Субъекты административного права нарушения

Помощь по теме: "Субъекты административного права нарушения" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Субъект административного правонарушения

Наиболее важными в юрисдикции являются кодексы Российской Федерации, статьи которых часто обновляются или редактируются. Если за ними следить и знать наизусть, то в любом судебном разбирательстве не понадобится и адвокат. Это всё слишком трудно для начинающих, поскольку незнание даже самых простых вещей сразу заводит в тупик. Для начала стоит узнать, что такое субъект административного правонарушения.

Основные понятия

К административным правонарушениям относятся противоправные действия физического или юридического лица, за которые предусмотрена ответственность согласно КоАП. Как правило, наказание за такие правонарушения не приносит вреда виновнику, а лишь взимает с него некую материальную часть в пользу государства. Это даже не преступления, а проступки, за которые приходится платить.

Субъекты административных нарушений

Как и любая структура, они имеют свои признаки, определяющие суть происходящего:

  • противоправность — происшествие должно обходить закон и не подчиняться ему;
  • виновность — действие осознанно или неосознанно совершается нарушителем;
  • субъект — ответственность за проступок может нести как физическое (обычный человек), так и юридическое (компания, организация) лицо;
  • наказуемость — нарушение обязательно должно быть наказуемым согласно КоАП.

Важно! Если хоть одного пункта не будет при рассмотрении, то совершённое происшествие не является правонарушением.

Лицо, совершившее проступок, будет нести ответственность только в том случае, если это предусмотрено в Кодексе об административных правонарушениях.

Субъекты

Как гласит определение слова, это производитель действия или состояния, лицо, которое совершило проступок. Виновником административного инцидента может быть не только человек, но и организация. В подтверждение этого КоАП имеет, к примеру, статью 5.27, которая оговаривает, что задержка заработной платы работникам административно наказывается. Кодекс расписан не только для физлиц, но и для организаций и предприятий, которые должны соблюдать закон. При этом к юрлицам относятся организации, зарегистрированные как на территории России, так и вне её пределов.

Важно! При рассмотрении дела всегда должен быть субъект. Если его нет, то тогда отсутствует и состав нарушения.

Стоит учесть, что ответственность для физических и юридических лиц различается. Так, первые будут отвечать за нарушение по всей строгости, и к ним могут применяться все меры, предусмотренные законодательством, а вторые — нет. Для организации установлены ограничения в наказаниях. К ним может быть применены только:

  • простое предупреждение для первого раза;
  • денежное взыскание;
  • прекращение работы предприятия на некоторое время;
  • конфискация имущества или предмета совершения.

В списке отсутствуют арест и исправительные работы. Компания или организация согласно КоАП не может направить свою деятельность на благо государства, что вполне логично, ведь тогда это будет противоречить закону о частном предпринимательстве.

Кроме структуры физических и юридических лиц, субъекты делятся ещё на 3 вида:

Обратите внимание! Некоторые из субъектов могут одновременно относиться как к одному, так и к другому виду, например, должностное лицо или государственный служащий.

Кто не может быть субъектом административного правонарушения?

По мнению учёных, несение ответственности за совершённый проступок тоже в некотором роде является деятельностью, но не все люди к этому способны. Принято считать, что человек вправе сам за себя отвечать, начиная с 16 лет. Именно с этого возраста к правонарушителю можно применять административную ответственность. Если ему ещё не исполнилось 16 лет, то он не будет являться субъектом, так как по закону ещё нельзя применять наказание.

Душевнобольной человек не может быть субъектом

Освобождается от ответственности и невменяемый человек, результаты обследования которого показали, что у него, к примеру, проблемы с психикой. Такому гражданину законом назначается специальное лечение. Вменяемость устанавливается только в суде на основании заключения психиатрической экспертизы.

Таким образом, субъект — это физическое или юридическое лицо, совершившее нарушение и понёсшее за это административную ответственность. При этом им не может выступать несовершеннолетний или невменяемый человек.

Источник: http://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/subekt-administrativnogo-pravonarusenia.html

Кто является субъектом административного правонарушения?

Субъект административного правонарушения — это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.

Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.

Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.

Что такое административное нарушение?

Административное нарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

У этого понятия существует ряд свойств.

Признаки административного правонарушения

Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:

  1. Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде».
  2. Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.

К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.

Признаки субъекта административного правонарушения

Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.

Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.

Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.

Читайте так же:  Жалоба задержка решения суда образец

Для некоторых видов административного наказания субъект обязан занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, иметь в собственности (владении) автотранспорт или объект недвижимости. Эти лица называются специальными субъектами.

К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Действия при утрате паспорта».

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с видами административных правонарушений.

А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете об административных взысканиях.

Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц

В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:

  • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
  • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
  • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
  • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.

Кто освобождается от административной ответственности?

Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.

Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.

Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.

По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.

Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.

В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.

Источник: http://legalmap.ru/articles/ap/overall/sub-admin-pravonarush/

Субъекты административных правоотношений и особенности их правового статуса

Дата публикации: 06.08.2019 2019-08-06

Статья просмотрена: 1028 раз

Библиографическое описание:

Нестерова Т. А., Кременов И. Н. Субъекты административных правоотношений и особенности их правового статуса // Молодой ученый. — 2019. — №31. — С. 102-105. — URL https://moluch.ru/archive/269/61893/ (дата обращения: 07.02.2020).

В статье раскрыта сущность дефиниции «субъекты административного права» с позиции науки административного права; выделены особенности субъектов административного права; определены виды субъектов административных правоотношений; раскрыта сущность административной правосубъектности, административной правоспособности, дееспособности и деликтоспособности; рассмотрены особенности правового статуса различных субъектов административных правоотношений.

Ключевые слова: административное право, административные правоотношения, субъекты административных правоотношений, административная правосубъектность, административная дееспособность, административная правоспособность, частные субъекты административных правоотношений, публичные субъекты административных правоотношений.

The article reveals the essence of the definition “subjects of administrative law” from the standpoint of the science of administrative law; highlighted the features of subjects of administrative law; types of subjects of administrative legal relations are defined; the essence of administrative legal personality, administrative legal capacity, legal capacity and delictual capacity is disclosed; considered the features of the legal status of various subjects of administrative legal relations.

Keywords: administrative law, administrative legal relations, subjects of administrative legal relations, administrative legal personality, administrative capacity, administrative capacity, private subjects of administrative legal relations, public subjects of administrative legal relations.

Административное право отличается сложной системой субъектов административных правоотношений, состав и положение которых постоянно модернизируются под влиянием изменений, происходящих в обществе. К примеру, в последние годы появились такие новые субъекты, как иностранные агенты, публично-правовые компании, саморегулируемые организации и пр. При этом изучение субъективного состава является основополагающим при исследовании любой отрасли права. В. М. Манохина справедливо отметила, что эффективность отраслевых норм находится в прямой зависимости от качества знаний о субъекте правоотношений, регулируемых ими [10, с. 188].

Субъект является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности, направленной на объект. С позиции научной литературы под субъектами понимаются физические и юридические лица, а также государственные и муниципальные органы, которые в силу положений нормативных актов наделены способностью иметь и осуществлять права и обязанности (т. е. субъекты наделены правосубъектностью).

С. С. Алексеев выделяет два основных признака субъекта права [4, с. 320]:

1) субъект права — это лицо, выступающее участником общественных отношений, которое в силу своих особенностей может выступать носителем субъективных прав и обязанностей;

2) субъект права должен обладать реальной возможностью участвовать в правоотношениях.

В науке административного права понятие «субъект права» исследуется отдельно, при этом признаётся, что вопрос о сущности субъекта административных правоотношений является одним из важнейших. Система субъектов административных правоотношений более сложная в сравнении с другими отраслями [11, с. 189].

К субъектам административных правоотношений относятся:

1) лица и организации, которые в соответствии с установленными действующим законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами) административных правоотношений, а именно: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;

2) общественные (негосударственные) объединения; служащие государственных органов и организаций, общественных (негосударственных) объединений;

3) представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.

В науке административного права субъекты административных правоотношений принято объединять в три группы [12, с. 175]:

1) Индивидуальные субъекты (физические лица);

2) Коллективные субъекты (юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления и пр.);

3) Специальные субъекты.

При этом существуют и иные взгляды на классификацию субъектов административных правоотношений. К примеру, А. Б. Агапов выделяет индивидуальные и корпоративные субъекты (публично-правовые и частноправовые участники) [5, с. 186]. Т. Б. Макаров говорит о необходимости классификации субъектов административных правоотношений, исходя из их правового положения в механизме государственного управления [8, с. 43].

Читайте так же:  Порядок рассмотрения судом мирового соглашения

Также в качестве основания классификации субъектов административного права рассматривают их правовое положение в системе публичного администрирования [7, с. 17]. Поэтому, по мнению А. М. Волкова, разумнее говорить о субъектах, наделенных государственно-властными полномочиями, и субъектах, таковыми не наделенных, выделяя две основные группы субъектов административных правоотношений: публичные (властные) субъекты и частные (невластные) субъекты [6, с. 210].

Классификация субъектов административного права на публичные и частные не является бесспорной, так как серьёзного осмысления требует сама концепция публичной и частной правосубъектности участников административно-правовых отношений. В этом направлении достаточно удачным считается разъяснение, данное применительно к субъектам налоговых правоотношений. Подвергая критике классификацию административной и налоговой правосубъектности на «активную» и «пассивную», Д. В. Винницкий [12, с. 175] предложил подразделять налоговую правосубъектность на частную (носителями которой выступают граждане, иностранцы, организации) и публичную (где носители — государственные и муниципальные органы, общественно-территориальные образования). Соответственно, субъектов налогового права он считает необходимым подразделять на частных и публичных, используя в качестве основного критерия наличие (или отсутствие) публичной власти у субъекта.

Субъекты административных правоотношений становятся элементами административно-правовых отношений и приобретают административную правосубъектность в разное время. Так, российские граждане обладают им с рождения. Иностранные граждане и лица без гражданства — с момента пересечения государственной границы Российской Федерации. Юридические лица приобретают административную правосубъектность после регистрации в установленном порядке. Государственные и общественные (негосударственные) служащие — с момента назначения на должность.

В качестве частных лиц в аспекте административных правоотношений выступают субъекты, которые в публичных правоотношениях не обладают официальными властными полномочиями, не подчиняются публичной воле. Потому к категории частных лиц не относят должностных лиц. Д. М. Овсянко видит главную особенность, характеризующую граждан как участников административно-правовых отношений, в том, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои личные права и обязанности в сфере исполнительной власти [12, с. 175].

Административно-правовое положение частных лиц зависит прежде всего от объема и характера их административной правосубъектности, которая включает три основных элемента: административную правоспособность и дееспособность, а также деликтоспособность. Административная правоспособность представляет собой признаваемую законом возможность физического лица быть субъектом административного права, иметь права и обязанности в рамках административных правоотношений. Если речь идёт о гражданах Российской Федерации, то возникает правоспособность с момента рождения и прекращается смертью лица. В научной литературе правосубъектность рассматривается как способность лица иметь и осуществлять предоставляемые ему права и обязанности. Г. И. Петров отмечал, что основанием правосубъектности является государственная воля, которая получила выражения в соответствующем акте государственной власти [9, с. 54]. К. К. Лебедев понимает под административной правосубъектностью признание субъектов данного вида участниками общественных отношений, регламентируемых нормами административного права, и наделение их способностями к определенной, в данном случае административной, деятельности [8, с. 47].

Административная дееспособность предполагает способность личными действиями приобретать права и обязанности в рамках административных правоотношений, осуществлять их, а также нести личную ответственность за правонарушения.

Стоит отметить, что, если правосубъектность частных лиц характеризуется правоспособностью и дееспособностью, то в случае с публичными лицами она определяется компетенцией. Под компетенцией при этом необходимо понимать объем государственно-властных полномочий, которым было наделено конкретное звено системы органов государственного управления. Компетенция закрепляется в соответствующих положениях, утверждённых в установленном порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сущность общей административной правоспособности органа государственного управления заключается в его способности самостоятельно осуществлять соответствующий объем исполнительно-распорядительных функций [10, с. 190]. Для органа государственного управления со специальной административной правоспособностью присуще предоставление ему особых полномочий, соответствующих возлагаемым на него задачам.

Административная деликтоспособность представляет собой способность субъекта административно-правовых отношений лично нести юридическую ответственность за совершенное административное правонарушение. Административная деликтоспособность физического лица зависит от двух факторов: вменяемости и возраста. В то время как административная деликтоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяется датой оформления нормативных документов и открытия права гражданина, являющегося ИП.

В зависимости от того, к какому из видов относится субъект различаются права и обязанности, которыми он наделяется. Так, права и обязанности граждан в сфере государственного управления закрепляются в Конституции РФ. В административной науке они подразделяются на две основные группы: статутные и адекватные. Статутные определяют положение гражданина в социальной структуре и являются базовыми (право на жизнь, запрет на принудительный труд и пр.). Адекватные права и обязанности взаимосвязаны с теми сферами, в которых данные права и обязанности возможно реализовать (личные права и обязанности, социально-экономические права и пр.).

При этом субъекты административно-процессуальных правоотношений наделены определенным общим административно-правовым статусом, т. е., вступая в отношения даже процессуального характера, они реализуют свои права, определенные нормами материального административного права. А, к примеру, процессуальный статус субъектов административно-процессуальных правоотношений является производным от общего административно-правового статуса и предусматривает реализацию процессуальных прав и выполнение процессуальных обязанностей в ходе возникновения, изменения или прекращения административно-процессуальных правоотношений.

Таким образом, с позиции публично-правовых отношений, как правило, выделяют два вида участников: субъекты, которые представляют публичный интерес и субъекты, реализующие частный интерес. При этом стоит отметить, что понятие «частное лицо» практически не используется в российском административном праве, предпочтение отдаётся термину «физическое лицо».

Подводя итог, необходимо отметить, что главной особенностью субъектов административного права является их неравенство, которое находит выражение в том, что одна из сторон всегда обладает властными полномочиями, то есть, фактически, орган публичного управления является обязательным участником административных правоотношений. Сама сущность административно-правовых отношений предполагает отношения «власти-подчинения».

Читайте так же:  При заключении мирового соглашения сторонами суд

Источник: http://moluch.ru/archive/269/61893/

Субъект административного правонарушения: понятия, виды

Субъектом административного правонарушения является лицо, совершившее общественно-опасное деяние, обладающее административной деликтоспособностью, то есть способное нести за это деяние ответственность.

Субъектом АП может быть как индивидуальный субъект, так и юр. лицо.

Индивидуальный субъект административных правонарушений

Индивидуальный субъект – лицо, достигшее 16-летнего возраста, обладающее вменяемостью, то есть способностью осознавать характер своего деяния, его общественную опасность.

Индивидуальные субъекты подразделяются на общие и специальные. К специальным субъектам относятся люди, которые отражают особенности своего труда, службы, имеющие в прошлом противоправное поведение и пр.

Должностное лицо относится ко второй категории субъектов.

Должностное лицо – лицо, которое на постоянной основе, временно или в соответствии с определенными полномочиями осуществляет властные функции, наделено полномочиями распорядительного характера в отношении лиц, которые в служебной зависимости от него не находятся.

Должностное лицо может выполнять административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в гос. органах, в местных органах, в ВС РФ.

Если АП совершено в связи с выполнением этих функций руководители и другие работники организаций, предприниматели, которые работают без создания юр. лица, несут административную ответственность как должностные лица.

КоАП предусматривает ответственность предпринимателя как юр. лица, если правонарушение подпадает под состав статьи 7.34 гл. 16,18.

Ответственность, которая предусмотрена статьями 15.3-15.9 КоАП и наступающая в отношении должностных лиц, не может быть применена к предпринимателям, работающим без образования юр. лица.

В КоАП существуют статьи, где ответственность предусмотрена только для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юр. лица (ст.15.26).

Административная ответственность для отдельных видов субъектов

Для отдельных видов субъектов предусмотрена ответственность особого порядка. Например, военные, граждане, призванные на военные сборы, сотрудники полиции, имеющие специальную подготовку, сотрудники уголовно-исполнительной системы и др за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность за исключением нескольких статей в КоАП, которые касаются нарушения требований пожарной безопасности вне места несения военной службы, проведения военных сборов.

Депутаты судьи прокуроры, иностранные граждане, имеющие иммунитет от административной юрисдикции, имеют особые условия привлечения к административной ответственности, которые установлены Конституцией и ФЗ.

Юридическое лицо – субъект административных правонарушений

Юридическое лицо – организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, способная приобретать и осуществлять права и обязанности имущественного и неимущественного характера, быть истцом и ответчиком в суде.

Юр. лица признаются совершившими АП и привлекаются к ответственности в соответствии с КоАП, законами субъектов.

Если в статье КоАП отдельно не оговорено, что данные нормы применяются только к физическому лицу или только к юр. лицу, значит нормы имеют общее действия и могут применяться к организациям, имеющим статус юридического лица в том числе.

При слиянии нескольких юр. лиц к ответственности за совершенное АП привлекается юр. лицо, которое вновь создано.

Если одно юр. лицо присоединяет к себе другое, при совершении АП к ответственности должно быть привлечено лицо, которое присоединило.

Если юр. лицо разделяется на два, в этом случае к ответственности должно быть привлечено то лицо, которое получило права на сделку, в отношении которой совершено АП.

Если юр.лицо преобразуется из одного вида в другой к ответственности привлекается вновь возникшее юр. лицо.

При реорганизации юр. лица ответственность наступает, если правонарушение совершено до завершения реорганизационных мероприятий.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/subekt-administrativnogo-pravonarushenija/

Правовой статус субъектов административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации

Дата публикации: 15.01.2019 2019-01-15

Статья просмотрена: 379 раз

Библиографическое описание:

Планкина И. М. Правовой статус субъектов административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 281-284. — URL https://moluch.ru/archive/241/55684/ (дата обращения: 07.02.2020).

В данной статье рассматривается правовой статус субъекта административного правонарушения, определяется понятие и виды субъектов, анализируются проблемы правовой квалификации лица в качестве субъекта административного правонарушения.

Ключевые слова: административное правонарушение, нарушение таможенных правил, административная юрисдикция таможенных органов, субъект административного правонарушения, участник ВЭД, незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

Под административным правонарушением принято понимать противоправное деяние, совершенное лицом виновно и обладающее общественной опасностью. Состав административного правонарушения предусматривает 4 элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Элементы состава правонарушения включают в себя признаки, которые устанавливаются в ходе правовой квалификации административного правонарушения. Каждый из этих признаков влияет на наступление административной ответственности.

Одним из ключевых элементов состава административного правонарушения является субъект. Под субъектом административного правонарушения принято понимать физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, установленное административным кодексом, и обладающее деликтоспособностью.

Деликтоспособность — правовая способность лица нести ответственность за совершенные противоправные деяния.

Для целей возложения административной ответственности на лиц, виновных в совершении административного правонарушения, субъектами могут выступать физические лица, юридические лица, должностные лица.

Статус физического лица в качестве субъекта административного правонарушения характеризуется двумя основными признаками: возрастом деликтоспособности и вменяемостью. Под деликтоспособностью понимается, как уже отмечалось ранее, способность нести административную ответственность, под вменяемостью понимается отсутствие признаков нарушения психического здоровья, вследствие которого лица не осознавало и не могло осознавать противоправный характер своего деяния.

Общий возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, установлен на уровне 16 лет. Следовательно, по общему правилу, лица, не достигшие возраста 16 лет, не несут административную ответственность. Аналогично лица, которые в момент совершения противоправного деяния находились в состоянии невменяемости, то есть не могли осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, функции организационно-распорядительного характера или административного-хозяйственного характера.

Должностные лица привлекается к административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих функций.

Читайте так же:  Компенсация морального вреда инвалиду

При этом, зачастую возникают проблемы правовой квалификации субъектов административных правонарушений в качестве должностных лиц.

Одной из актуальных проблем правового регулирования является применение ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ. Таможенные органы зачастую отождествляют специалиста таможенного представителя и должностное лицо. В данном случае специалист не обладает правовым статусом должностного лица по смыслу административного права ввиду следующего.

Исходя из толкования примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, должностными лицами в негосударственных организациях являются лица, осуществляющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции. [1] Полагаем, что в данном случае речь идет об управленческой функции субъекта, которой обладают или исполнительные органы юридического лица (например члены совета директоров), или его участники (акционеры, участники общества с ограниченной ответственностью). Рядовые функции работника, направленные на достижение целей, ради которых создавалось юридическое лицо, не могут относиться к управленческим. Следовательно, ссылки таможенных органов на то, что специалист таможенного представителя осуществлял административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции является несостоятельным.

Исходя из субъектов административного правонарушения, связанного с нарушением таможенных правил, деяния можно классифицировать на две группы в зависимости от правового статуса деликвентов:

  1. Нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть любые физические или юридические лица, отвечающие общим признакам субъекта административного правонарушения (таковых большинство);
  2. Нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть только специальные субъекты, т. е. физические или юридические лица, обладающие помимо общих признаков субъекта правонарушения еще и некоторыми характерными признаками, позволяющими им выступать в качестве конкретных правонарушений (например, невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст. 16.18 КоАП РФ), где субъектом правонарушения могут выступать только физические лица, временно ввезшие в РФ или вывезшие из нее товары и транспортные средства для личного пользования).

При этом, в группу физических лиц включаются российские физические лица, иностранные физические лица, должностные лица и военнослужащие. При этом, как иностранные физические лица, так и иностранные юридические лица несут административную ответственность на общих основаниях. [2]

Группа юридических лиц представлена обществами, прошедшими государственную регистрацию, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Правовая квалификация субъекта в качестве деликвента обладает важным практическим значением. В зависимости от его правового статуса назначаются различные виды наказаний, а также их размер. Следовательно, санкция нормы, устанавливающей административную ответственность, расщепляется на несколько вариантов. КоАП РФ устанавливает отдельные виды наказаний для физических лиц, должностных лиц и юридических лиц.

При этом особого внимания заслуживает вина деликвента, что является неразрывно связанной категорией с субъектом административного правонарушения. В особенности достаточно острым вопросом является вина юридического лица.

Исходя из общей теории административного права, под виной понимается психическое отношение субъекта к деянию, отвечающему признакам административного правонарушения. Однако, КоАП РФ не предусматривает формы вины юридического лица, в частности умысел и неосторожность [1]. Вместо этого, законодатель придерживается позиции, согласно которой для определения вины юридического лица достаточно факта административного правонарушения, а категория вины носит формальный характер.

Тем не менее, существует ряд научно-правовых подходов к определению вины юридического лица. Позиции исследователей в указанной сфере можно свести к следующим умозаключениям.

Так, существует подход, который предполагает, что вина — необязательный элемент правонарушения, совершённого юридическим лицом. Так, Д. Н. Бахрах указывает, что, если к ответственности привлекается организация, во многих случаях наличие или отсутствие вины не имеет юридического значения.

Второй подход касается объективного вменения и заключается в привлечении юридического лица к административной ответственности без установления его вины. Для привлечения юридических лиц к ответственности требуется доказать лишь факт нарушения таможенных правил, т. е. при наличии объективных признаков события таможенного правонарушения вина юридического лица предполагается. Данной точки зрения придерживается Д. И. Черкаев.

Третий подход рассматривает вину в качестве обязательного элемента состава административного правонарушения, совершенного юридическим лицом. [3]

Таким образом, субъект административного правонарушения занимает центральное место при правовой квалификации деяния в качестве противоправного. Субъект обладает такими признаками как деликтоспособность и вменяемость, которые должны быть учтены при рассмотрении вопроса о привлечении лица к административной ответственности. Кроме того, субъект административного правонарушения включает в себя 3 вида: физическое лицо, должностное лицо и юридическое лицо. В области таможенного дела существуют проблемы квалификации специалиста таможенного представителя в качестве должностного лица.

Источник: http://moluch.ru/archive/241/55684/

Вопрос 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. При этом., как уже отмечалось, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

В законодательстве различаются также общие субъекты — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты — должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты — военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других — ограничение применения мер административной ответственности. Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 этого Кодекса военнослужащие (особые субъекты) либо не несут административной ответственности на общих основаниях, либо к ним не могут применяться некоторые виды административных наказаний.

Читайте так же:  Мнимая сделка между родственниками

Вопрос 86. Субъективная сторона административного правонарушения.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны — вина субъекта административного правонарушения. Вина бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым — лицо желало наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел — косвенный, так как лицо прямо не желало наступления вредных последствий, но сознательно допускало их наступление либо относилось к этим последствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, считается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора, когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, может служить случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить; во втором — в форме небрежности.

Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, является типичным примером неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, ибо не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), то он совершил неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права притуплять внимание.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т. е. казуса — случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия или бездействия, либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств. Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими соответствующих дорожно-транспортных происшествий известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно происходил инфаркт, появлялись судороги ног, они теряли сознание и др., и водители не были способны управлять транспортным средством.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В статьях КоАП РФ и в законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины. Например, не важно, умышленно нарушил водитель требование дорожного знака или по неосторожности, допустим, не заметил данного знака (ст. 12.16 КоАП РФ).

В ряде случаев, хотя форма вины не установлена законодателем прямо, она косвенно ясна из самого характера деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда. Понятно, что такое действие может быть совершено только умышленно. Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или только в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ предусматривает ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), а согласно ст. 7.26 этого Кодекса установлена санкция за утрату материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем. Очевидно, что такое правонарушение может быть только неосторожным, совершенным в форме небрежности.

Отдельные составы административного правонарушения предусматривают и такие факультативные признаки субъективной стороны состава, как мотив и цель. Например, ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за демонстрацию фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики. Отсутствие указанной цели исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения, предусмотренного данной статьей. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов. Если деяние совершено именно с этой целью, возможность его квалификации по данной статьей исключается. Еще раз подчеркнем, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/5641198/page:54/

Субъекты административного права нарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here