Стадии судебного разбирательства в конституционном суде

Помощь по теме: "Стадии судебного разбирательства в конституционном суде" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Стадии конституционного судопроизводства

I. ПРОВЕРКА ЖАЛОБЫ СЕКРЕТАРИАТОМ КС РФ

Сразу после подачи жалобы в КС РФ, она попадает в Секретариат, который проверяет ее на предмет соответствия формальным критериям допустимости обращений в КС РФ, отсеивая те из них, которые либо не отвечают формальным требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к жалобе (в том числе поданы лицом, которое подавать соответствующие обращения не может; не оплачены госпошлиной и т.д.), либо prima facie явно не подведомственны КС РФ (ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Если обращение «сходит с дистанции» уже на этом этапе, Секретариат направляет заявителю письмо с объяснением причины непринятия такого обращения. В этом случае у заявителя есть право, исправив недостатки жалобы, подать обращение в КС РФ повторно.

Одной из особенностей производства по делам в КС РФ является то, что Секретариат КС РФ часто проявляет формализм, иногда напоминающий формализм древнеримского права, где ошибка в нескольких словах могла повлечь отказ в иске. Справиться с таким формализмом может только опытный юрист.

II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖАЛОБЫ СУДЬЯМИ КС РФ

После прохождения жалобы через Секретариат она передается одному или нескольким судьям КС РФ на предварительное изучение для решения вопроса о возможности принятия жалобы к рассмотрению КС РФ (ст. 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

По итогам предварительного изучения обращения, КС РФ либо принимает его к рассмотрению либо отказывает в таком принятии.

Решение о принятии жалобы к рассмотрению / об отказе в принятии жалобы к рассмотрению должно быть принято в срок не позднее 3 месяцев с момента регистрации жалобы (ч. 1 ст. 42 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В этот срок включается также срок, необходимый для предварительного изучения жалобы судьями КС РФ.

При этом принятие КС РФ именно решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению является достаточно распространенным случаем, как правило, по причине неподведомственности обращения КС РФ.

Отказ оформляется определением, в котором кратко, но при этом, к сожалению, зачастую не вполне понятно и логично излагается причина, по которой КС РФ считает себя не имеющим компетенции рассмотреть обращение.

Иногда создается ощущение, что КС РФ отвечает в своем определении как будто бы не на тот вопрос и затрагивает не ту проблему, которая обозначена в жалобе.

Такая нелогичность, а порой и намеренный уход КС РФ от ответа обычно очевидны для самого заявителя. Однако кому-либо еще ощутить это сложно по той простой причине, что сами обращения, к сожалению, нигде не публикуются (а между тем это было бы крайне важным и полезным шагом для системы конституционного судопроизводства). КС РФ доступ к ним не предоставляет кому-либо, за исключением непосредственных участников соответствующего дела. При этом интересно отметить и то, что такой доступ возможен, только если КС РФ вынес постановление по делу, а не определение. Если же это было определение, то в доступе к материалам дела в КС РФ откажут и заявителю жалобы.

Нет никаких сомнений, что если бы все обращения, как минимум, те из них, которые прошли Секретариат, КС РФ публиковались, качество определений и иных решений КС РФ явно бы повысилось.

III. ПРОВЕДЕНИЕ СЛУШАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ

По общему правилу, при принятии обращения к рассмотрению КС РФ предлагает рассмотреть обращение без проведения слушаний.

Устные слушания могут быть проведены лишь по инициативе самого КС РФ.

Тем не менее, у заявителя есть право ходатайствовать против разрешения дела без проведения слушаний (ч. 2 ст. 47.1. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Однако в действующем законодательном регулировании не предусмотрено какого-либо критерия или условия, которым заявитель мог бы обосновать необходимость проведения слушаний. В результате, КС РФ обладает широким усмотрением при принятии решения об удовлетворении или нет такого ходатайства.

Если же КС РФ все-таки принимает решение о проведении слушания по делу, до непосредственно даты слушания может пройти достаточно долгий период времени, особенно, если в этот промежуток попадают летние полуторамесячные каникулы судей КС РФ.

Само же слушание обычно занимает несколько часов подряд, его ход строго регламентирован, но в целом, похож на ход обычного судебного разбирательства.

IV. ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ

Пожалуй, одной из существенных особенностей конституционного судопроизводства является то, что решение КС РФ по делу (речь о резолютивной части) сразу не принимается и не оглашается. В принципе, это характерно для западной судебной системы — например, для голландских, английских судов и т.д. — но совсем не характерно для России, где стороны сразу по окончании судебного слушания узнают, кто «выиграл», а кто «проиграл».

Принятие решения — а оно принимается в форме постановления (ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») — происходит в закрытом режиме, а для оглашения его полного текста участники процесса вызываются в КС РФ еще раз.

V. ПУБЛИКАЦИЯ РЕШЕНИЯ

Текст решения обычно уже в день оглашения (хотя и не всегда) появляется на сайте КС РФ по адресу www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx и высылается сторонам по почте.

На сайте КС РФ также удобно отслеживать все движения жалобы в КС РФ.

Если слушания по делу не проводились, решение появляется на сайте КС РФ после его подписания. При этом сроки подготовки решения часто затягиваются. Решение можно ждать месяц, два, и даже больше.

Часто бывает и так, что появившееся на сайте решение оказывается, к сожалению, датированным днем, который был несколько месяцев назад.

К сожалению, не публикуются стенограммы заседаний КС РФ, в которых фиксируются все выступления. Между тем, некоторые из таких выступлений не только являются крайне интересными с точки зрения серьезной науки, но и нередко оказываются примерами того, как нельзя представителям государственных органов дискредитировать свои организации. Если бы такие стенограммы публиковались, то качество выступлений резко улучшилось бы: представители государственных органов более ответственно подходили бы к подготовке.

Таким образом, по относительно сложному делу с проведением по нему слушания, если жалобу не пришлось подавать повторно, процесс конституционного судопроизводства, с момента подачи обращения в КС РФ и до момента получения на руки решения, занимает в среднем от 7—8 месяцев до года.

VI. ВОПРОС О РАЗЪЯСНЕНИИ РЕШЕНИЯ

После получения решения сторонами, оно, по ходатайству заявителя, может быть официально разъяснено КС РФ в порядке, предусмотренном ст. 83 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Читайте так же:  Обвинение при особом порядке судебного разбирательства

Однако по нашему опыту, КС РФ не склонен разъяснять свои решения, считая, что они предельно обоснованы, а все, что в них изложено — изложено четко, ясно, логично и недвусмысленно. В действительности, просьба заявителя разъяснить решение зачастую объясняется желанием получить от КС РФ новую интерпретацию оспариваемых положений закона.

Так, например, характерным ответом КС РФ на запрос о разъяснении его решения является следующий:

«Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение, по сути, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1056-О-Р);

«Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение, по сути, выражает сомнение в его обоснованности и ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопросы о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1057-О-Р).

Источник: http://kslitigation.ru/poryadok-obrashheniya-v-konstitutsionnyiy-sud-rf/stadii-konstitutsionnogo-sudoproizvodstva

Электронная библиотека

Судебное разбирательство в Конституционном Суде происходит, как правило, на основе состязательности (за исключением дел о толковании Конституции). В некоторых юридических источниках появилось мнение, что процесс в Конституционном Суде отличается от других процессов тем, что стороны связаны как бы общей целью в виде отстаивания конституционных положений, но с разных позиций. Это мнение принципиально неверным, так как конституционный процесс не менее напряжен и внутренне наполнен конфликтами, чем любой другой. Поэтому к процессу адвокат должен готовиться тщательно, так как решение, которое он получает, распространяется не только на его клиента, но и на большое количество других людей.

В процессе необходимо учитывать все: квалификацию судей, квалификацию других участников процесса, мировую практику и т.д.

В судебном заседании необходимо строго соблюдать Регламент Конституционного суда. Это относится как к обращению к судьям («Ваша честь», «Уважаемый Суд», «Уважаемый судья», «Уважаемый Председательствующий), так и к ведению дела.

В Конституционном суде нельзя ссылаться на документы и обстоятельства, неисследованные Конституционным судом в судебном заседании, нельзя делать политических заявлений, нельзя допускать оскорбительных высказываний в отношении госорганов и их должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан.

Необходимо уяснить, что Регламент Конституционного суда запрещает судьям прерывать чьи-либо показания репликами или комментариями.

Если представителей в процессе несколько, то адвокат, как более опытный, должен взять на себя функции координации действий. Необходимо заранее определить роли участников, чтобы они могли четко изложить факты и предъявить документы в необходимой последовательности.

Адвокат должен контролировать полноту освещения проблемы. Особой деликатности требует заявление об отводе судьи. Эту часть задачи лучше всего взять на себя адвокату. Необходимо помнить, что в Конституционном суде нельзя выразить недоверие всему составу суда. Другого Конституционного суда в России нет. Можно выразить недоверие только какому-нибудь судье на основаниях, строго перечисленных в законе. В отличие от других судов в Конституционном суде может быть еще основание – участие судьи в принятии оспариваемого акта.

Отвод судьи в конституционном процессе возможен на любой стадии.

В конституционном процессе предусмотрено выступление сторон, заявление ходатайств, заключительное выступление адвоката.

Как и в любом другом процессе, закон предоставляет право участникам процесса знакомиться с протоколом и стенограммой заседания суда и приносить на нее свои замечания.

Завершающим и ответственным этапом конституционного судопроизводства является принятие решения Конституционным судом.

Решения, принимаемые Конституционным судом, именуются постановлением, заключением, определением.

Постановления принимаются по вопросам о разрешении дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

· федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; конституций республик;

· уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;

· решения о толковании Конституции;

· по другим основополагающим вопросам компетенции Конституционного суда.

Заключение – это итоговое решение Конституционного суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Все иные решения Конституционного суда, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства, выносятся в форме определения.

Решение Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено федеральным конституционным законом. Решения Конституционного суда провозглашаются в полном объеме немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются судьями Конституционного суда сторонам, Президенту Российской Федерации, Государственной Думе, Правительству, Уполномоченному по правам человека, Верховному суду, Высшему Арбитражному суду, Генеральному прокурору, министру юстиции.

Решение Конституционного суда является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник: http://libraryno.ru/12-2-sudebnoe-razbiratel-stvo-v-konstitucionnom-sude-rf-osnovyadvok/

Судебное разбирательство в Конституционном Суде Российской Федерации

Судебное разбирательство является основной стадией конституционного судебного процесса, поскольку именно в его ходе осуществляется правосудие, заявитель реализует свои процессуальные права, представляет доказательственные материалы, а Конституционный Суд РФ исследует доказательства и выносит решение по существу спора. На стадии судебного рассмотрения обращения четко проявляются принципы конституционного судопроизводства: гласность, устность, коллегиальность, состязательность и равноправие сторон, независимость судей и Суда и др.

Разбирательство дела в ходе заседания Конституционного Суда РФ складывается из совокупности процессуальных действий. В рамках данной стадии выделяют:

  • • подготовительную часть судебного разбирательства;
  • • рассмотрение дела по существу;
  • • вынесение Судом решения [1] .

Подготовительная часть судебного заседания имеет важное значение для успешного разбирательства дела. Она предназначена для создания и проверки условий отправления правосудия в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ о Конституционном Суде. Процессуальные действия, включенные в подготовительную часть судебного разбирательства, можно разделить на несколько групп. Эти действия направлены: 1) на открытие судебного заседания и проверку явки его участников в Суд; 2) установление законности участия в судебном разбирательстве всех его субъектов; 3) разъяснение участвующим в деле лицам их прав; 4) обеспечение необходимых средств доказывания.

Подготовительная часть судебного разбирательства начинается с открытия в назначенное время председательствующим заседания Суда и объявления им, какое дело подлежит разбирательству. Местом судебного разбирательства является место нахождения Конституционного Суда РФ — г. Санкт-Петербург, Сенатская пл., д. 1.

Заседания Конституционного Суда РФ проводятся в торжественной обстановке. При входе судей в зал судебных заседаний, а также при выходе их из зала присутствующие встают.

Читайте так же:  Вопросы гражданско правовой ответственности юридических лиц

Председательствующий в заседании Конституционного Суда в назначенное время констатирует правомочность состава Конституционного Суда принимать решения, — не менее 2/3 от общего числа судей. При наличии кворума председательствующий открывает заседание и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

Далее проверяется явка в Суд сторон и их представителей, а также других участников процесса, их полномочия. В зале судебного заседания оглашаются результаты этой проверки, которые протоколируются и приобретают важное процессуальное значение. В зависимости от них и с учетом мнения явившихся на судебное заседание решается вопрос о продолжении судебного разбирательства. Согласно ч. 2 ст. 57 ФКЗ о Конституционном Суде в случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. Если Конституционный Суд РФ признает невозможность рассмотрения дела, его рассмотрение откладывается.

Председательствующий объявляет состав суда, сообщая, кто является судьей-докладчиком по делу.

На подготовительной стадии разбирательства рассматривается также вопрос об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела. Согласно ч. 1 ст. 56 названного Закона основаниями для отвода судьи являются следующие обстоятельства:

  • • ранее в силу должностного положения судья участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;
  • • объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.

При наличии таких обстоятельств судья обязан заявить самоотвод до начала слушания дела. Отвод может быть заявлен не только сторонами, но и другими судьями на любой стадии рассмотрения обращения, когда стало известно об обстоятельствах, предусмотренных ст. 56 ФКЗ о Конституционном Суде. Вопрос об отводе и о самоотводе судьи всегда решается с участием этого судьи, и он не только дает объяснение по поводу заявленного отвода или самоотвода, но и участвует в голосовании. Об отстранении судьи от участия в деле выносится мотивированное определение. В случае отстранения от участия в деле судьи, являющегося докладчиком по делу, Суд принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.

На подготовительной стадии судебного разбирательства основная тяжесть всей работы приходится на долю председательствующего, выполняющего свойственные только ему и определенные ФКЗ о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации организационно-распорядительные функции.

Председательствующий обязан обеспечить реальное осуществление участниками процесса предоставленных им законом прав. Выполняя эту обязанность, председательствующий должен прежде всего разъяснить им эти права. Такие разъяснения даются в подготовительной части судебного разбирательства отдельно каждому участвующему в деле лицу.

Помимо разъяснения прав названным участникам процесса председательствующий должен разъяснить права и ответственность вызванным на судебное заседание экспертам. Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений (ч. 2 ст. 63 ФКЗ о Конституционном Суде).

Разъяснение прав участникам процесса в ходе подготовительной части судебного разбирательства не исчерпывает обязанностей председательствующего по обеспечению этих прав. В ходе судебного заседания он должен постоянно принимать меры для их реального осуществления, а также совершать иные процессуальные действия, направленные на эффективное рассмотрение дела. В соответствии со ст. 58 ФКЗ о Конституционном Суде председательствующий руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.

Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего по предложению стороны или любого из судей могут быть пересмотрены Конституционным Судом РФ на том же заседании.

Заседания Конституционного Суда РФ проходят открыто. Регламент определяет порядок допуска в зал судебных заседаний заинтересованных лиц.

Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду РФ и принятым им правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания; не перемещаться во время заседания Конституционного Суда РФ по залу, не разговаривать, не отпускать реплики; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

Лицо, нарушающее порядок заседания или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Конституционного Суда РФ после предупреждения может удалить публику, если ею допущено нарушение, мешающее нормальному ходу заседания.

Закрытое заседание может быть назначено Конституционным Судом РФ, если это необходимо:

  • • для сохранения охраняемой законом тайны;
  • • обеспечения безопасности граждан;
  • • защиты общественной нравственности.

На закрытом заседании присутствуют судьи, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда РФ, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Дела на закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

Рассмотрение дела по существу — центральная часть стадии судебного разбирательства. Разрешая дело по существу, Конституционный Суд РФ следует установленным законом требованиям к содержанию, последовательности, времени совершения определенных действий Судом и иными участниками процесса.

Разбирательство дела осуществляется устно. Устность судебного разбирательства дела в Конституционном Суде РФ означает следующее:

  • • все сведения, составляющие содержание доказательств, должны быть оглашены и прозвучать в зале судебного заседания;
  • • разбирательство дела представляет собой судоговорение, в котором участвуют стороны, их представители, за которым наблюдает публика;
  • • ни одно доказательство, изученное Судом молча, не может быть упомянуто в решении.

В некоторых случаях ФКЗ о Конституционном Суде допускает разрешение дел без проведения слушаний (ст. 47‘).

Письменное производство без проведения публичного слушания распространяется не на все дела, тем не менее круг их широк. Практически все категории дел, связанные с нормоконтролем, могут быть рассмотрены в письменном производстве, за исключением федеральных конституционных законов, федеральных законов и конституций (уставов) субъектов РФ. Если они проверяются в порядке абстрактного нормоконтроля, то обязательно предварительное публичное слушание этой категории дел. Но по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность законов без проведения слушаний. Основание для такого процесса одно: вывод Конституционного Суда РФ о том, что оспариваемые положения аналогичны нормам, ранее признанным его постановлениями не соответствующими Конституции РФ, или что оспариваемая норма, ранее признанная сохраняющим силу постановлением Конституционного Суда РФ неконституционной, применена судом в конкретном деле, а подтверждение неконституционности нормы Судом необходимо для устранения фактов нарушения конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Читайте так же:  Заявление на академический отпуск в институте образец

Практика письменного судопроизводства в конституционных судах (усеченного, без публичного слушания) распространена во многих зарубежных странах, например в Бельгии, Южной Корее. В немецком конституционном производстве по жалобам письменная процедура стала правилом, а устное производство — исключением [4] .

Видео (кликните для воспроизведения).

Как отмечалось выше, согласно ФКЗ о Конституционном Суде заявители и органы власти, принявшие оспариваемый закон, могут ходатайствовать о том, чтобы намеченный без проведения слушаний порядок разрешения дела был изменен и дело вынесено на рассмотрение на открытом судебном заседании. В этом случае производство будет публичным с участием сторон и оглашением всех материалов дела.

На заседании Конституционного Суда РФ исследование по существу рассматриваемого дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся в деле материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. При этом судья-докладчик не вправе излагать свою позицию по существу рассматриваемого дела. Судьи Конституционного Суда РФ могут задавать вопросы судье- докладчику.

По окончании выступления судьи-докладчика Суд заслушивает предложения сторон, обсуждает поставленные вопросы и принимает решение о порядке исследования вопросов дела. Установленный решением Конституционного Суда РФ порядок может быть изменен только самим Судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей по порядку исследования вопросов рассматриваются безотлагательно.

Если к рассмотрению обращения были приглашены эксперты, свидетели и специалисты, то они выступают на заседании после объяснения сторон. В соответствии со ст. 63 ФКЗ о Конституционном Суде на заседание Суда в качестве эксперта может быть вызвано лицо, обладающее специальными познаниями в вопросах, касающихся рассматриваемого дела. Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей и сторон.

В ходе заседания Конституционного Суда РФ по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение. Документы, исследованные Судом, по его решению подлежат приобщению к материалам дела в подлинниках или заверенных копиях.

По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд РФ может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. Первой выступает сторона-заявитель. Согласно ст. 66 ФКЗ о Конституционном Суде стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся этим Судом.

Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд РФ сочтет необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Когда все имеющиеся доказательства по делу, все существенные вопросы, имеющие отношение к делу, полно и всесторонне рассмотрены, председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу оконченным. Окончание слушания дела — это завершающий этап рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ.

Важность принятия решения об окончании слушания дела состоит в том, что оно завершает исследовательскую часть судопроизводства [5] .

Окончание слушания дела фиксируется в протоколе судебного заседания.

Источник: http://studref.com/393740/pravo/sudebnoe_razbiratelstvo_konstitutsionnom_sude_rossiyskoy_federatsii

Конституционный судебный процесс: понятие и основные стадии.

Конституционный судебный процесс – это урегулированная нормами конституционного права деятельность Конституционного Суда и участвующих в деле лиц и других участников процесса по поводу разрешения дел, являющихся предметом разбирательства федерального органа конституционной юстиции.

Выделяют следующие стадии конституционного судопроизводства:

1) внесение обращения в Конституционный Суд РФ;

Обращение в форме ходатайства, жалобы или запроса в Конституционный Суд – это повод к рассмотрению дела в Конституционном суде. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

2) предварительное рассмотрение обращения;

Данная стадия конституционного судопроизводства имеет целью проверку обращения заявителя в конституционный суд на соответствие его требованиям закона как по материальным, так и формальным основаниям.

Секретариат Конституционного Суда проверяет поступившее обращение на соответствие требованиям, предъявляемым ФКЗ (подведомственность, уплата госпошлины, надлежащая форма, подача заявления надлежащим органом или лицом). В случае несоответствия требованиям Секретариат уведомляет об этом заявителя.

Председатель суда поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Предварительное изучение обращения судьей предполагает в соответствии с частью второй статьи 36 Закона обязательную проверку наличия основания к его рассмотрению Судом, каковым является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации закон и другие нормативные акты, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации и т.д., т.е. неопределенность по вопросам, составляющим компетенцию Конституционного Суда

3) принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение;

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;

3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона.

В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Обращение, предварительное изучение которого завершено, вносится в повестку дня заседания Конституционного Суда по представлению судьи, проводившего его изучение.

Источник: http://poisk-ru.ru/s66795t1.html

Подготовительная часть судебного разбирательства в КС РФ. Полномочия председательствующего

Распорядок судебного разбирательства определяется этапами судебного заседания и последовательностью процессуальных действий участников судопроизводства. В зависимости от конкретных процессуальных целей и задач и соответствующих им процессуальных действий участников судопроизводства распорядок судебного разбирательства включает: подготовительную часть; слушание (исследование обстоятельств) дела; принятие итогового решения.

Читайте так же:  Нарушение нематериальных прав

Подготовительная часть судебного разбирательства включает процессуальные действия, направленные на то, чтобы с позиций Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. выявить возможность рассмотрения дела по существу.

В назначенное время председательствующий открывает заседание Конституционного Суда РФ и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению. Первоначально он констатирует наличие кворума и правомочность состава Суда принимать решения. Иными словами, необходимо обеспечить законный состав Суда.

Законный состав Конституционного Суда РФ. Судья не имеет права отсутствовать на заседании. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 30 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее 2/3 от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Дело рассматривается Конституционным Судом РФ при неизменном составе судей. Если судья по уважительным причинам не может участвовать в уже начатом процессе, рассмотрение дела может быть продолжено в том же составе при наличии кворума. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании (ч. I ст. 30 Закона).

В конституционном судопроизводстве возможен отвод (отстранение) судьи от участия в рассмотрении дела.

Отстранение судьи Конституционного Суда РФ от участия в рассмотрении дела. Согласно ст. 56 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. судья Конституционного Суда РФ отстраняется от участия в рассмотрении дела, если:

• ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;

• его объективность в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.

При наличии указанных обстоятельств судья Конституционного Суда РФ обязан заявить самоотвод до начала слушания дела, причем ходатайство стороны об отводе судьи, предложение других судей об отстранении судьи от участия в деле или самоотвод судьи могут быть заявлены на любой стадии рассмотрения дела. Стороны не могут заявлять отвод судье по мотивам его необъективности, исходя, например, из субъективной оценки характера задаваемых им вопросов, его политических взглядов и нравственного облика.

В случаях заявления самоотвода судьи либо заявления отвода судье сторонами, их представителями или другими судьями председательствующий ставит на рассмотрение Конституционного Суда РФ вопрос об отстранении этого судьи от участия в рассмотрении дела. Решение по вопросу об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела принимается в закрытом совещании открытым голосованием.

Отстранение судьи Конституционного Суда РФ от участия в рассмотрении дела производится мотивированным решением, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен (ч. 3 ст. 56 Закона). В случае отстранения от участия в рассмотрении дела судьи, являющегося докладчиком по делу, Конституционный Суд РФ одновременно принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.

Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела.

Если после проведения всех проверочных действий принято решение о слушании дела, председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса (экспертам, свидетелям, специалистам и переводчику) — их права, обязанности и ответственность (ч. 3 ст. 57 Закона).

Председательствующий в заседании Конституционного Суда Российской Федерации:

— руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов;

— устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу;

— предоставляет слово судьям и участникам процесса;

— прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.

Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Конституционным Судом Российской Федерации в том же заседании.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/9_93749_podgotovitelnaya-chast-sudebnogo-razbiratelstva-v-ks-rf-polnomochiya-predsedatelstvuyushchego.html

Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в Конституционном суде РФ.

В судебном конституционном процессе существует 8 стадий конституционного судопроизводства в рассмотрении дел:

1) внесение обращений в Конституционный суд РФ – обращения бывают в форме запроса, ходатайства или жалобы, они должны отвечать требованиям Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом. Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной;

2) предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ – обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленному Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ. Заключение судьи по результатам предварительного изучения обращения докладываются в пленарном заседании;

3) принятие обращения Конституционным Судом РФ либо его отклонение – решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей. О принятом решении уведомляются стороны.

4) подготовка к судебному разбирательству – для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей — докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья — докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении, о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;

Читайте так же:  Уточненное ходатайство в арбитражный суд

5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы) – руководит заседанием председательствующий, при наличии кворума он открывает заседание. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий ставится вопрос о возможности рассмотрения дела. Сторонам и их представителям разъясняются их права и обязанности, а другим участникам процесса – их права, обязанности и ответственность.

Регламентом Конституционного Суда РФ установлено протоколирование заседания( для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания). В протоколе фиксируется ход и результаты заседания.

Документы, исследованные Судом, подлежат, по решению Суда, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон.

Если после заключительных выступлений сторон Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.Прекращение производства по делу происходит в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. После признания Судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела;

6) совещание, голосование и принятие Конституционным Судом РФ итоговых решения – итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда РФ, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. В ходе совещания судья Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми судьями и не подлежит оглашению.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением. Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются решения по вопросам организации его деятельности.

Решение суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования;

7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений

Конституционного Суда РФ – решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

— судьям Конституционного Суда РФ;

— Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе,

Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;

— Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.

Решения Конституционного Суда РФ могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение.

Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры РФ, не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ;

8) исполнение решений Конституционного Суда РФ – решение Конституционного Суда РФ подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Конституционный Суд принимает к рассмотрению лишь небольшой процент поступающих обращений. Суд и его Секретариат в большинстве случаев отказывают в принятии обращений к рассмотрению в качестве индивидуальных жалоб, как правило, на том основании, что не соблюдены требования ст.66-67 Закона о Конституционном Суде (по содержанию, по форме, не пройдены предыдущие стадии обжалования, предмет жалобы неподведомствен Суду и пр.).

Это делается после детального, кропотливого изучения обращений специалистами Секретариата и судьями. Но является ли сам себе отказ в рассмотрении дела (т.е. без вынесения решения по существу) отказом в правосудии? Количество обращений в Конституционный Суд – более тысячи в месяц – не может быть в положенные сроки изучено 13 судьями и требует довольно большого аппарата специалистов. Но аппарат не должен подменять Суд; если обращение отвечает всем требованиям, предъявляемым Законом к индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято только Судом.

Конституционный Суд – особое учреждение со специфическими функциями и процедурой. Требования к подаваемой жалобе (оформление, сроки и т.д.) предъявляются всеми судами, и они, безусловно, ограничивают право на судебную защиту. Но иначе судебная система была бы неработоспособной. В Конституционном Суде существуют жестокие требования: жалоба принимается, если окончательное решение по ней было принято в соответствии с обыкновением. Это означает, что решение, оспариваемое заявителем, должно быть типичным и для других сходных случаев, в отношении сотен других людей, т.е. неконституционным (либо конституционным) признается не данное единичное решение, а именно массовая практика.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lektsia.com/5xa1d.html

Стадии судебного разбирательства в конституционном суде
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here