Значение постановлений конституционного суда

Помощь по теме: "Значение постановлений конституционного суда" с полным описанием проблематики и решением. Ели у вас есть вопросы, то обратитесь к дежурному консультанту.

Правовое значение постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ

Высшими судебными органами в России являются:

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ;

Высший Арбитражный Суд РФ.

Полномочия этих судебных органов закреплены непосредственно в Конституции РФ — в статьях 125, 126 и 127.

При рассмотрении вопроса о правовом значении постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ необходимо в первую очередь иметь в виду следующее:

Данные органы в силу природы судебной власти не являются нормотворческими, т.е. они не должны и не вправе издавать какие-либо нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения.

Иное искажало бы саму суть правосудия, призванного осуществлять разрешение споров о праве в цивилизованном обществе. Иных задач в силу принципа разделения властей у суда нет и быть не может.

Акты, принимаемые Конституционным Судом РФ в рамках конституционного судопроизводства, разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ, не являются нормативными актами и по своему содержанию выступают либо как решения по конституционно-правовым спорам, содержащие вывод о соответствии или несоответствии Конституции РФ различных нормативных актов, либо как акты толкования права.

1. Постановления Конституционного суда РФ.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд России — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Его главная задача – рассмотрение дел о соответствии нормам Конституции РФ федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституций, уставов и законов субъектов РФ, не вступивших в законную силу международных договоров.

Кроме того, он разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, реализует полномочия по толкованию норм Конституции РФ и дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Последствия признания Конституционным Судом РФ того или иного акта или отдельных его положений установлены в ч. 6 ст. 125 Конституции РФ и ст. ст. 79, 80 и 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Причем юридическую силу такого решения Конституционного Суда РФ невозможно преодолеть принятием того же акта вновь (либо акта, содержащего положения, аналогичные тем, что были признаны неконституционными).

В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, обязаны рассмотреть вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ как акт прямого действия.

Что же касается решений о толковании Конституции РФ, то разъяснение смысла конституционных норм, в них содержащееся, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

2. Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ.

В соответствии со ст. 126 и ст. 127 Конституции РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, возглавляющие соответственно систему судов общей юрисдикции и систему арбитражных судов, помимо осуществления правосудия по подведомственным им делам дают разъяснения по вопросам судебной практики.

Они необходимы для того, чтобы обеспечить единство такой практики, правильное применение судами закона в соответствии с его «буквой» и «духом».

Такие разъяснения принимаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Данные документы представляют собой акты толкования права, не являются нормативно-правовыми актами и, следовательно, не могут иметь общеобязательную юридическую силу.

В России – статутная (т.е. основанная на совокупности нормативных актов, принимаемых парламентом, правительством и главой государства), а не прецедентная правовая система, поэтому указанные акты Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ не могут каким-либо образом изменять или дополнять правовые нормы.

Толкование, данное в такого рода разъяснениях, обязательно для судов, применяющих соответствующие нормы права при рассмотрении конкретных дел. Именно такая позиция содержится в ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ»: «По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации».

Что же касается Верховного Суда РФ, то в ст. 56 Закона «О судоустройстве РСФСР» содержится следующая норма: «Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение».

По-видимому, данная норма имеет в виду органы государственной власти и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство в уголовном процессе (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование).

Читайте так же:  Право подписи от имени юридического лица

Как уже указывалось выше, разъяснения судебной практики даются Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ в форме прежде всего постановлений пленумов этих судов.

Тем не менее поскольку действующее законодательство наделяет президиумы указанных судов, а также судебные коллегии Верховного Суда РФ правом рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики, то разъяснения законодательства содержатся также в постановлениях президиумов Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ, обзорах судебной практики, информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и письмах судебных коллегий Верховного Суда РФ, однако вопрос о юридической силе подобных документов не решен.

Источник: http://megaobuchalka.ru/5/525.html

Юридическое значение решений Конституционного Суда РФ

Порядок принятия решений Конституционного Суда РФ

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей, который производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Во всех случаях председательствующий голосует последним. Для принятия решения требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости — и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем, чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.

Юридическое значение решений Конституционного Суда РФ

Решение Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Данное обстоятельство может сказать многое о юридической силе решений Конституционного Суда РФ. О ней же может многое сказать и предписание ст. 6 Закона о Конституционном Суде, где сказано, что решения этого Суда “обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений”.

Это общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности (см. ч. 6 ст. 125 Конституции РФ), что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу и не могут применяться. Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч. 2 ст. 79 Закона предусматривает: “Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта”.

В соответствии со ст. 80 Закона о Конституционном Суде РФ принятие Судом постановления, признающего какой-то закон или иной нормативный акт полностью или частично противоречащим Конституции РФ, должно влечь за собой осуществление конкретных мер по приведению такого акта и связанных с ним других актов в соответствие с конституционными предписаниями. В частности, в п. 1 этой статьи говорится: “Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке”. Другими словами, решение Конституционного Суда РФ о признании конкретного закона полностью или частично противоречащим Конституции РФ обязывает органы, участвующие в правотворчестве, в том числе Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ, приступить к активным действиям по устранению образовавшегося пробела в законодательстве.

Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно, так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.

46. Судейский корпус объединяет в себе всех профессиональных судей, уполномоченных на осуществление правосудия. К таковым относятся судьи Конституционного суда РФ, Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, всех арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Все профессиональные судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и другими федеральными законами, а применительно к деятельности судей Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей также и законами субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Гражданская ответственность родителей за несовершеннолетних детей

В зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств судьям присваиваются квалификационные классы. Согласно ч. 2 ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

47. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

Судьей может быть:

— достигший предусмотренного законом возраста;

— имеющий высшее юридическое образование;

— имеющий необходимый стаж работы по юридической профессии;

— не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Прежде чем быть назначенным на должность судьи гражданин обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Это общие требования ко всем профессиональным судьям, составляющим судейский корпус. Законодатель, тем не менее, закрепил дополнительные требования, касающиеся отдельных категорий судей. Так, судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного(флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Дата добавления: 2016-10-07 ; просмотров: 1452 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/7-36036.html

§5. Правовое значение Постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Полномочия этих судебных органов закреплены непосредственно в Конституции РФ – в статьях 125, 126 и 127.

При рассмотрении вопроса о правовом значении Постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного РФ необходимо в первую очередь иметь в следующее. Данные органы в силу природы судебной власти не являются нормотворческими, т.е. они не должны и не вправе издавать какие-либо нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения. Иное искажало бы саму суть правосудия, призванного осуществлять разрешение споров о праве в цивилизованном обществе. Иных задач в силу принципа разделения властей у суда нет и быть не может. Акты, принимаемые Конституционным Судом РФ в рамках конституционного судопроизводства, разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленумов Верховного и Высшего

Арбитражного Суда РФ, не являются нормативными актами и по своему содержанию выступают либо как решения по конституционно-правовым спорам, содержащие вывод о соответствии или несоответствии Конституции РФ различных нормативных актов, либо как акты толкования права.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд России

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует

непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Значение деятельности Конституционного Суда России для формирования правовых основ деятельности государственных органов, в т.ч. в сфере охраны правопорядка, прав и свобод граждан трудно переоценить. Конституционный Суд России, созданный в 1991 г., быстро завоевал уважение общества, так как принял много смелых решений, основывая их не только на нормах дейст- вовавшей Конституции РСФСР, но и на общеправовых принципах, признанных мировым сообществом, положениях международного права. Во многом благодаря его решениям судебная реформа двигалась даже вопреки инертности некоторых консервативно настроенных ведомств и лоббированию ими законопроектов в парламенте.

В соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ, Верховный Суд РФ и

Высший Арбитражный Суд РФ, возглавляющие соответственно систему судов общей юрисдикции и систему арбитражных судов, помимо осуществления

правосудия по подведомственным им делам дают разъяснения по вопросам судебной практики. Они необходимы для того, чтобы обеспечить единство такой практики, правильное применение судами закона в соответствии с его «буквой» и

«духом». Такие разъяснения принимаются в форме постановлений Пленума

Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Как уже было отмечено, данные документы представляют собой акты толкования права, не являются нормативно-правовыми актами, и, следовательно,

не могут иметь общеобязательную юридическую силу. В России – статутная (т.е. основанная на совокупности нормативных актов, принимаемых парламентом, правительством и главой государства), а не прецедентная правовая система, (последней свойственно так называемое «судебное нормотворчество»1), поэтому указанные акты Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ не могут каким либо образом изменять или дополнять правовые нормы. Толкование, данное в такого рода разъяснениях, обязательно для судов, применяющих соответствующие нормы права при рассмотрении конкретных дел. Именно такая позиция содержится в ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона

«Об арбитражных судах в РФ»: «По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации». Что же касается Верховного Суда РФ, то в ст. 56 Закона «О судоустройстве РСФСР» содержится следующая норма: «Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение». По видимому, данная норма имеет ввиду органы государственной власти и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство в уголовном процессе (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование). Если же обратиться к проекту Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»,

Читайте так же:  Синергия академический отпуск

1 Характерна для Великобритании (точнее для Англии, поскольку в Шотландии действует свое особое право), США и других стран, воспринявших английское право.

внесенному в Государственную Думу Президентом РФ, который, по сути, призван заменить собой Закон «О судоустройстве РСФСР», то подобное положение в нем отсутствует.

Как уже указывалось выше, разъяснения судебной практики даются Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ в форме, прежде

всего, постановлений пленумов этих судов. Тем не менее, поскольку действующее законодательство наделяет президиумы указанных судов, а также

судебные коллегии Верховного Суда РФ правом рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики, то разъяснения законодательства

содержатся также в постановлениях президиумов Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ, обзорах судебной практики, информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и письмах судебных коллегий

Верховного Суда РФ, однако вопрос о юридической силе подобных документов не решен.

Источник: http://lawbooks.news/ugolovnoe-pravo_815/pravovoe-znachenie-postanovleniy-39687.html

Виды решений Конституционного суда РФ, их юридическое значение

Решения КС РФ делятся на 2 вида: итоговые решения и иные решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

А) постановление— итоговое решение КС РФ по существу дел, связанных с реализацией полномочий КС РФ (или дел, возникших с необходимостью толковать конституцию).

Б) заключение— итоговое решение по запросу о проверке соблюдения порядка установленного обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Принятие этих решений проводится открыто путем поименного опроса судей ( председательствующий голосует последним). Принятие решений проводится в закрытом совещании, куда допускаются только принимавшие участие в слушании судьи , а также работники аппарата КС РФ, обеспечивающие протоколирование и стенографирование.Судьи могут выступать неограниченное количество раз. Постановление( заключение ) считается принятым , если за него проголосовало больше половины судей, причем судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с постановлением( заключением), он может письменно изложить свое особое мнение, которое публикуется вместе с итоговым решением. Оно подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в т.ч. и не согласными с ним.

Вступление в силу и юридическое значение итоговых решений КС РФ:

Постановлениевступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Заключениеможет быть постановлено при соответствующем запросе из Гос Думы. Если КС найдет нарушения в процедуре выдвижения обвинения Президента РФ в гос измене или ином тяжком преступлении, то он дает отрицательное заключение , которое также является обязательным и ведет за собой прекращение обвинительного процесса.

О юридическом значении итоговых решений КС РФ говорит ряд статей из федерального закона.

— По ст 6 решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

— По ст 79 решение КС РФ окончательно и не подлежит обжалованию. Юридическая сила решения о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не могут применяться;признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

— Также решение КС РФ о признании конкретного акта полностью или частично противоречащим Конституции обязывает органы, участвующие в правотворчестве, приступить к действиям по устранению пробела в законодательстве.

— Если выявлено несоответствие акта КРФ, то гос орган или должностное лицо обязаны отменить этот акт, а пока нет нового, применяется Конституция.

— Правительство Российской Федерации не позднее шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части.

— отдельных органы законодательной власти в субъектах РФ не позднее 6 месяцев принимают новый закон(поправку к закону).

— федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее 2 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

2. Иные решения КС РФ:

А) определения— решения, принимаемые по вопросам, связанным с осуществлением конституционного судопроизводства.

Б) в виде решенийоформляются выводы суда по рассмотрению организационных вопросов.

Юридическое значение иных решений КС РФ:

Важную роль играет понятие правовых позиций Конституционного Суда. Под правовой позицией раньше понимались выводы и суждения Конституционного суда о смысле законов , которые излагались как и в постановлениях, так и определениях, причем было распространено не аргументированное законом мнение, что правовые позиции должны соблюдаться и исполняться. Но с принятием ФКЗ 3 ноября 2010г. В статье 79 указывалось, что правовая позиция — это вывод КС РФ о соответствии конституции НПА или его части, что она должна быть изложена в постановлении и что она подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу.

Иные решениявступают в силу со дня их принятия.

Дата добавления: 2015-11-23 ; просмотров: 2112 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/4-17306.html

Постановления и определения Конституционного Суда РФ и их значение для правильного применения уголовно-процессуального закона

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Читайте так же:  Окончание предварительного судебного заседания

Его полномочия, организация и деятельность регулируются Конституцией РФ (ст. 102, 125, 128), Законом о КС РФ и Законом о судебной системе, а также Регламентом КС РФ от 01.03.1995 № 2-1/6.

Полномочия КС РФ, имеющие значение для уголовного судопроизводства:

1) разрешение дел о конституционности УПК и его отдельных положений.

Трудно переоценить роль КС РФ в приведении уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Решения КС РФ по вопросам полномочий суда в уголовном судопроизводстве, гарантий прав обвиняемого, потерпевшего, расширения возможности обжалования действий и решений должностных лиц и органов в уголовном процессе и другие были учтены при подготовке нового УПК. В связи с жалобами граждан и запросами депутатов Государственной Думы, а также судей КС РФ в своих постановлениях и определениях дал важные для применения УПК разъяснения. Некоторые нормы УПК были признаны не соответствующими Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.

Решение КС РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления КС РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то непосредственно должны применяться нормы Конституции РФ до принятия нового нормативного акта. В целях обеспечения исполнения решений КС РФ предусмотрена обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением КС РФ. Неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению решения КС РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом (ст. 80 и 81 Закона о КС РФ).

Признание КС РФ закона, примененного судом в уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ, является новым обстоятельством для возобновления производства по данному делу (п. 1 ч. 4 ст. 413 УПК);

2) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти.

Примером разрешения такого спора по вопросам уголовного судопроизводства является Постановление КС РФ от 01.12.1999 № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела».

Конституционный Суд РФ указал, что отстранение Генерального прокурора РФ от должности на время расследования является обязательным последствием возбуждения в отношении него уголовного дела, при этом должен быть издан соответствующий акт об отстранении Генерального прокурора РФ от должности. Отстранение от должности должно составлять компетенцию иной, находящейся вне системы прокуратуры, государственно-властной инстанции федерального уровня (ч. 1 ст. 11, п. «г», «о», «т» ст. 71 и ст. 129 Конституции РФ). Акт об отстранении Генерального прокурора РФ от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела в отсутствие иного законодательного регулирования обязан издать Президент РФ;

3) Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Источник: http://studme.org/260300/pravo/postanovleniya_opredeleniya_konstitutsionnogo_suda_znachenie_pravilnogo_primeneniya_ugolovno_protsessual

Виды решений Конституционного Суда РФ, порядок их принятия и юридическое значение

Решения КС РФ подразделяются на 2 вида: итоговые и иные.

К итоговым решениям относятся:

  • а) постановления (выносимые по существу любого из вопросов, перечисленных в п.п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О КС РФ» — дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов высших органов власти, о разграничении полномочий между органами власти, о толковании Конституции РФ и т.п.);
  • б) заключение (по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления).

К иным решениям относятся определения (Они выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным с приёмом и отказом в приёме обращений в КС РФ или с организацией работы КС РФ — установление очерёдности рассмотрения дел, передача дела на рассмотрение палат, утверждение Регламента КС РФ и т.п.).

Для принятия постановления и заключения установлены особые правила.

Они должны приниматься в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только судьи, принимавшие участие в рассмотрении данного дела. На совещание могут быть допущены работники КС РФ, обеспечивающие протоколирование хода совещания. Каждому судье предоставляется возможность выступить неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступления.

Голосование по результатам рассмотрения и обсуждения дела проводится открыто. Решение КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей, в алфавитном порядке, начиная с судьи, определяемого каждый раз по жребию. Председательствующий в заседании во всех случаях голосует последним.

Судья КС РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Решение КС РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Судья КС РФ, не согласный с решением КС РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением.

Решение подписывается всеми принимавшими участие в голосовании судьями КС РФ, в том числе и теми, кто не был согласен с ним и изложил особое мнение. Совещание протоколируется, протокол также подписывается всеми принимавшими участие в голосовании судьями КС РФ, но протокол оглашению не подлежит.

Решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения (за некоторыми изъятиями).

Решение КС РФ обязательно на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 ФКЗ о КС РФ).

Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления КС РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Читайте так же:  Патент на работу образец заполнения

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (ст. 79).

В случае, если решением КС РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения КС РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

Позиция КС РФ относительно того, соответствует ли Конституции РФ смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении КС РФ, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления КС РФ.

Источник: http://vuzlit.ru/1261353/vidy_resheniy_konstitutsionnogo_suda_poryadok_prinyatiya_yuridicheskoe_znachenie

Постановления Конституционного Суда РФ и их значение для правильного применения уголовно-процессуального закона.

В системе источников уголовно-процессуального права с 1991 г. начали играть роль постановления КС РФ. Осуществляя конституционный контроль, КС РФ по представлению государственного органа либо по жалобе гражданина вправе признать какой-то закон полностью или частично противоречащим Конституции РФ. Такое решение обязательно не только для правотворческих, но и для правоприменительных органов. Оно влечет за собой необходимость соответствующей корректировки законодательства и одновременно запрет применения признанных неконституционными актов в целом или их частей. Помимо этого, такие решения являются основанием для пересмотра уголовных дела в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств, то есть имеют практическое значение для постановления законного и обоснованного приговора. Наряду с постановлениями КС РФ о конституционности или неконституционности конкретных законов либо иных правовых актов обязательны также его постановления, содержащие толкование положений Конституции РФ. При этом необходимо помнить, что КС РФ не предоставлено право давать разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам практики применения закона при разрешении уголовных дел.

Соотношение уголовного и уголовно-процессуального права. Тесно связаны между собой. Нормы материального права реализуются только в уголовном процессе, только на основании норм процессуального права. С другой стороны, существование процессуальных норм без уголовного права лишено смысла.

УП устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет деяния, являющиеся преступлениями, устанавливает виды наказаний и иные меры, назначаемые за совершение преступлений. УПП дает те юридические формы, в которых решается вопрос об уголовной ответственности за совершение преступлений.

Средством реализации норм УП является УПП, поскольку УП содержит юридическую характеристику и оценку общественно опасных деяний (преступлений), применение норм уголовного права возможно при установлении (доказанности) всех фактических обстоятельств, а также данных, относящихся к личности виновного, его субъективного отношения к своим действиям (бездействию) и их последствиям. УПП создает формы применения норм материального УП. Однако обе эти отрасли имеют своим предметом различные виды правоотношений. Уголовно-правовое отношение – это отношение между государством в целом и лицом, совершившим деяние, запрещенное уголовным законом. Оно возникает в момент совершения этого деяния.

68. Система и структура уголовного и уголовно-процессуального законодательства. (было)

69. Принципы уголовного и уголовно-процессуального права: понятие, виды, характеристика. Законность как уголовно-правовой и уголовно-процессуальный принцип.

Принципы уголовного права — указанные в уголов­ном законодательстве основополагающие идеи, которые опреде­ляют как в целом его содержание, так и содержание отдельных его институтов.

Уголовный кодекс РФ закрепил пять принципов:

2. равенства граждан перед законом;

Каждый из них является самостоятельным; в своей же со­вокупности принципы образуют определенную систему, в кото­рой они находятся в тесной связи и взаимообусловленности.

Принцип законности

Принцип законности (ст. 3 УК РФ) гласит, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Данный прин­цип, являясь конституционным, включает два важных положе­ния, известных человечеству с давних времен:

· нет преступле­ния без указания на то в законе;

· нет наказания без указания на то в законе.

Суть первого означает, что к уголовной ответственно­сти может быть привлечено лишь лицо, совершившее обществен­но опасное деяние, запрещенное уголовным законом, суть второ­го — наказуемость деяния вытекает из его преступности и также определяется уголовным законом. Кодекс дает исчерпывающий перечень видов наказаний с точным указанием условий и пределов его назначения. Это исключает возможность применения су­дом наказания, не предусмотренного законом.

Только Уголовный кодекс фиксирует и другие уголовно-пра­вовые последствия, обусловленные преступностью и наказуемо­стью деяния. Так, лицо, осужденное за совершение преступле­ния, считается судимым со дня вступления обвинительного при­говора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с Кодексом может учиты­ваться прирецидиве преступлений и при назначении наказания (ст. 86 УК РФ).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://cyberpedia.su/20x2dd8.html

Значение постановлений конституционного суда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here