Защита прав несовершеннолетних детей понятие

Помощь по теме: "Защита прав несовершеннолетних детей понятие" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 56. Право ребенка на защиту

Статья 56. Право ребенка на защиту

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 56 СК РФ

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Источник: http://base.garant.ru/10105807/2b6ebde936316453fb0f8db9c6ad7e2c/

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера.

Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, можно отнести к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний. Одна из главных причин заключается в обилии социально-оценочных норм в брачно-семейном законодательстве; норм, одним из необходимых компонентов, содержания которых выступают психологические элементы. Особый социальный резонанс приобретает психологическая экспертиза в делах, связанных со спорами о праве на воспитание детей. К числу таких дел можно отнести следующие:

— о воспитании детей после расторжения брака между родителями и о месте проживания детей;

— о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

— об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу;

— об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства по данному вопросу;

— о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения;

— о лишении родительских прав;

— о восстановлении в родительских правах;

— об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ограничении родительских прав);

— об отмене ограничения родительских прав;

— об усыновлении ребенка;

— об отмене усыновления.

Все перечисленные категории дел связаны с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, где законодатель в качестве критерия для определения последствий, которые указаны в той или иной норме права, применяемой судом, называет интересы детей.

Интерес ребенка — главный критерий для правильного разрешения дела, но выразителями этого интереса в процессе выступают другие заинтересованные лица (родители), чей интерес может объективно противоречить интересу ребенка. По этой причине для правильного, объективного установления истинных интересов ребенка суд нуждается в непредвзятой информации, которая, во-первых, отражала бы определенные факты действительности, во-вторых, была бы получена из процессуально нейтрального (незаинтересованного в исходе дела) источника. Такая информация, с одной стороны, могла бы использоваться для проверки объяснений сторон судом, с другой — служить самостоятельным судебным доказательством определенных обстоятельств. Именно этим объясняется в целом доказательственная значимость выводов, содержащихся в заключении эксперта-психолога.

Родители, будучи законными представителями своих несовершеннолетних детей, вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных на то правомочий.

По Семейному кодексу РФ, при решении вопроса о месте проживания учитывается желание самого ребенка, если он достиг 10-летнего возраста (хотя преимущественного значения этому не придается: суд может не учитывать желания ребенка, если придет к выводу, что оно противоречит его действительным интересам). При выявлении мнения ребенка о месте его проживания перед судом встают вопросы, которые ему необходимо предварительно разрешить.

Задача сохранения жизни, физического и психического здоровья ребенка всегда стояла на первом месте в семейном законодательстве.

Общение ребенка с родителями может быть разным. В одних случаях опасность могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других — очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена статья, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Статья сообщает только о праве этих органов, однако надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности.

Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании.

Информация о грубом нарушении прав ребенка идет к прокурору, в необходимых случаях им может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка. Важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений министерства социальной защиты и др.). Такое устройство вменено в обязанность органов опеки и попечительства, которым предстоит действовать в соответствии со ст. 123 СК РФ. Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего.

Читайте так же:  Образец ходатайства в суд о перерыве

Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц. Поэтому СК РФ обязывает органы опеки и попечительства в течение 7 дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах. Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск.

Источник: http://minjust.ru/ru/novosti/zashchita-prav-i-zakonnyh-interesov-nesovershennoletnih-detey

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА

Защита прав ребенка в Российской Федерации относится к числу наиболее актуальных проблем. В соответствии с Конституцией Российской Федерации ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации.

Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, в том числе и ребенка Российская Федерация приняла на себя также обязанности защищать права гражданина любого возраста, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

В законодательстве Российской Федерации заложены основы государственных гарантий реализации защиты прав ребенка.

Впервые вопросы охраны прав и интересов детей нашли свое отражение в Женевской декларации прав ребенка (Хартия прав ребенка, принятая 24.09.1924 г. Генеральной Ассамблеей Лиги Наций), а также в Декларации прав ребенка, провозглашенной Резолюцией №1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 г.

В преамбуле Конвенции о правах ребенка признается, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, а ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребенка, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, поскольку «ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».

Согласно ст. 19 данной Конвенции, Российская Федерация обязана принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Со дня подписания Конвенции о правах ребенка Россия взяла на себя обязательство привести в соответствие с ней национальное законодательство.

Были приняты: Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ), глава 11 которого регламентирует права несовершеннолетних детей, Федеральные законы от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другие нормативные правовые акты.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно пункту 2 ст. 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам; ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Семья является серьезным инструментом в формировании молодого поколения и приобретении им необходимых жизненных качеств. Вместе с тем родители зачастую не занимаются специально целенаправленным воспитанием своих детей — в такой семье оно происходит стихийно. Не всегда родители, которые являются главными учителями для детей, становятся положительным примером для своих детей. Их неправильное поведение, выражающееся в противоправных и безнравственных поступках в семье и вне семьи, наносит вред воспитанию детей.

Семейное законодательство не определяет, как именно родители должны воспитывать своих детей. В статье 65 СК РФ лишь указаны действия, которые недопустимы при воспитании. В тех случаях, когда в процессе осуществления родителями своих прав и обязанностей в отношении ребенка обеспечение интересов детей перестает быть предметом основной заботы родителей или же эта забота осуществляется в ненадлежащей форме и недостаточном объеме, несовершеннолетний в силу ст. 56 СК РФ имеет право на защиту, которую ему должно обеспечить государство в лице компетентных органов с применением правовых механизмов.

Сегодня механизм защиты прав ребенка в Российской Федерации и во всем мире — это система социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав.

Во исполнение конституционных принципов действующее законодательство создает необходимую систему защиты интересов детей. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий, разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях, создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм, нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом.

В соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21.11.2011 г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области проводится День правовой помощи детям. Основное направление мероприятия заключается в правовой помощи детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Граждане вправе обратиться за бесплатной юридической консультацией по вопросам защиты и охраны прав несовершеннолетних детей, опеки и попечительства , а также обратиться за информацией о нормативных правовых актах Сахалинской области, содержащиеся в Федеральном регистре нормативно правовых актов по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, 23, телефон: 43-03-62, 42-45-91.

Читайте так же:  Принципы организации судебного делопроизводства

Источник: http://to65.minjust.ru/ru/novosti/pravovoe-regulirovanie-zashchity-prav-i-interesov-rebenka

bilety / 47. Защита прав несовершеннолетних детей

Защита прав несовершеннолетних детей

Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.

Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.

Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

К первым относятся:

Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);

предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);

непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);

внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);

опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:

предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Помимо этого, органы опеки и попечительства:

предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав,

выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав,

дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления,

дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье,

Видео (кликните для воспроизведения).

в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка – закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими.

В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка – 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.

Источник: http://studfile.net/preview/3837950/

Защита прав детей

Защита прав детей

действия, предпринимаемые социальными работниками и другими людьми для предотвращения ущерба, наносимого детям умышленно или вследствие небрежного обращения.

Цель любого расследования случаев возможного нарушения прав ребенка – решить вопрос о целесообразности немедленного принятия мер по его защите. Время дорого, поэтому ограничиваются сбором основных сведений. В частности, выясняют мнение ребенка о сложившейся ситуации, подробно беседуют с ним, если это необходимо, а также обсуждают с его родителями обстоятельства возможных случаев жестокого обращения. Ценные сведения могут предоставить другие специалисты, так или иначе работающие с данной семьей. Решение о принятии безотлагательных мер зависит от основательности подозрений, возраста ребенка, представления о возможном преследователе ребенка, семейного анамнеза, поведения и особенностей родителей. Получать все эти сведения приходится в напряженной и даже враждебной обстановке, что требует от социального работника хороших коммуникативных навыков, выдержки и ведения подробных записей.

Проведя расследование, социальный работник может предпринять следующее: прекратить дело (что и бывает в большинстве случаев); предоставить семье ту или иную поддержку, например направить в ЦЕНТР СЕМЬИ; созвать КОНФЕРЕНЦИЮ ПО ОТДЕЛЬНОМУ СЛУЧАЮ, чтобы выяснить мнение других специалистов; удалить ребенка из семьи для обеспечения его безопасности. При наличии достаточных оснований для насильственного удаления ребенка из семьи нужно разработать долгосрочный план на будущее (например, следует ли через некоторое время вернуть ребенка домой?), для чего социальный работник всесторонне исследует угрожающие ребенку обстоятельства.

Читайте так же:  Информационные системы обеспечения защиты персональных данных

Иногда приходится проводить всестороннее оценивание без предварительного расследования, например если специалисты по уходу за детьми беспокоятся за жизнь и здоровье конкретного ребенка, а конкретные основания для проведения расследования отсутствуют. Всестороннее оценивание следует тщательно организовать, поскольку это требует привлечения других специалистов и сбора обширной информации, в частности о природе возможного жестокого обращения. Это могут быть: физический ущерб; небрежное обращение; сексуальная или эмоциональная жестокость; особенности поведения ребенка; эмоциональные проблемы в семье; особенности повседневного ухода за ребенком, в частности питания, сна, гигиенических процедур; отношения между родителями, а также возможности каждого из них ухаживать за ребенком. Результаты оценивания следует подробно записывать, чтобы все участники могли с ними познакомиться.

Всестороннее полное оценивание является важной составляющей плана по защите прав ребенка, позволяя распределить обязанности специалистов в отношении ребенка, его семьи и виновного в жестоком обращении. В результате можно выработать требования к родителям ребенка, например предложить им регулярно приносить младенца в поликлинику для взвешивания или навещать ребенка, пока он не вернется домой. При необходимости удалить ребенка из семьи предпочтительно поместить его неподалеку от места проживания членов семьи, чтобы сохранить семейные узы и способствовать скорейшему возвращению ребенка домой.

Работа по защите прав детей предполагает интенсивное и длительное взаимодействие с семьей ребенка, подвергшегося жестокому обращению. Иногда требуется составить письменный договор о возвращении ребенка с указанием тех мер, которые следует принять родителям для обеспечения благополучия ребенка, а также оговорить возможность контролировать ситуацию, например при посещении центра семьи. Социальному работнику иногда приходится консультировать членов семьи по вопросам дисциплины и воспитания ребенка, привлекать других специалистов для работы с виновным в жестоком обращении, например для обучения приемам совладания с гневом и сексуальными влечениями.

Защита прав детей, как ни один другой аспект социальной работы, вызывает противоречивое отношение в обществе и служит причиной напряжения. Каждый этап такой работы требует тесного сотрудничества с другими специалистами, нужно прилагать особые усилия для облегчения взаимодействия между всеми его участниками, что часто ложится на плечи социальных работников. Защитой прав детей занимаются работники, обладающие необходимыми навыками и опытом, умеющие собирать нужные сведения и принимать решения в сложной ситуации, взаимодействовать с родителями и другими членами семьи даже в ситуации, например, угроз физической расправы с их стороны, участвовать в судебном разбирательстве, детально записывать содержание интервью и принятые решения.

Источник: http://voluntary.ru/termin/zaschita-prav-detei.html

Защита прав несовершеннолетних детей понятие

Принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон, принятый Государственной Думой 22 апреля 2011 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года подписан Президентом России Дмитрием Медведевым.

Принятые изменения направлены на защиту прав и интересов детей, а также на предотвращение злоупотребления своими правами одним из родителей в ущерб интересам ребенка и другого родителя. В этих целях вносятся изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие, что в период рассмотрения судебного спора родителей о детях судом в предварительном заседании определяются место жительства ребенка и порядок осуществления родительских прав до вступления в законную силу соответствующего судебного решения.

За неисполнение судебного решения об определении места жительства детей, а также за совершение ряда действий, нарушающих право детей на общение с обоими родителями, включая намеренное сокрытие местонахождения детей, устанавливается административная ответственность в виде штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей, а при повторном нарушении — в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административного ареста до пяти суток.

Ювенальная юстиция это система органов осуществляющих защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Социальная потребность в системе ювенальной юстиции связана с необходимостью, прежде всего, нормализовать условия жизни и воспитания детей и подростков путем защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, непосредственно занимающихся воспитанием, обучением, подготовкой к труду, охраной здоровья и т.п. Не менее важная социальная задача ювенальной юстиции связана с корректировкой нравственно-психологического развития личности несовершеннолетнего, совершающего правонарушения. При наличии правового основания органы ювенальной юстиции принимают решения и реализуют в отношении лиц, не достигших 18 лет, необходимые меры правового воздействия (наказания, принудительное воспитание, лечение).

Сформулированные таким образом цели ювенальной юстиции позволяют определить ее функции. На наш взгляд, их нельзя свести к основной задаче органов правосудия — обеспечению законности и обоснованности выносимых правовых решений и их исполнению. Представляется также недостаточным, если к этому добавить особые воспитательные средства воздействия, которые должны оказывать органы юстиции на несовершеннолетнего правонарушителя. Не отрицая важность всех этих задач, мы, тем не менее, полагаем, что ювенальной юстиции присущ ряд специфических функций. Ее органы, по нашему мнению, должны обеспечить в максимально возможной степени справедливость любого правового решения в отношении несовершеннолетних. Понятие справедливости шире законности и обоснованности, оно включает:

а) правильный выбор меры воздействия в пределах санкции закона;

б) охрану несовершеннолетних от реального проявления несовершенства закона, его несоответствия реальным условиям жизни подрастающего поколения и т. п., любое несправедливое решение подростком воспринимается не так, как взрослым, оно быстрее и интенсивнее блокирует желание несовершеннолетнего исправиться и, наоборот, способствует сохранению социально-психологической установки, противоречащей нормам права;

в) защиту прав и законных интересов, несовершеннолетних при рассмотрении любого дела (не только гражданского, но и уголовного, административного и т.п.). Речь идет о правах и законных интересах, как связанных с предметом доказывания по делу, так и находящихся за его пределами, о нарушении которых становится известно правоохранительным органам. Столь широкий подход обусловлен тем, что в отношении материнства и детства государство берет на себя функции защиты (ст. 38 Конституции РФ);

По мнению авторского коллектива сотрудников НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ выполнение функций ювенальной юстиции обеспечивается в первую очередь структурой ее системы, которая может быть охарактеризована с помощью классификации входящих в эту систему органов. Существует несколько оснований такой классификации. Одно из них — характер деятельности органов ювенальной юстиции. По этому признаку органы могут быть разделены на четыре следующие группы:

— разрабатывающие законодательство, направленное на обеспечение прав и интересов детей и подростков;

Читайте так же:  Нарушение прав на интеллектуальную собственность инстаграм

— осуществляющие охрану прав несовершеннолетнего;

— осуществляющие правосудие по делам несовершеннолетних;

— исполняющие решения (приговоры, постановления), вынесенные по делам несовершеннолетних Ювенальная юстиция в России. Вчера. Сегодня. Завтра. / Под ред. В.Д. Ермакова. — М.: ИМППЭ, 2011 г..

Государство, как правило, замечает и воздействует на ребенка, когда он уже стал правонарушителем или преступником. Однако тогда это воздействие становится запоздалым. Преступником мы называем подростка условно, поскольку деяния, совершенные им, при условии его совершеннолетия неизбежно повлекли бы за собой уголовную ответственность.

В рассмотрении вопросов юридической защиты прав подростков судья, прежде всего, должен подробнее разобраться в целом ряде психологически и педагогически сложных аспектов подросткового возраста. Времени для этого у него, как правило, нет. Следовательно, для правильного и взвешенного определения необходимой меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя судья остро нуждается в полноценной, проанализированной, обобщенной и компетентно представленной информации о подростке и его средой окружении (семья, школа, друзья и т. д.).

Только всестороннее рассмотрение обстоятельств и ситуации позволит принять взвешенное, справедливое судебное решение, способное вернуть подростка в общество не с «пожизненной печатью» уголовника, а полноценным его членом. Именно такая ресоциализация и должна быть основной заботой и целью общества, государства, а, следовательно, и органов правосудия. Процесс ресоциализации подростка необходимо начинать с выяснения степени социальной опасности его ближайшего окружения и только потом его поведения или поступков. И если меру социальной опасности способно определить современное уголовное законодательство, то, как воздействует на ребенка окружающая его среда, сегодня остается, по существу, вне контроля общества. Чтобы устранить этот дефект, сотрудниками Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» была предложена следующая концепция ювенальной юстиции:

1. Систему особой специализации российской юстиции — институт ювенальных судей.

Ювенальный судья представляет собой не только судью, но и целый штат работников, формирующийся вокруг этой фигуры. Жизненно необходимо создание служб социальных работников, осуществляющих вспомогательные функции по:

— сбору, анализу и представлению судье всего комплекса информации, связанной с конкретным подростком, его средовым окружением, обстоятельствами возникновения ситуации, требующей судебного вмешательства и рассмотрения;

— контакту с семьей несовершеннолетнего, средой его непосредственного окружения — для последующего судебного определения возможности успешного возвращения ребенка в семью или процедур и действий, которые необходимо предпринять в отношении этого средового окружения.

В работе ювенального судьи и в тексте Закона «О ювенальной юстиции» базовыми, отправными должны стать следующие позиции:

1) В подавляющем числе преступлений, совершаемых подростками, основная часть вины лежит на семье, в которой проживает несовершеннолетний правонарушитель (ближайшее окружение).

2) Почти всегда для общества (и для ребенка, безусловно) наиболее желательными являются действия, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений, на сохранение семьи. При этом исключение должны составлять только те случаи, когда сохранение семьи невозможно без реальной и непосредственной угрозы здоровью и жизни подростка.

3) Непосредственно уголовное наказание должно стать чрезвычайной, исключительной мерой наказания для подростка.

Первая и вторая позиции не противоречат друг другу. Их конфликт надлежит решать именно обществу с помощью ювенального суда, социальных служб при суде и большого количества внесудебных процедур (реализуемых, в том числе негосударственными организациями).

Третий пункт предполагает возможность развития практики, основанной на реализации в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия, не связанных с уголовным наказанием. Формой судебного воздействия в подавляющем числе случаев должно стать приобщение подростка к обязательному участию в различных социально-психологических и реабилитационных программах, направленных на его ресоциализацию.

2. Специализированную (ювенальную) прокуратуру. Реформирование нынешней системы правосудия неизбежно вызывает потребность изменений в принципах построения взаимоотношений государства с некоторыми негосударственными институтами.

3. Специализированную (ювенальную) адвокатуру. Важно создать предпосылки для расширения сферы деятельности и специализации адвокатуры по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Поскольку указанный институт не является государственным, необходимо безусловное осознание государством важности:

— более разумной налоговой политики при использовании механизмов поощрения деятельности ювенальной адвокатуры;

— создания условий для повышения доступности и для правового и процедурного обеспечения услуг ювенальных адвокатов детям и подросткам.

4. Институт Уполномоченного по правам ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в России в настоящее время создан. Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 1518 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка» Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 1518 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка», о назначении на должность Уполномоченного при Президенте по правам ребенка Астахова Павла Алексеевича, о назначении на должность Уполномоченного при Президенте по правам ребенка Астахова Павла Алексеевича. Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Формируется структура, которая может иметь и некоторую ювенальную специализацию. Создана должность заместителя Уполномоченного по правам ребенка. Такой заместитель непосредственно курирует вопросы защиты прав ребенка.

5. Институт социальных работников

Социальные работники должны осуществлять непрерывный сбор информации о неблагополучном ребенке в процессе его жизнедеятельности. Эта работа направлена на то, чтобы действия и решения судьи опирались не только на его правовые знания, человеческие качества и жизненный опыт, но и на солидную базу данных, собранных несколькими группами квалифицированных социальных работников.

В данном направлении предлагается формирование четырех различных групп социальных работников:

— действующих в непосредственном и тесном контакте с ювенальным судьей;

— «уличных» социальных работников, осуществляющих сбор первичной и наиболее объемной информации;

— контактирующих с семьей и непосредственным окружением ребенка;

— курирующих конкретного ребенка, помогающих ему после «встречи» с судьей и занимающихся непосредственной помощью в ресоциализации ребенка.

Наряду с перечисленными профессиональными группами к ювенальной юстиции следует отнести целый ряд социально-правовых технологий, связанных с обеспечением более полной защиты прав несовершеннолетних.

В качестве одной из таких форм защиты могут быть признаны процедуры примирения между правонарушителем и потерпевшим, использование которых способно значительно разгрузить суды, освободив их от необходимости рассмотрения большого объема дел невысокой степени тяжести. С другой стороны, процедуры примирения способствуют удовлетворению потребностей потерпевшего во внимании к его проблемам и в ресоциализации, а также позволяют путем совместного обсуждения найти способы и формы возможной компенсации Ювенальная юстиция в России. Вчера. Сегодня. Завтра. / Под ред. В.Д. Ермакова. — М.: ИМППЭ им А.С. Грибоедова, 2011 г. С. 76-79..

Таким образом, ювенальная юстиция представляет собой совокупность правовых механизмов и институтов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных процедур и программ, объединенных вокруг специального судебного института ювенальных судов в систему государственных и негосударственных органов и организаций, предназначенную для обеспечения наиболее полной защиты прав несовершеннолетних.

Читайте так же:  Возмещение судебных расходов после вступления

Необходимо отметить, что на законодательном уровне провозглашены основные гарантии судебной защиты прав несовершеннолетних. СК РФ устанавливает принципы приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной судебной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

В то же время необходимо более четкое закрепление конкретных механизмов судебной защиты прав несовершеннолетних, в частности, в законодательстве об исполнительном производстве. Проблема судебной защиты прав несовершеннолетних, является одной из наиболее актуальных в современном исполнительном производстве. Ее разрешение зависит от целого ряда факторов, как объективного, так и субъективного.

В то же время необходимо совершенствование действующего законодательства, повышение ответственности каждого гражданина в вопросах, связанных с несовершеннолетними, независимо от правового положения участника исполнительного производства, будь то законный представитель ребенка или представитель органа опеки и попечительства.

Источник: http://studbooks.net/1068749/pravo/ponyatie_zaschity_prav_zakonnyh_interesov_nesovershennoletnih_detey

Понятие и сущность прав несовершеннолетних

Представляется уместным определить понятийную базу и правовую основу рассматриваемого явления — гражданско-правовой статус несовершеннолетнего гражданина России.

«Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» — такое определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1959 г. По российскому законодательству ребенком также является лицо, не достигшее 18 лет, причем до 14 лет ребенок считается малолетним.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально — экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

С момента рождения каждый ребенок приобретает способность иметь права, которые предусмотрены семейным законодательством. Глава 11 СК РФ посвящена правам несовершеннолетних детей, которые принято делить на личные неимущественные и имущественные права.

Неимущественные права ребенка в РФ

К личным неимущественным правам детей относятся:

— право жить и воспитываться в семье;

— право на общение с родителями и другими родственниками;

— право на защиту;

— право выражать своё мнение;

— право на имя, отчество и фамилию.

Однако в комплекс личных прав ребенка необходимо включать не только те, что закреплены в СК РФ, но также права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка.

В соответствии с Конвенцией за ребенком признается также право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (ст. 8); право на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27) и др.

Статьей 54 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Согласно ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей или опекунов п. 2 ст. 20 ГК РФ. С четырнадцати лет несовершеннолетние с согласия законных представителей вправе избрать место своего жительства. Место жительства ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. В противном случае споры разрешаются в судебном порядке п. 3 ст. 65 СК РФ.

Согласно ст. 7 Конвенции ООН «о правах ребенка», каждый ребенок имеет право знать своих родителей, насколько это возможно. Если ребенок воспитывается в полноценной семье, то не возникает никаких сложностей. В том случае, если ребенок был найден или воспитывается матерью, а отец неизвестен — право ребенка знать своих родителей реализуется путем установления отцовства (материнства) в судебном порядке.

Ст. 55 СК РФ закрепляет право детей на общение с обоими родителями, а также другими родственниками, как со стороны матери, так и со стороны отца. Закон не дает исчерпывающегося перечня родственников, которые имеют право на общение с ребенком. Таким образом, к этой категории относятся и ближайшие родственники, и родственники более отдаленных степеней. Право на общение с родителями и другими родственниками сохраняется, в случае расторжения брака между родителями, признание брака недействительным. Но тем не менее такое право может быть ограничено или ребенок может его лишиться в случаях, строго определенных законом: лишение (ст. 71 СК РФ) или ограничение родительских прав (ст. 74 СК РФ) и при отобрании ребенка у родителей (ст. 77 СК РФ).

Впервые семейное законодательство не только закрепляет права ребенка, но и предусматривает гарантии их реализации. Одной из таких гарантий является право ребенка на защиту своих прав и законных интересов, предусмотренное ст. 56 СК РФ. Под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, которые компенсируют утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Защита осуществляется с помощью таких отраслей права, как административного, гражданского, уголовного, трудового и других.

Каждый ребенок, в соответствии со ст. 57 СК РФ, вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. При этом право не ограничивается только рамками семьи, а выходит и за его пределы: «ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства» ст. 57 СК РФ. Закон не содержит указания на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом.

В соответствии со ст. 12 Конвенции «О правах ребенка» государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свое мнение при решении любого вопроса в семье, затрагивающего его интересы, при этом взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

В соответствии с п. 1 ст. 58 СК РФ ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Это право реализуются родителями (а при их отсутствии — лица, их заменяющие) во время регистрации рождения ребенка в установленном законом порядке. Родители свободны в выборе имени своему ребенку. «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае» п. 2 ст. 58 СК РФ. Дело в том, что не все народы, населяющие нашу страну, имеют традицию называть людей не только по имени, но и по отчеству. В настоящее время субъекты РФ имеют право установить, что присвоение отчества на их территории не обязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальным традициям.

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если у родителей разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенка решается по соглашению между ними, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. В этом случае субъекты РФ вправе также установить иные правила выбора фамилии ребенку в соответствии со своими национальными традициями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/1070886/pravo/ponyatie_suschnost_prav_nesovershennoletnih

Защита прав несовершеннолетних детей понятие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here