обманчиво: воспитание обучающихся более чем непростое дело, в этом я убедилась на собственном опыте.

Я работаю в системе среднего профессионального образования сравнительно недавно. Каждый учебный год я начинаю знакомством с новой группой обучающихся в роли классного руководителя, так как на втором курсе обучения по профессиям «Повар, кондитер», «Официант, бармен» группы работают только с мастерами производственного обучения.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем группы первого курса по профессии «Повар, кондитер». Проблем в группе на 2014-2015 учебный год немало: это и неполные семьи (12 чел.), малообеспеченные семьи (17 чел.), дети-сироты (5 чел.), иногородние обучающиеся, проживающие в общежитии нашего лицея(10 чел.). Анкетирование показало низкий культурный уровень подростков, низкий уровень воспитанности. Ребята приходят обучаться, уже имея большой запас негативного жизненного опыта. Зачастую и настроены они агрессивно и пессимистично. Но есть, конечно, очень активные юноши и девушки, которые посещают различные спортивные секции, кружки и готовы активно принимать участие в жизни лицея. Поэтому свою воспитательную позицию я вижу в индивидуализированном и гуманистическом подходе к воспитанию. А именно, стараюсь выстраивать отношения и общение на основе диалога, взаимопонимания, доверия, уважения и открытости.

Для меня очень важным является определение состояния каждого обучающегося в группе, выделение его психологических особенностей и личных качеств, выявление будущих лидеров в зарождающемся коллективе. Для этого использую такие методики, как анкетирование и диагностика.

Уровень тревожности в группе первого курса на начало учебного года оказался выше среднего – 46% (Приложение № 2 «Шкала самооценки уровня тревожности Опросник Спилберга (тест на уровень тревожности).»). Кроме того, провожу диагностику уровня воспитанности обучающихся (Приложение №3 анкета «Как определить уровень воспитанности). Педагог должен уметь видеть хорошее даже там, где другие замечают только плохое, работать с опорой на положительные эмоции, он должен учить ребят радостно предвосхищать результаты своей деятельности, пробуждать у них вдохновение, желание самостоятельно ставить себе цели и осуществлять их, а значит, дать им стимул для саморазвития.

Свой план классного руководства я составляю с учетом выявленных проблем, результатов анкетирования и диагностики, опираясь на программу воспитательной работы образовательного учреждения. Но, учитывая особенности контингента, уровень воспитанности обучающихся, считаю, что следует уделять больше внимания такому направлению в воспитательной работе, как патриотическое воспитание. Можно сказать с уверенностью, что сложности с призывом молодых людей на военную службу, распространение наркомании, детская преступность находятся в прямой зависимости от патриотического и гражданского воспитания, так как гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнить гражданские обязанности.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» дает определение понятия «патриотизм» как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей [Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, 2001г.] (Приложение №4 схема «Понятие патриотизма на личностном и общественном уровнях»).

Соответственно мероприятия в области патриотического воспитания должны быть направлены на формирование мировоззренческих, нравственных и поведенческих норм каждого обучающегося, с одной стороны, и формирование коллективного отношения к своему народу, культуре, истории, государству, системе основополагающих ценностей, с другой стороны.

Проблема гражданско-патриотического воспитания актуальна на сегодняшний день и проявляется в том, что условия, в которых сегодня находятся и молодежь, и российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.

Цель моей работы: создание системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающим чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба компенсация морального вреда

Задачи для достижения цели в моей работе:

— освоение традиционной культуры своего народа, привитие литературно-художественного вкуса, потребности в общении с искусством через изучение высокохудожественных образцов современной российской культуры;

— формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, воспитание гражданина и патриота России через изучение жизни и деятельности выдающихся людей, истории родной земли Отечества;

— физической готовности обучающегося к действиям, воспитание любви к природе, привитие трудовых навыков и норм;

— развитие способностей взаимопонимания и сотрудничества с различными религиозными и социальными группами.

Героические события истории России, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.

Поэтому в своей воспитательной работе по проблеме гражданского — патриотического воспитания выделяю следующие направления патриотического воспитания:

— личность в истории и история в личности;

— культура, быт, традиции малой Родины;

— моя страна — моя Россия;

Используя системно-структурный подход, выстраиваю свою работу как во время учебных занятий, так и на внеклассных мероприятиях.

Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Формирование активной гражданской позиции девушек и юношей происходит через привлечение их к участию в жизни группы и коллектива, в жизни учебного заведения, района, города и страны.

Провожу тематические классные часы: «День знаний», «День пожилого человека», день матери «Славим матерей своих», «Героические подвиги наших земляков», «Никто не забыт, ничто не забыто…», «Звезды над Енисеем», классный час, посвященный 90-летию В. П. Астафьева. Моя группа активно принимала участие в организации и подготовке краевого открытого мероприятия «Белеет парус одинокий…» — классного часа, посвященного празднованию 200-летия со дня рождения поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. Такие классные часы расширяют кругозор, помогают оценивать окружающий мир, способствуют развитию литературно- художественного вкуса, а также формируют нравственные идеалы через ознакомление с жизнью и деятельностью выдающихся людей.

Воспитание – это непрерывный процесс, независимо от того идет ли урок, началась перемена или внеурочное мероприятие. Поэтому на уроках литературы, преследуя цель формирования любви к Отечеству и своему народу, я предоставляю обучающимся возможность свободного выражения своего мнения через понимание и осмысление таких понятий, как гражданин, Отечество, Родина, малая Родина, история родной земли, любовь к Родине, к Отечеству, народу, краю.

Расширяя социальные связи, сотрудничаю с музеем «Мемориал Победы» — это и экскурсии, и приглашение специалистов в лицей с лекциями: «Эвакогоспитали Красноярска в годы ВОВ», «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны», посвященные 80-летию Красноярского края, 70-летию Великой Победы. Беседуя с ребятами, вижу их неравнодушие к истории Отечества, наблюдаю, как крепнут их патриотические чувства. В результате такой системы работы обучающиеся моей группы достигли высоких результатов: 2-е место во внутрилицейском конкурсе сочинений «Моя малая Родина – Сибирь»; 2-е место во внутрилицеском конкурсе сочинений и стенгазет, посвященного празднованию Дня Памяти могилы Неизвестного солдата (3 декабря 2014г.). Почти все парни группы задействованы в традиционных общелицейских конкурсах «А, ну-ка, парни!» (ко Дню защитника Отечества), «Поклонимся великим тем годам» (ко Дню Победы в Великой Отечественной войне). Большой интерес вызывают у ребят встречи с ветеранами и тружениками тыла.

Интернациональные чувства развиваю через такие мероприятия:

встреча с участником Афганской войны (1979-1980г.), воином-интернационалистом, награжденного медалью «За Отвагу», Кравцовым А.Е.(встреча приурочена ко дню вывода Российских войск из Афганистана),

участие в общелицейской научно-практической конференции с докладом «Аляска-Сибирь. Трасса мужества» (3 место, Шаварин Денис).

Кроме того, укрепляется и жизненная позиция. Это проявляется в спортивных достижениях: 3- е место в краевом соревновании среди учреждений СПО по армспорту, 1-е место в городском легкоатлетическом забеге, 2-е место в общелицейском теннисном турнире, 1-е место в городском квесте «Георгиевская лента». Принимая участие в общественной жизни, обучающиеся становятся уверенными в себе, успешнее на уроках учатся работать в команде, раскрывая свои таланты и приобретая жизненный опыт.

Подобные встречи и рассказы гостей о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов, свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у ребят. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений подростков, формированию у них гражданской ответственности, стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.

Коллективная самоорганизация — один из лучших образов развития социальной личности обучающегося. Ребята из моей группы входят в состав движения по самоуправлению «Школа лидерства». Накоплен опыт волонтерского движения, участия в социальных проектах: 2012г. – проект «Здорово быть здоровым» (совместно с ПЛ №9, ПУ №20); 2013г.- акция «Рисунки на снегу», (совместно с ПУ№20); 2014г. – акция по уборке могил ветеранов Великой Отечественной войны на кладбище Бадалык.

Я считаю, что одним из важных средств патриотического воспитания является пример родителей. Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс — немаловажный фактор. В отличие от родителей, педагог более информирован о существующих методах воспитания, у него есть определённый опыт работы. Такое сотрудничество приносит заметные результаты. Я регулярно провожу классные часы и беседы с участием родителей: «Как создать гармонию отношений в семье», «Воспитание нравственности», тренинги: «Учимся понимать друг друга», «Подводные камни в отношениях родителей и детей». Для успешной воспитательной работы следует поднимать авторитет родителей в глазах детей, передавать родителям научные, педагогические, психологические знания. С этой целью провожу тематические родительские собрания «Особенности обучения и воспитания в профессиональном заведении», «Мой повзрослевший ребенок».

Не смотря на то, что до конца учебного года еще несколько месяцев интенсивной работы, но уже сегодня я бы хотела отметить положительные результаты своей воспитательной работы:

1. в коллективе группы преобладает благоприятный климат;

2. самооценка обучающихся улучшилась, они стали чувствовать свои силы и возможности, активнее принимают участие в конкурсах и общественных мероприятиях,

3. повысился уровень воспитанности обучающихся: 1 курс (1 полугодие) – 0,62 (уровень воспитанности ниже среднего), 1 курс (2 полугоде) -0,78 (средний уровень воспитанности) (Приложение №3 анкета «Как определить уровень воспитанности»).

Таким образом, главным условием эффективности формирования патриотизма личности обучающихся является приоритет форм внеклассной работы, оказывающих комплексное педагогическое воздействие на личность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://nsportal.ru/user/413163/page/vospitanie-patrioticheskih-chuvstv-i-formirovanie-grazhdanskoy-otvetstvennosti-u

Система воспитания гражданской ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here